Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 15 из 19

Тема: критерии секретности

  1. #1
    Пользователь Аватар для TH88
    Регистрация
    22.06.2006
    Сообщений
    1,166

    По умолчанию критерии секретности

    Есть такие категории как секретно и сов. секретно, насколько я понимаю.
    А кроме этого есть еще каки-то деления по уровням доступа?
    Какие данные под какие категории попадают? Т.е. понятно что гостайна ит.п., но хотелось бы знать конкретнее.
    Боян вещий, если кому-то хотел сложить песнь, растекался мысию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками

  2. #2
    Пользователь Аватар для Коготь
    Регистрация
    13.01.2008
    Сообщений
    3,591

    По умолчанию Re: критерии секретности

    Технология отнесения информации к государственной тайне
    Это последний вариант моей работы. Нужна ещё доработка, конечно, но так как поджимали сроки, пришлось в таком виде её закончить. Жду ваших комментов. Работа интересная!





    Введение

    Правовой базис института государственной тайны составляет информационная правовая норма, содержащаяся в ст. 29 Конституции РФ: «4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».
    Эта норма разделяет всю возможную информацию как объект информационных правоотношений на два не пересекающихся множества — открытую информацию свободного доступа и информацию ограниченного доступа, причем в данном случае самого жесткого ограничения — государственную тайну.
    Правовую основу этого института составляют также законы РФ «О безопасности», «О государственной тайне», Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, регулирующие отношения в области защиты государственной тайны.
    Базовым законом института государственной тайны является Закон РФ «О государственной тайне», который регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
    Объектом исследования является правовое регулирование технологии отнесения информации к гос. тайне.
    Предметом исследования являются законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере государственной тайны.
    Целью исследования является теоретическое осмысление современного состояния правового регулирования в сфере отнесения сведений к государственной тайне,
    Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
    1) Анализ правового регулирования, связанный с технологией отнесения информации к государственной тайне;
    2) Рассмотрение правового порядка отнесения сведений к государственной тайне и правовых ограничений на такие действия;
    3) Выявить слабые и уязвимые места в правовом регулировании в данной сфере.

    Основные термины и определения

    Законодатель определяет понятие государственной тайны следующим образом: «государственной тайной являются защищаемые государством сведения и области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности, Российской Федерации» (ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»). В области государственной тайны применяются следующие понятия:
    1) носители сведений, составляющих государственную тайну, — материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
    2) система защиты государственной тайны — совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;
    3) допуск к государственной тайне — процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ c использованием таких сведений;
    4) доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;
    5) гриф секретности — реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;
    6) средства защиты информации — технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;
    7) перечень сведений, составляющих государственную тайну, — совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством;
    8) отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание - введение в предусмотренном Законом «О государственной тайне» порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям;
    9) рассекречивание сведений и их носителей — снятие ранее введенных в предусмотренном Законом «О государственной тайне» порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.
    Информация, составляющая государственную тайну, имеет три грифа секретности: «секретно», «совершенно секретно» и «особой важности». Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений. Количественные и качественные показатели ущерба безопасности Российской Федерации определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, утверждаемыми руководителями органов государственной власти, которые наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.
    К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.
    К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.
    К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.


    Теоретико-правовые проблемы построения института государственной тайны, этапы его формирования в различные периоды развития Российского государства

