Античный дворец в урочище Тёплое.

Регион
Московская область
Тёплое, или Теплово - странное место. Его уже почти что нет. Нет его и на обычной карте Московской области, лишь на километровке еще сохранилось урочище Теплое.



Попасть туда можно по проселочной полевой дороге, ведущей в никуда... А ведь совсем недавно проезд был сильно затруднён для недоприводов. Дорога раскисала до безобразия даже после самого незначительного дождичка. В 2016 году ее отсыпали щебнем, чтобы машины лесовозы без труда проезжали до делянок, а также облегчили проезд местных жителей на кладбище. Дорога плутает между садовыми товариществами и пылит в сухую погоду. Местами приходится прижиматься к обочине, чтобы можно было разъехаться. Я не упустил шанс сделать красивое фото. Остановился посреди проезжей части. На горизонте забрезжил тазик и я сделал все быстро. Садясь за руль со мной поравнялась та машина, что на горизонте. За рулём была женщина, которая размахивала руками, приветствуя меня. Я её тоже поздоровался взмахом левой руки, а ведь мы первый раз, а может и в последний видели друг друга.



Минуя муниципальное кладбище деревни ВАСИЛЬЕВСКОЕ-СОЙМОНОВО мы оказались на распутье двух дорог, словно в какой-то популярной русской народной сказке.



Не долго думая,решили держаться правее, а изучение альтернативного направления отложили на потом. Если хорошо приглядеться, то на горизонте видна ещё одна машина. Мы оказались не одни, нас опередила молодая пара с ребёнком на каком-то тазике. Я крайне не люблю изучать заброшенности в присутствии посторонних, но ребята судя по всему уже нафотографировались и собирались в обратный путь. Мы тем временем выпустили собаку на вольные хлеба и решили пообедать. Время для приема пищи было самое подходящее. Мы приехали сюда в три часа дня. Около храма организована большая парковочная зона и можно не мешать другим. Поели сами и накормили собаку, собрали мусор. Порадовало, что территория не загажена, как это часто бывает. Тем временем наши соседи погрузились в машину и уехали. Мы погрузились в полную тишину и больше ничего не мешало нам прикоснуться к истории наедине с Богом.



Для начала стоит окунуться в историческую составляющую, благо что у храма есть свой большой раздел на сайте собора Святой Троицы города Клин. Село Тёплое стоит на речке Вейне. В начале XVII века сельцо было вотчиной Елизара Леонтьевича Ржевского. В Смутное время оно было практически полностью сожжено, а в 1641 году перешло к Артемию и Самсону Ивановичам Огибаловым. В1646 году Самсон Иванович просит разрешения у церковных властей построить в Теплом деревянную церковь в честь Знамения Пресвятой Богородицы с приделом преподобного Александра Свирского. В 1656 году храм был построен. С 1683 по 1705 год селом владел стольник Петр Самсонович Огибалов, затем — его дети.
В 1728 году в Теплом тщанием прапорщика Лаврентия Борисовича Дмитриева была построена новая деревянная церковь.
В 1758 году село купила Прасковья Алексеевна Соймонова. в 1770-х годах Соймоновы построили в селе Теплом усадьбу, а затем и каменную церковь вместо обветшавшей деревянной.
Проектировал усадьбу и храм Николай Александрович Львов. Он является одним из крупнейших русских архитекторов эпохи классицизма.
Усадьба находилась у церкви у пруда и представляла собой единый садово-парковый ансамбль. Здание главного дома было относительно невелико, имело два этажа с колоннадой коринфского ордера.
С ансамблем усадьбы связана и ныне существующая каменная церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Она была построена в 1797 году на средства Николая Александровича Соймонова, Брата Петра Александровича Соймонова, статс-секретаря Екатерины II.
Старая деревянная церковь была перенесена в 1804 году в село Ламишино-Богородское Рузского уезда.



Церковь в стиле зрелого классицизма, кирпичная, с использованием белого камня, оштукатурена. Одноапсидный двусветный храм, завершающийся невысокой купольной ротондой, с боков расширен двумя равновеликими приделами; еще два придела примыкают к трапезной. Боковые приделы храма и колокольня украшены высокими тосканскими портиками с фронтонами. Верхние Цилиндрические ярусы колокольни поставлены на ризалит западного портика; второй ярус особенно красив и выразителен — с колоннами и высокими арочными проемами. Верхний маленький ярус оснащен резонирующими отверстиями.



Итальянские мотивы проглядывают во всем убранстве храма: арочные трехчастные окна, лепные кронштейны. С трех сторон церковь окружена тосканскими портиками с фронтонами. Правда время и агрессивная окружающая среда беспощадны к этой красоте. Архитектурные элементы из белого камня обрушаются и нужно быть крайне внимательными. Лучше соблюдать дистанцию и не приближаться к этой части храма. С правой стороны храма портик увенчанный колоннадой ещё устоял.





