смерть заводов

Тема в разделе "Сталкерство", создана пользователем obosran, 16 ноя 2006.

  1. Многочисленные заводы и фабрики, расположенные в историческом центре Москвы, сегодня активно готовятся к перевоплощению. Не секрет, что большинство промышленных предприятий в последние годы не только стали неэффективными, но и отрицательно влияют на экологию близлежащих районов. И сегодня рынок диктует необходимость перепрофилирования. Архитекторы охотно приходят на помощь экономистам, предлагая великое множество вариантов реконструкции старинных промышленных зданий.

    Прежде всего нужно отметить, что фабричные постройки бывают разными. В Москве сохранилось немало памятников промышленной архитектуры XIX века – эти величественные и даже мрачноватые объекты с гигантскими трубами, мощными контрфорсами и огромными стеклянными витражами стали такой же неотъемлемой частью столицы, как и классические усадьбы, изящные особняки в стиле модерн и старинные улочки центра. Их потеря для города была бы невосполнимой, поэтому такие заводы и фабрики городские власти стараются реконструировать с сохранением объемно-пространственного решения, главных фасадов и наиболее характерных интерьеров.


    Именно по такому пути, например, пойдет реконструкция как знаменитой фабрики «Красный Октябрь», так и Московской ситценабивной фабрики, корпуса которой станут бизнес-кварталом «Новоспасский двор». Что же касается предприятий, построенных в эпоху борьбы с архитектурными излишествами, то их производственные корпуса вряд ли способны оказать на горожан сильное художественное воздействие. Такие постройки, как правило, просто сносят – в этом случае город заинтересован в первую очередь в землях, которые занимают предприятия. На них чаще всего строятся логистические или офисные комплексы, создаются технопарки. В качестве примеров такой реконструкции можно привести бизнес-парк «Дербеневский» (класс В) на Дербеневской набережной, появившийся на месте бывшего кожевенного завода, комплекс зданий Первого часового завода рядом с метро «Пролетарская», производственное здание электротехнического завода «Динамо» у метро «Автозаводская», где разместился интернет-холдинг Rambler.

    Что же касается памятников промышленной архитектуры, то они привнесли в лексикон российских архитекторов сразу несколько новых понятий. «Адаптация», например, обозначает использование здания с изменением его функционального назначения, «индустриальная археология» – консервацию объекта и его последующую музеефикацию, «ревитализация» подразумевает под собой комплексное возрождение городского пространства, в котором существует объект. Все это многообразие терминов можно объединить условным понятием «реновация», без которого сегодня не обходится ни один промышленный объект в центре Москвы.


    По данным НИИПИ Генплана Москвы, промышленные предприятия занимают около 20% всей территории города, то есть около 22 тыс. га. Понятно, что это огромная цифра – предприятия создают лишние транспортные потоки, загрязняют воздух и препятствуют расширению жилых кварталов. Но если при всем при этом они являются памятниками? По мнению архитекторов и чиновников органов охраны памятников, лучший выход в такой ситуации – поменять «начинку» здания, не изменяя его внешний вид.

    Идея реконструкции промпредприятий под «мирные» нужды, мягко говоря, не нова. В Лондоне, к примеру, в здании бывшей теплостанции разместился музей авангардного искусства ХХ века New Tate Gallery, а в центре Вены старую электростанцию превратили в концертный зал, причем даже огромные генераторы не стали выбрасывать, а искусно включили их в обновленный интерьер. Сегодня уже и Москва может похвастаться несколькими примерами таких реконструкций. Так, бывшая фабрика «Красная роза» превратилась в дизайнерско-выставочный центр ArtPlay, а в здании Трехгорной мануфактуры, что напротив Центра международной торговли на Красной Пресне, был создан офисный центр с ресторанами. Правда, не все инвесторы охотно берутся за реконструкцию фабричных зданий: современные офисные классификации не позволяют присваивать зданиям со старыми стенами класс выше В, вне зависимости от «начинки». Класс А может появиться только в случае, если здание было снесено и на месте бывшей фабрики/завода построено новое (иногда с сохранением фасада, как это было сделано в первой очереди комплекса «Аврора Бизнес Парк» на Садовнической набережной).




    А вот если перепрофилировать фабричные помещения под квартиры-лофты, то, по мнению специалистов рынка, такое жилье будет одним из самых дорогих. Подтвердить или опровергнуть это предположение уже в ближайшие годы сможет компания «ГУТА-девелопмент», которая создает лофты в исторически ценных корпусах «Красного Октября». Эксперты предрекают, что жилье с шоколадным ароматом и видом на Кремль будет стоить около $30 тыс. за «квадрат». Еще один претендент на реконструкцию с перепрофилированием – электростанция имени Смидовича на Раушской набережной, напротив Кремля.

    Материалы по теме
    --------------------------------------------------------------------------------

    Что будет на месте гостиницы Россия?
    Архитектурное наследие СССР
    Лофты вместо фабрики

    Всего же в ближайшие три года в Москве планируется освободить территорию 300 промышленных предприятий. Об этом не так давно заявил руководитель департамента науки и промышленной политики Москвы Евгений Пантелеев. По его словам, эти 300 предприятий будут интегрированы в другие, эффективно работающие производства, а занимаемые ими земельные участки город сможет использовать в своих нуждах. Что вырастет на месте этих предприятий? Офисы, склады, гостиницы или музеи? Ответ на этот вопрос мы узнаем в самом ближайшем будущем, но одно очевидно уже сейчас: Москва перестала быть промышленным городом, и многочисленные заводы и фабрики вынуждены отступить под натиском других типов объектов.
     

Поделиться этой страницей