    В данной главе рассматриваются исследования Корсуна Р. В., которые он проводил в написании своей кандидатской работы.
    Корсун рассматривает зависимость объема и содержания сведений, относимых к государственной тайне, от политического режима государства.
    По мнению автора, государственная тайна - один из непременных элементов суверенного государства. Говоря иначе, ни одно государство, проводящее самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, не может обойтись без того, чтобы какая-то часть информации о его деятельности находилась под особой защитой и имела строго ограниченный оборот. При этом объемы защищаемой информации, методы защиты, административно-правовой механизм снятия ограничений на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, находится в прямой зависимости от формы правления и политического режима. От последнего - в самой большей степени.
    Демократический политический режим подразумевает народовластие, подотчетность государства обществу, формирование устойчивого гражданского общества. В таких условиях объем государственной тайны должен находиться на оптимально достаточном уровне для обеспечения национальной безопасности страны, данный институт используется также для защиты личности от преступных посягательств и в ряде других важных для нормального функционирования государства целях, но отнюдь не для сокрытия личных секретов политической элиты и отгораживания государственного аппарата от общества. Напротив, в условиях антидемократического режима объем государственной тайны непомерно расширяется, отсутствуют четкие критерии отнесения тех или иных сведений к данной категории информации ограниченного распространения, а также критерии определения реальной степени важности сведений для обороны и безопасности страны, существенным образом облегчается процедура засекречивания и затрудняется процедура рассекречивания, отсутствует возможность судебного обжалования принятых административных решений о засекречивании и т.п. Но самое основное заключается в том, что государственная тайна становится в таких условиях одним из существенных барьеров, отчуждающих власть от общества, одним из инструментов, с помощью которых власть манипулирует обществом.
    Все указанное говорит о том, что государственная тайна является одним из существенных элементов в механизме властвования и выполняет не только утилитарную функцию защиты определенных категорий сведений от распространения, но и имеет политический оттенок, т.к. является непременным атрибутом реализации государственно-властных полномочий.
    По мнению Корсуна, столь существенную роль в механизме государства государственная тайна в истории нашей страны занимала не всегда. Становление и развитие института государственной тайны в России имеет длительную историю. Некоторые исторические факты позволяют предположить, что он стал формироваться еще в XVI веке. Можно также с высокой степенью вероятности говорить о том, что развитие системы государственной тайны в любой стране, в т.ч. и в России, самым непосредственным образом связано с развитием разведки, совершенствованием ее форм и методов. По мере выявления устремлений разведки к определенным видам информации, становится очевидным, что именно ее необходимо защищать, что указывает на необходимость придания таким сведениям статуса государственной тайны. Однако функцию политическую государственная тайна стала играть только в советский период истории нашей страны.
    Корсун полагает, что основополагающий принцип режима секретности – каждый должен знать только то, что ему необходимо знать в силу исполняемых обязанностей – в масштабах СССР применительно к науке и изобретательству в социалистический период явился существенным тормозом в научно-техническом прогрессе. Его реализация затруднила обмен новейшими научными сведениями между творческими коллективами, привела к дублированию в тематике научных исследований, что, в свою очередь, увеличило объем финансовых затрат на единицу конечной научной "продукции". Результат – отставание в научно-техническом прогрессе, причем отставание системное, глобальное.
    Однако, когда накал шпиономании и истерии постепенно спал, стало нарождаться (в особенности это проявилось с начала 80-х гг. ХХ в.) более взвешенное отношение к государственным секретам. Демократические процессы в стране требовали расширения объемов информации, возможной в свободном доступе и установления четких и ясных правил, по которым возможно ограничение права гражданина и широкой общественности к тем или иным сведениям. Учитывая, что организация административно-надзорной и координирующей деятельности в данной сфере была возложена на органы госбезопасности, необходимо было на законодательном уровне легализовать обе системы.
    В проекте Закона СССР "Об органах государственной безопасности в СССР", который был разработан в конце 80-х гг. ХХ в., вся деятельность данной системы по организации этой государственной функции была сведена в одну норму следующего содержания: "Обеспечение сохранности государственных секретов, организация, обеспечение безопасности специальных видов (правительственной, шифрованной, засекреченной) связи и шифровальной работы".
    Одним из ключевых понятий в системе нормативного регулирования в рассматриваемый период являлась категория "государственные секреты". В нормативных актах данная категория определялась как "особой важности, совершенно секретные и секретные военные, политические, экономические, научно-технические и иные сведения, разглашение или утрата которых причиняют либо могут причинить ущерб государственным интересам Союза ССР и влекут ответственность в установленном законом порядке", а также прямо указывалось, что "государственные секреты СССР по степени важности составляющих их сведений делятся на государственную и служебную тайну".