Но это не надолго. Как только сгниёт металлическая обвязка всё рухнет, необратимые процессы разрушения идут полным ходом.



 
Кирпичная кладка одного из пределов начала осыпаться.



С левой стороны храма портик утрачен и колонны завалились на вход, ведущий в алтарную зону.



Говорят, что территория церкви была обнесена каменной оградой, следы которой сохранились до настоящего времени. Нам правда не удалось их найти. В высокой траве встречались лишь крупные осколки известняка, которые я изначально принял за остатки надгробий. В прихрамовой зоне было принято придавать земле самых достойных священнослужителей и меценатов, но надписей обнаружено не было и размеры камней были несоизмеримо малы.







В 1937 году Знаменская церковь была закрыта, но сохранялась местными жителями в хорошем состоянии. В годы Великой Отечественной фашисты разграбили и сожгли усадьбу, однако храм не пострадал, он запирался на ключ вплоть до середины пятидесятых. По одной из легенд последние священнослужители собрали основные храмовые ценности и поместили их в одном из помещений под колокольней, а вход в него замуровали. Со временем поползли слухи что в храме спрятан клад. В 1950-х годах жители сел Теплое и Марьино обнаружили это помещение, пробили в потолке отверстие с верхнего этажа и разграбили ризницу. Все внутреннее убранство храма было также расхищено.А чтобы замести следы внутри был устроен пожар. Единственная сохранившаяся икона — «Сошествие Святого Духа» — находится в настоящее время в Преображенской церкви пос. Нудоль.
Свой «вклад» в разрушении храма также внесли «черные копатели», которые начали атаковать урочище со второй половине прошлого века до наших дней. Помните в самом начале я упоминал развилку, на которой мы остановились перед храмом. Левое ответвление дороги как раз ведёт на старое заброшенное кладбище, которое мы планировали посетить, но ряду причин не смогли этого сделать, хотя крестик на карте стоял и был занесён в основной список мест, кеуда должны обязательно заехать. Откровенно скажу сказалась усталость, а так же меня сбило с толку действующее муниципальное кладбище, на котором проездом были замечены старинные надгробия. Про него я обязательно расскажу в отдельном блоге, чтобы не перегружать информацией в одном месте.



Завершив внешний осмотр, было принято единственно правильное решение войти во внутрь исключительно через центральный вход. Но перед этим давайте заострим внимание на белокаменную ротонду увенчанную малым крестом, который уцелел, а так же высоченной трёхярусной колокольней цилиндрической формы с огромными арочными проемами в звоннице и колоннадами, которые были защищены металлическими листами от климатических катаклизмов и позолочены, большую часть которых сорвало ветром. Можно только догадываться как они горели в лучах восходящего и заходящего солнца.



В 2008 году по благословению Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия Знаменская церковь приписана к приходу Преображенской церкви пос. Нудоль Клинского района, а в 2010 году был заключен договор о передаче Знаменской церкви в безвозмездное пользование приходу. В 2012 году при входе появилась табличка содержание которой сводилось к тому, что церковь является памятником архитектуры и подлежит дальнейшему восстановлению. В 2013 даже началась какая-то движуха внутри храма, появились ограждения, некоторые окна закрыты полиэтиленом, плитка на полу расчищена. За сим дело и встало. В 2016 году рухнул крест, венчающий колокольню. Какое-то время он стоял в углу одного из приходов. По состоянию на начало лета 2019, а именно июнь месяц храм находится в плачевном состоянии и на мой взгляд, как я говорил ранее он прошел точку невозврата и не восстановление его не имеет смысла, хотя не стоит упускать шанса, что произойдет чудо.
Давайте уже войдём во внутрь. Слева от входа имеется ниша с винтовой деревянной лестницей которая ведёт на второй уровень в хоровую зону и на колокольню. Честно скажу, я не рискнул подниматься по ней, хотя ступени вполне крепкие.



Далее над первым входом уцелели фрески, на которых просматриваются остатки сюжетной линии. Но я не знаток иконописи, может кто и подскажет назначение этой иконы.



Далее на глаза попадается лик Святого Архангела Гавриила – это ангел передающий благие вести и познания. Он считается одним из высших ангелов в Заветах. Священнику он возвещает в храме о рождении Иоанна Крестителя. В Библии его называют ангелом хранителем всего народа. По преданию, святой Гавриил всегда охранял Деву Марию на протяжении всей ее жизни жизни. Именно он предупредил супруга Марии в замысле царя истребить младенцев, он велел им бежать в Египет вместе с ребенком и Богородицей. Он научил в пустыне праотца Моисея книжному писанию. Также именно от него было сообщение о начале мира и создании первого человека и научил всякой премудрости.Нужно отметить, что Гавриил является одним из четырех архангелов, которые описаны в еврейских описаниях. Он считается одним из двух ангелов высшего ранга в исламской и христианской религии. Если капнуть глубже, то это очень спорный и двуличный персонаж. Многие об этом даже и не догадываются.