    Правовой порядок отнесения сведений, составляющих государственную тайну

    Анализ законодательства в сфере государственной тайны различных стран, который провёл Корсун Р.В. в своей работе показывает, что в нормативном правовом регулировании отнесения сведений к государственной тайне в разных странах существуют две принципиально отличающиеся модели, которые условно можно назвать перечневой и персонифицированной. Суть этих моделей сводится к следующему.
    Персонифицированная система существует, в частности, в США и в ряде других стран, воспринявших их военно-экономическую модель. Суть данной системы проста: решение о засекречивании, установлении конкретной степени секретности, снижении степени секретности и рассекречивании принимает конкретное уполномоченное должностное лицо. У персонифицированной системы есть несколько несомненных преимуществ, главным из которых является наличие конкретного субъекта, принявшего такое решение и несущего за него полную юридическую ответственность. Вторым преимуществом является оперативность в принятии решений – полномочное лицо принимает решение самостоятельно, исходя из необходимости, оцениваемой субъективно, и само определяет срок сохранения сведений в тайне. Данный субъективизм оборачивается негативной стороной – категории относимых к тайне сведений первоначально не анализируются, отсутствует какая-либо научная система их оценки, она не позволяет исключить влияние на засекречивание особенностей характера конкретного человека, который может при принятии решения руководствоваться не только доводами разума, но и эмоциями.
    Перечневая система существует в нашей стране традиционно и воспринята иными государствами, образовавшимися при распаде СССР. Преимущества данной системы обратно пропорциональны недостаткам персонифицированной – категории относимых сведений определены заранее, им придается соответствующая юридическая сила актами разного уровня. Предварительность определения категорий, относимых к государственной тайне, позволяет осуществлять их анализ на этапе до принятия акта, согласовывать позиции заинтересованных субъектов и, следовательно, вырабатывать более взвешенные решения. Наконец, при поднятии данных перечней на законодательный уровень, их содержание будет тщательно анализироваться в рамках парламентской процедуры, придавая таким нормам должную легитимность. Следует так же отметить, что для каждой организации, осуществляющей работу с государственной тайной, разрабатывается развёрнутый перечень сведений, подлежащих засекречиванию, и устанавливают на него соответствующий гриф секретности.
    Недостатками данной системы являются отсутствие оперативности в принятии решений, неизбежные неточности в определении категорий относимых к государственной тайне сведений, а также умышленное их представление в наиболее обобщенном виде, которое в том числе должно компенсировать отсутствие такой оперативности: под правовую неопределенность легче "подстроить" конкретные сведения, достигнув желаемого результата, не нарушая при этом юридических норм.
    По мнению начальника отдела связи и защиты информации ГУИН г. Иркутска это является основной проблемой, с которой сталкивается исполнитель, когда относит информацию к гос. тайне. Скорее всего это может являться хитрой задумкой законодателя, связанная с тем, чтобы юридически скрыть те сведенья, которые некоторые должностные лица не хотят разглашать, исходя из собственных интересов, а не исходя из интересов государства, граждан и общества. Но опять же есть сведенья, которые не могут быть засекречены. Перечень этих сведений указан в законе «о государственной тайне», и, в случае, присвоения им грифа секретности, исполнитель несёт уголовную, административную и дисциплинарную ответственность. В случае отнесения этих сведений к государственной тайне, гражданин может обжаловать это решение в суде.
    Возможно это является пережитком прошлого, когда во времена СССР существовало всего два вида тайны: партийная и государственная. Даже сама информация о том, что может являться гос. тайной была секретной. Правительство и должностные лица могли относить любую информацию к государственной тайне, в том числе и свои личные ошибки.
    Вторым недостатком перечневой системы является то, что степень секретности и сами категории сведений напрямую зависят от того, от данного перечня. Исполнители не раз сталкивались с тем, что полученные ими сведенья требовали, согласно перечню, засекречивание, хотя в реале данная категория информации уже не требовала принятия мер защиты. За 13 лет, со дня принятия перечня, который находится в открытом доступе, данный перечень пересматривался и обновлялся семь раз, причём с интервалом до трёх лет. Реальность же требует более частого обновления данного перечня.
    Так же следует отметить, что важной составляющей общей системы правового регулирования в сфере государственной тайны в условиях функционирования демократического государства, наряду с публичным представлением исчерпывающих перечней сведений, относимых к государственной тайне, является формирование перечней сведений, которые не подлежат засекречиванию, т.е. таким образом, устанавливается необходимость их открытого распространения. Если подходить формально-логически, то при наличии полного и исчерпывающего перечня сведений, относимых к государственной тайне, какой-либо перечень инверсионного порядка не нужен. Но вся проблема состоит в том, что "полный и исчерпывающий" перечень сведений, относимых к государственной тайне, в силу их большого объема и разнородности для публичного обозрения представить практически невозможно. В силу этого наличие инверсионного перечня, меньшего по объему и содержащего четкие запреты, представляется вполне обоснованным.

  3. #3
    Пользователь Аватар для Коготь
    Регистрация
    13.01.2008
    Сообщений
    3,591

    По умолчанию Re: критерии секретности

    Технология отнесения информации к государственной тайне

    Основным признаком, по которому уполномоченное лицо относит информацию к государственной тайне, является признак потенциального ущерба, который может нанести разглашение такой информации. Как было сказано выше Правительством Российской Федерации был принят перечень сведений, составляющих гос. тайну. Основными принципами отнесения информации к гос. тайне, а так же засекречивание сведений являются принципы законности, обоснованности и своевременности.
    Под законностью отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания понимается соответствие засекречиваемых сведений требованиям законодательства РФ о государственной тайне.
    Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности их засекречивания, а также вероятных экономических и иных последствий засекречивания исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.
    Своевременность отнесения сведений к государственной тайне заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.
    Рассмотрим технологию формирования гос. тайны, начиная от получения такой информации, но для начала введём ещё два понятия: «отнесение сведений к государственной тайне» и «засекречивание сведений».
    По мнению Корсуна Р. В. эти два понятия не тождественны. По его мнению сущность понятия «отнесением сведений к государственной тайне» заключается в принятии решения о включении той или иной совокупности информации в перечень соответствующего уровня, т.е. предварительном по отношению к засекречиванию действии. Категория "засекречивание сведений", в свою очередь, означает совокупность действий при принятии решения о введении ограничений на распространение конкретного объема информации, содержащейся в отдельном документе или предмете.
    Так же засекречивание сведений означает то, что на носитель информации, составляющую гос. тайну, ставится гриф секретности
    Первым этапом является экспертная оценка ценности полученной информации (здесь ценностью понимается тот доход, что приносит информация, либо тот ущерб, что возможен в случае нарушения её конфиденциальности), или сравнение полученной информации с развёрнутым перечнем сведений, составляющих гос. тайну.
    Если же информация не включена в данный перечень, но тем не менее она требует соответствующей защиты, то, согласно законодателю, собственник этих сведений оформляет предложение по включению этих сведений в перечень, затем по согласованию между собственником данных сведений и государственным органом, разрабатывающим этот перечень, устанавливается на него соответствующий гриф секретности. Следует отметить то, что законодатель ставит сроки, когда исполнитель должен направить предложение в соответствующие органы. Этот срок – месяц, однако, законодатель ничего не упомянул о том, какие последствия будут, если исполнитель не отправит своё предложение в данный срок.
    На следующем этапе на носитель сведений, составляющих государственную тайну, наносятся реквизиты, включающие следующие данные:
    - о степени секретности содержащихся в носителе сведений;
    - об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя;
    - о регистрационном номере;
    - о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены;
    - об исполнителе;
    - о количестве копий;
    - о местонахождении копий;
    - о должностных лицах, имеющих права доступа к данной информации.
    Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности устанавливает Правительство Российской Федерации в соответствии с постановлением правительства от 4.09.95 № 870. В данном постановлении законодатель устанавливает сроки пересмотра развёрнутого перечня. Этот срок пять лет. Реальность же показывает, как это было сказано выше, что этот срок нужно сократить.
    Следующим этапом в формировании гос. тайны является её рассекречивание, то есть снятие грифа секретности.
    Порядок рассекречивания определён федеральным законом «о государственной тайне».
    Согласно этому закону, механизм рассекречивания сведений можно разделить на два этапа. Первый этап заключается непосредственно в рассекречивании самих сведений, что подразумевает под собой снятие ограничения на распространения данных сведений.
    Вторым этапом является снятие грифа секретности с носителей данных сведений. В этом случае на носитель ставится реквизит, о том, что с этих сведений снят гриф секретности. Ведь говоря об ограничении на доступ к информации, составляющую гос. тайну, мы прежде всего, говорим об ограничении на доступ непосредственно к носителям информации, составляющую государственную тайну. Когда мы говорим о защите сведений, составляющих государственную тайну, мы так же подразумеваем защиту непосредственно носителей данных сведений.


    Правовое регулирование порядка засекречивания, рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, их административного и гражданского оборота