 
Гавриил - уникальный архангел в том смысле, что это, почти наверняка, единственная женщина в высших сферах. Кроме того, говорится, что Гавриил сидит по левую руку от Бога, местом обитания которого считают седьмое (а иногда десятое) небо. Это служит еще одним подтверждением того, что Гавриил - женщина. Женскую суть Гавриила подтверждает также известная история о том, как она взяла неизменно протестующую душу из рая и наставляла ее девять месяцев, пока она оставалась в чреве матери.
Поскольку Гавриил считается главным послом Бога к человечеству, чаще всего ее изображают именно в этой роли, то есть в компании с лицом, которому адресовано то или иное послание. Гавриил обычно изображался как величественная особа в богатых одеждах, иногда с короной на голове и скипетром в руке.
 

saiLor

Moderator
Команда форума
Отчет отличный. А касательно архангела Гавриила, то ангелы вообще то пола не имеют.
 
Отчет отличный. А касательно архангела Гавриила, то ангелы вообще то пола не имеют.
они по сути гемофродиты, многие плотские грехи описаны в учении, но попробуй об этом скажи набожной бабушке, будешь съеден заживо
 
Отчет отличный. А касательно архангела Гавриила, то ангелы вообще то пола не имеют.
они по сути гемофродиты, многие плотские грехи описаны в учении,
Ангелы - бесплотны. Есть такой термин.
попробуй об этом скажи набожной бабушке, будешь съеден заживо
Да, бабуськам, завсегдатайкам РПЦ ничего этого лучше не говорить... Пусть себе живут)))
Отчет отличный, красивая церковь, даже в таком состоянии.
Вот что подумалось... Немаленький такой храм, значит в селе народу было человек 500, или больше. Строили же с таким расчетом, чтоб на престольные праздники все могли прийти, и чтоб всем места хватило. Сколько ж народу тогда жило по селам, а не в городах. И куда все это делось...
 
Последнее редактирование:
На самом деле размер церкви определялся в основном богатством и тщеславием "спонсора" - местного чина/купца/помещика, финансировавшего постройку. Это ж не в Питере разнарядку составляли - тут большую поставим на бюджетное бабло, а тут и маленькой хватит.
 
  • Like
Реакции: 301
На самом деле размер церкви определялся в основном богатством и тщеславием "спонсора" - местного чина/купца/помещика, финансировавшего постройку. Это ж не в Питере разнарядку составляли - тут большую поставим на бюджетное бабло, а тут и маленькой хватит.
Ярик,
В отличие от нынешних времен, тогда численность подведомственного крепостного населения имела прямую связь с богатством помещика. Больше площадь, больше народу - больше урожай, больше производство, больше денех. Конечно же, отдельные личности вкладывали больше в строительство храмов, другие меньше. Разнарядок не было, ясен пень.
 
Связь конечно какая-то была. С другой стороны, явно были и такие, кто последнее свободное бабло вкладывал в церковь, а народом и не занимался, если вообще не измывался. Кто-то и по две церкви строил, летнюю и зимнюю (Гребнево, к примеру). А были и такие, кто церковь строил стандартную, зато возводил всякие школы-театры-теплицы (Ивановское в Тверской области, Троицкое в Калужской). Что, правда, не всегда потом спасало от буйства холопов в 17-м году...
 
Десять лет назад я там был, шел по лесу от железной дороги на север. Церковь не изменилась, но автомобильная дорога до церкви стала лучше.
Интересно, далеко она заезжает дальше в лес? Там хороший лес, но несколько лет назад его постоянно рубили.
 
Десять лет назад я там был, шел по лесу от железной дороги на север. Церковь не изменилась, но автомобильная дорога до церкви стала лучше.
Интересно, далеко она заезжает дальше в лес? Там хороший лес, но несколько лет назад его постоянно рубили.
так и есть дорога в лес отсыпана не более трёх километров до ближайшей лесозаготовки, можно посмотреть на яндекс картах

 
В соответствии с клировой ведомостью церквей Рузского уезда 1868 года, в церкви 5 приделов: первый в честь Знамения Пресвятой богородицы (главный), второй — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, третий — во имя пророка Илии, четвертый — во имя святителя и чудотворца Николая, пятый — во имя преподобного Александра Свирского.









Пол в церкви, притворе и алтарях сделан из плит. Главный иконостас — трехъярусный, деревянный и вызолоченный. царские врата — резные.