    В данной главе взяты материалы исследования Корсуна Р.В.
    Корсун полагает, что целевое значение специальных принципов (таких, как: законность, обоснованность и своевременность) заключается в их общем воздействии на отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание. Это общее воздействие обусловлено следующим: каждый раз, принимая решение либо об отнесении сведений к государственной тайне, либо о засекречивании, правоприменителю необходимо исходить из этих принципов.
    Рассматривая вопрос о степенях секретности сведений, относимых к государственной тайне, автор отмечает, что Законом Российской Федерации «О государственной тайне» установлены три степени секретности: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Такая градация является прямым преемством от административно-правового регулирования данных отношений в социалистический период, а исключением степени секретности "секретно", которая применялась для обозначения сведений, составляющих служебную тайну. Следует отметить, что сущность разграничения той или иной информации, относимой к государственной тайне, по степеням секретности, основана на различии в величине ущерба безопасности страны, который может наступить в результате их противоправного распространения. Такая градация имеет важное упорядочивающее значение для всей системы административно-правового регулирования данных отношений. На ней, как в России, так и в других странах основан и комплекс режимных мер по обеспечению защиты сведений, в том числе и порядок допуска граждан и должностных лиц к информации, составляющей государственную тайну.
    Хотя институт государственной тайны по своей природе является сугубо национальным правовым институтом, тем не менее, в установлении степеней и грифов секретности необходима международная унификация, т.к. государства ныне довольно активно сотрудничают между собой в военной, разведывательной сферах, в связи с чем общее понимание степени ценности защищаемой информации является весьма важным для безусловного обеспечения ее сохранности. К сожалению, на уровне модельного законодательства в рассматриваемой сфере такого положения достичь не удалось. Модельный закон СНГ 2003 г. полностью воспроизвел ту градацию, которая была в СССР на последнем этапе его существования. В соответствии с нормами ст. 19 данного акта сведения с грифом "особой важности" и "совершенно секретно" в нем предписывается относить к государственной тайне, а сведения с грифом "секретно" – к служебной тайне.
    В настоящее время установление ограничений на доступ к информации, составляющей государственную тайну, в российском Законе распадается на две взаимодействующие между собой процедуры: отнесение сведений к государственной тайне и засекречивание сведений и их носителей.
    Для процедуры отнесения сведений к государственной тайне в Российском законе о государственной тайне изложен своего рода принцип – отраслевая, ведомственная и программно-целевая принадлежность. Именно эта градация предопределяет наличие разного вида перечней сведений, составляющих государственную тайну. Сравнительно-правовой анализ законодательства других стран СНГ дает основание сделать вывод о том, что несмотря на некоторые различия и уровень акцентированности в нормах соответствующих актов, суть процедуры засекречивания понимается законодателями стран СНГ в целом одинаково. По мнению Корсуна, это подчеркивает объективную сущность данной административной процедуры.
    С точки зрения обеспечения прав граждан на информацию, увеличения степени информационной открытости государства перед обществом, характерных для современности, процесс, обратный засекречиванию, т.е. рассекречивание информации, является одним из важнейших моментов во всей системе нормативного регулирования в сфере государственной тайны. Ключевыми позициями, на основании оценки которых возможно объективно установить уровень законодательного регулирования данных отношений, исходя из вышеуказанных направлений государственной деятельности, являются анализы оснований для рассекречивания засекреченных сведений и предельные сроки засекречивания. Основная часть законов, действующих в государствах-участниках СНГ, содержит примерно однотипный набор критериев, являющихся основаниями для рассекречивания сведений, отнесенных к государственной тайне.
    Одним из самых основных барьеров на пути бесконтрольного засекречивания сведений и установления общественного контроля за правомерностью отнесения той или иной информации к государственной тайне является законодательное установление предельных сроков засекречивания. В сущности, устанавливающие такие сроки нормы должны являться обязательными для любого законодательного акта, регулирующего данную группу общественных отношений. Как представляется автору, наиболее перспективной, исходя из потребностей граждан и общества в демократическом государстве в доступе к информации о деятельности органов государственной власти, является юридическая конструкция, при которой предельные сроки засекречивания градуируются в зависимости (а) от степени секретности информации, (б) от ее относимости к государственной или служебной тайне; решение о преодолении предельного срока засекречивания принимается главой государства или правительством на основании мотивированного заключения уполномоченных государственных органов либо изначально предусматривается иными законодательными актами, но при этом сферы деятельности, где это допустимо, определяются в законодательстве о государственной тайне. Немаловажным является также однозначное разрешение вопроса об общедоступности рассекреченных сведений.
    Следующей важной сферой, по мнению Корсуна, является законодательное регулирование отношений, касающихся прав собственности на сведения, отнесенные к государственной тайне. В советский период она как таковая отсутствовала: все организации, имеющие статус юридического лица, которые могли в своей деятельности образовывать информацию, составляющую государственную тайну, были государственными, а у граждан, вообще не возникало право собственности на информацию, (за исключением авторских прав).
    Исследование норм российского законодательства дает основание сделать вывод о том, что юридическая конструкция ограничения прав собственности субъектов на информацию в связи с ее засекречиванием не соответствует самой правовой природе института государственной тайны.
    Корсун пришел к выводу о том, что в законодательных нормах исследуемых им стран просматриваются три принципиальные модели ограничения права обладания субъектов частного права на сведения, в отношении которых принимается решение об отнесении к государственной тайне и засекречивании:
    - полный переход информационного ресурса в обладание государства, т.к. вся информация, отнесенная к государственной тайне, признается государственной собственностью;
    - возможность ограниченного использования информационного ресурса первичным обладателем в пределах режимных ограничений без перехода права собственности;
    - переход права распоряжения информационным ресурсом от субъекта к уполномоченному органу государственной власти с неясной перспективой обратного перехода.
    По мнению автора, исходя из природы института государственной тайны, наиболее логичной представляется реализация первой модели, согласно которой происходит полный переход права обладания сведениями к государству, с возможностью принудительного отчуждения в судебном порядке.
    Что же касается нашего государства, то согласно федеральному закону «о государственной тайне» у нас действует третий вариант модели, однако в данном законе законодатель даёт чёткую гарантию собственнику информации о том, что если в результате засекречивания данной информации собственнику был нанесён определённый ущерб, то государство обязано возместить собственнику этот ущерб.
    Дело так же состоит в том, что если юридическим или физическим лицом была получена информация, которая согласно перечню сведений, подлежащих засекречиванию, относится к государственной тайне, и если она была получена с использованием информации, составляющую государственную тайну (собственность государства), то государство вправе потребовать от собственника информации соблюдения мер защиты по охране государственной тайны, либо возместить ущерб, причинённый предприятию в связи с засекречиванием данных сведений. Если же информация была получена в результате исследования, но согласно перечню, она подлежит засекречиванию, и она была получена без использования сведений, содержащих государственную тайну, то в этом случае государство не имеет права претендовать на обладание этими сведеньями. То есть эта информация находится в полноправной собственности собственника информации, с которой он уже может поступать по своему личному усмотрению.