Церковь построена разносторонним крестом. Длина храма вместе с колокольней 53 метра, ширина 23 метра, стены церкви выложены сплошной кирпичной кладкой. Купол в трапезной обрушился.



К сожалению, Интерьеры храма практически полностью утрачены, только кое-где можно различить остатки старинной росписи в технике «гризайль»и более поздних картин. Внутренняя планировка храма очень красива и изящна.

 
Вот во что превратилась кирпичная кладка, замешанная на растворе с яичными желтками. Когда-то она была крепче стали, а сейчас рассыпается от лёгкого дуновения ветра.





В Знаменском храме даже изредка проводятся богослужения, о чем свидетельствует множество простеньких икон, размещенных в нишах прихожанами.



Приглядитесь в нижний левый угол. Кто-то положил старинное распятие, предположительно имеющее возраст времён постройки самого храма, а может даже и старше. Я разглядел его только дома при обработке фотографий.



А так же мой взгляд привлекла икона Нечаянная Радость, которую я раньше не видел. Икона была создана в начале восемнадцатого века. На этом образе запечатлён мужчина, упавший на колени, который кается в своих греховных деяниях и молится об отпущении его грехов Пресвятой Девы Марии, которая стоит с Богомладенцем на руках. День почитания этого лика празднуется не один раз в году, а несколько: девятого декабря и первого мая. Подлинник этой иконы находится в соборе Пророка Илии, который расположен по Обыденскому переулку в городе Москве. Копии этого образа хранятся во многих и храмах России. Этот святой образ дарует верующим счастье внезапно, в то время, когда люди ни на что уже не надеются и утратили веру в выздоровление. Люди обретают утраченную веру, когда произносят молитву пред иконой "Нечаянная радость "



Давайте выходить наружу. Осмотрим это произведение искусства в последний раз, вряд ли нам суждено ещё сюда приехать.







 
В ближайшее время все колонны, украшающие храмовый комплекс будут обрушены. Их фундаменты того и гляди рассыпятся в труху.









Чего таят в себе эти небеса обетованные? Давайте не забывать, что Бога надо благодарить, а не просить.



На прощание я отошел чуть поодаль, чтобы проститься с этим местом. На душе было легко и спокойно, хотя нам предстояла долгая и нелёгкая дорога домой. На одном из дружественных форумов высказали такое мнение, что DEFENDER на этом фото — «фотомусор», то есть деталь в кадре, которая портит его, чужеродные, и она вполне устранимые, нужно было просто сменить ракурс. А по мне так DEF здесь лаконичен и не доминирует в композиции сюжетной линии. Мне интересно ваше мнение.



За спиной тихо шелестели огромные заросли выше человеческого роста борщевика Сосновского, который заполонил все близлежащие поля.



DEFENDER сегодня познал, что такое "затуп". Мы с огромным трудом доехали до места назначения, но домой вернулись без приключений.



В качестве небольшого бонуса предлагаю ознакомиться с фотографиями Знаменской церкви в Теплом из прошлого
 
На одном из дружественных форумов высказали такое мнение, что DEFENDER на этом фото — «фотомусор», то есть деталь в кадре, которая портит его, чужеродные, и она вполне устранимые, нужно было просто сменить ракурс. А по мне так DEF здесь лаконичен и не доминирует в композиции сюжетной линии. Мне интересно ваше мнение.
Намана, красивая тачка, подчеркивает удаленность места от цивилизации (хоть это уже и не так).

10 лет назад мы не рискнули соваться туда на Шкоде, хорошо были велики в багажнике )
P1010422.JPG
 
кирпичная кладка, замешанная на растворе с яичными желтками.
Ну, это обывательское преувеличение конечно. Не с желтками, а белок и желток все вместе. Обрабатывали штукатурку перед нанесением фресок, чтобы не так сильно впитывала краску.
 
На одном из дружественных форумов высказали такое мнение, что DEFENDER на этом фото — «фотомусор», то есть деталь в кадре, которая портит его, чужеродные,
Если фото предназначено для журнала о культурном наследии и нюансах усадебной и церковной архитектуры - тогда надо без автомобиля. Если для журнала "Путешествия по достопримечательным местам родного края" - тогда надо с автомобилем.
А мнение фотографов я вообще никогда не учитываю. Они, 86%, - без мозгов, а то и просто идиоты.
 
Ну, это обывательское преувеличение конечно. Не с желтками, а белок и желток все вместе. Обрабатывали штукатурку перед нанесением фресок, чтобы не так сильно впитывала краску.
При чем тут штукатурка? Речь про скрепление раствора. А вот что именно добавляли (белок, желток, скорлупу или все вместе), и как это реально помогало - в сети есть разные мнения ) Одна из ссылок на тему
Хотя вот жена заверяет, что они в институте проходили, что однозначно добавляли, и именно белки.
 
Сверху