    Заключение

    В заключении хочу отметить, что в результате выполненного мной анализа было выявлено три основные проблемы правового регулирования в сфере государственной тайны:
    1. «Размытость» категорий сведений, составляющих государственную тайну;
    2. Редкость обновления перечня сведений, подлежащих засекречиванию;
    3. Неполнота и неопределённость правового регулирования вопроса, связанного с ограничения права обладания субъектов частного права на сведения, в отношении которых принимается решение об отнесении к государственной тайне и засекречивании.
    В связи с вышеизложенным, на мой взгляд, наиболее рациональное решение данных проблем будет следующее:
    1. Формирование более чётких категорий сведений, составляющих государственную тайну;
    2. Организовать на законодательном уровне более частое рассмотрение и переоценку перечня сведений, подлежащих засекречиванию;
    3. Принятие нового закона, регулирующего отношения, связанного с ограничения права обладания субъектов частного права на сведения, в отношении которых принимается решение об отнесении к государственной тайне и засекречивании, согласно которому весь информационный ресурс, содержащий сведенья, составляющие государственную тайну, переходит в собственность государства. Для этого нужно будет решить проблемы, указанные в первом и втором пункте, иначе могут быть нарушены права и свободы человека.


    Список использованной литературы

    1) ФЗ № 5485-1 «о государственной тайне» от 21 июля 1993 года;
    2) Указ президента Российской Федерации № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесённых к государственной тайне» от 12 ноября 1995 года;
    3) Постановление Правительства Российской Федерации № 870 «Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» от 4 сентября 1995 года;
    4) Копылов В.А. Информационное право: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2002. 512с.
    5) Корсук Роман Владимирович. Автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата юридических наук «Правовой институт государственной тайны и его отражение в законодательстве государств, входящих в СНГ», код специальности 05.13.19.
    6) «Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне» утвержден распоряжением Президента РФ от 30 мая 1997 г. № 226-рп

    http://arkuen.livejournal.com/110224.html

  4. #4

    По умолчанию Re: критерии секретности

    Естественно, производить такую оценку для каждого документа было бы слишком трудоёмко. Поэтому сложилась практика определения категорий секретности документов, по которым документы распределяются по формальным признакам. Например, в наших государственных органах принято 4 категории секретности:

    * «для служебного пользования»,
    * «секретно» (кат.3),
    * «совершенно секретно», (кат.2)
    * «совершенно секретно особой важности» (кат.1).

    Для упрощения решения вопросов защиты следует применять аналогичную схему. Издаётся инструкция, которая определяет, по каким признакам документ (информация) относится к той или иной категории, и какие сотрудники к какой категории имеют доступ.
    Остальное- ТУТ.
    Армия- ум, честь и совесть эпохи...
    http://kerneldiggers.topbb.ru/

  5. #5

    По умолчанию Re: критерии секретности

    Есть еще специальные категории секретности, персонализировавшие доступ к сведениям. Формально относящиеся ко 2й и 1й категориям они ставили более высокую степень грифованности, т.к. доступ могли получить только поименные лица.

    Пример:
    "Доступ имеют
    Иванов
    Петров
    Сидоров"
    "Из пушки на луну! ...Или череда необычайных и занимательных совпадений, приведших к прелюбопытнейшему путешествию В.Г. Иванова (1989 г.р.), А.С. Петрова (1990 г.р.), и Н.Г. Сидорова (1991 г.р.) вместе с бетонной пробкой, оголовком шахты и 5000 тонн воды, собственноручно описанные ими самими, в объяснительной для сотрудников ОВД" (С)

  6. #6
    Пользователь Аватар для Горький
    Регистрация
    19.12.2008
    Сообщений
    1,167

    По умолчанию Re: критерии секретности

    Вроде ещё что- то было, типа гриф "А"- высшая степень секретности, и "особая папка", доступ к документам которой имеет только руководитель страны. Ещё, как не смешно, ХХХ реально используется(лось?). Видел на относиельно свежих документах. По- моему, соответствует "сов. секретно".

  7. #7
    Пользователь Аватар для XXX
    Регистрация
    11.10.2007
    Сообщений
    86

    По умолчанию Re: критерии секретности

    Мне из за этой второй, за границу долго ездить незя было
    Положено было по работе, тупо позже поставили перед фактом
    Нема подписи..

  8. #8
    Пользователь Аватар для MADSON
    Регистрация
    02.04.2008
    Сообщений
    107

    По умолчанию Re: критерии секретности

    Согласно законодательсту Российской Федерации в области защиты государственной тайны (Федеральный закон от 29.07.04 № 98-ФЗ) различают три степени: С "секретно", СС "сов. секретно" и ОВ "особой важности", доступ к которым дают соответственно 3-я, 2-ая и 1-ая формы допуска.
    ДСП - "для служебного пользования" не вводится законодательством Российской Федерации. Такая информация определяется органами государственной власти и иными гос. учреждениями самостоятельно в утверждаемых соответствующих инструкциях, которые разрабатываюися на основании постановления Правительства РФ от 03.11.94 № 1233 "О порядке обращения со служебной информацией..."
    Пока противник строит планы, мы меняем ландшафт, причём вручную!

  9. #9
    Пользователь
    Регистрация
    19.12.2006
    Сообщений
    149

    По умолчанию Re: критерии секретности

    Цитата Сообщение от Envy Посмотреть сообщение
    Есть еще специальные категории секретности, персонализировавшие доступ к сведениям. Формально относящиеся ко 2й и 1й категориям они ставили более высокую степень грифованности, т.к. доступ могли получить только поименные лица.

    Пример:
    "Доступ имеют
    Иванов
    Петров
    Сидоров"
    Это не уровень секретности: это разграничение доступа. Как пример:
    "Совершенно секретно" - гриф секретности, "Только для командиров соединений" - разгр. доступа. Также в приложении к документу часто встречалось "Ознакомить ххх, ууу в части касающейся"
    Уровень допуска (так наз. Форма) - очень поверхностно разграничивала доступ к уровням. Напр, 1 форма не дает (на мое время, сейчас наверное иначе) права чиать ОВ. Для допуска к ОВ каждый раз оформлялся разовый допуск к документу. Бывало, что и с сов.секр., но впрямую мне не предназначенному приходилось оформлять допуск к _документу_. И это при форме1

  10. #10
    Пользователь Аватар для nesso
    Регистрация
    15.09.2008
    Сообщений
    380

    По умолчанию Re: критерии секретности

    Коготь,прочитал твою работу,ничего особо нового не увидел,но уяснил пару нюансов за что персональное спасибо.

  11. #11
    Пользователь Аватар для MADSON
    Регистрация
    02.04.2008
    Сообщений
    107

    По умолчанию Re: критерии секретности

    Цитата Сообщение от Anatoly Посмотреть сообщение
    Это не уровень секретности: это разграничение доступа. Как пример:
    "Совершенно секретно" - гриф секретности, "Только для командиров соединений" - разгр. доступа. Также в приложении к документу часто встречалось "Ознакомить ххх, ууу в части касающейся"
    Уровень допуска (так наз. Форма) - очень поверхностно разграничивала доступ к уровням. Напр, 1 форма не дает (на мое время, сейчас наверное иначе) права чиать ОВ. Для допуска к ОВ каждый раз оформлялся разовый допуск к документу. Бывало, что и с сов.секр., но впрямую мне не предназначенному приходилось оформлять допуск к _документу_. И это при форме1
    Есть такое дело! В нашей стране некая неразбериха присутствует даже в области защиты гос. тайны! Например, когда у меня была еще 3-я форма допуска мне приходилось иногда работать и с "СС".
    Кстати, 1-ая форма допуска безусловно предусматривает возможность работы с документами "ОВ", однако не дает права читать все подряд, поэтому на каждый такой документ оформляется отдельный допуск.
    Более того, часто сталкивался с такой вещью, когда мне приходилось прочитывать только отдельные отрывки или абзацы документа, непосредственно касающиеся моей деятельности (вопроса, ситуации). Остальной текст документа был заложен листами бумаги!
    Так что, как правильно сказал Anatoly, есть степень секретности, но в тоже время есть и разграничение допуска.
    Пока противник строит планы, мы меняем ландшафт, причём вручную!

  12. #12
    Пользователь Аватар для Коготь
    Регистрация
    13.01.2008
    Сообщений
    3,591

    По умолчанию Re: критерии секретности

    Цитата Сообщение от nesso Посмотреть сообщение
    Коготь,прочитал твою работу,ничего особо нового не увидел,но уяснил пару нюансов за что персональное спасибо.
    Это не моя работа, там внизу ссылка есть на автора.

  13. #13
    Пользователь Аватар для nesso
    Регистрация
    15.09.2008
    Сообщений
    380

    По умолчанию Re: критерии секретности

    Цитата Сообщение от Коготь Посмотреть сообщение
    Это не моя работа, там внизу ссылка есть на автора.
    всякие жж во мне будят отвращение,поэтому я в них не захожу)
    подумал что ты ссылку кинул на эту же статью только в дневнике

  14. #14

    По умолчанию Re: критерии секретности

    Вообще то любой допуск к грифованной литературе производится на основании отмашки должностного лица (приказ командира, и тп), с обязательным учетом допуска в учетной карточке данного экземпляра литературы.

    Речь, при использовании системы ОП (особая папка), о том что если вы захотите почитать ее, и командир будет не против (о чем уведомит секретчиков) они ее все равно не выдадут, т.к. вашего имени не будет на таком небольшом листочке внутри
    Т.е. своеобразная доп система...
    "Из пушки на луну! ...Или череда необычайных и занимательных совпадений, приведших к прелюбопытнейшему путешествию В.Г. Иванова (1989 г.р.), А.С. Петрова (1990 г.р.), и Н.Г. Сидорова (1991 г.р.) вместе с бетонной пробкой, оголовком шахты и 5000 тонн воды, собственноручно описанные ими самими, в объяснительной для сотрудников ОВД" (С)

  15. #15
    Пользователь
    Регистрация
    19.12.2006
    Сообщений
    149

    По умолчанию Re: критерии секретности

    Цитата Сообщение от Envy Посмотреть сообщение
    Вообще то любой допуск к грифованной литературе производится на основании отмашки должностного лица (приказ командира, и тп), с обязательным учетом допуска в учетной карточке данного экземпляра литературы.

    Речь, при использовании системы ОП (особая папка), о том что если вы захотите почитать ее, и командир будет не против (о чем уведомит секретчиков) они ее все равно не выдадут, т.к. вашего имени не будет на таком небольшом листочке внутри
    Т.е. своеобразная доп система...
    Если комадир вправе решать :) Есть ситуации (достаточно частые, - пример: при входящих из вышестоящего штаба), когда командирУ разрешает или не разрешает доступ секретчик. На основании ведомости, там как раз и бывает заранее определенный список допущенных и часть допуска (что конкретно и кому читать). Ведомость командир не утверждает, это полномочия нач.8 отдела.
    А листочек внутри - реестр выдачи, в нем все от руки. Основные графы: кто, когда, время выдачи из секретки, время сдачи.
    Энви, а вообще то порядок работы с документами определяется (для армии) приказом министра обороны №010. Пора прекращать конкретику...
    Порядок работы с реестром и ведомостью... Эхххх... Раздел приказа по сей день помнится...Книжень на до х страниц...
    Последний раз редактировалось Anatoly; 09.02.2009 в 22:28. Причина: ошибка

Похожие темы

  1. Норад: крепость высшей секретности
    от MegaVolt в разделе Диггерство
    Ответов: 23
    Последнее сообщение: 07.09.2008, 15:27
  2. Критерии выбора чайниц.
    от Негатив в разделе Разговорник
    Ответов: 33
    Последнее сообщение: 04.12.2007, 02:30

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •