Хроники спелеошколы

Тема в разделе "Разговорник", создана пользователем computer, 21 июн 2005.

  1. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=72

    Хроники спелеошколы
    Что-то надоело мне сидеть за компьютером, вырубая толпы монстров, и решая судьбы мира. Захотелось чего-то попроще: сходить в лес, послушать птичек, отдохнуть от городской суеты…


    В лесу царили тишина и покой, и лишь откуда-то из глубины доносились истеричные вопли. Было непохоже, что там кого-то насилуют, и я решил проявить любопытство и посмотреть, что же может издавать такие звуки. Звуки издавала компания молодых людей, уютно расположившихся в старом карьере. Время от времени кто-нибудь из них забирался на скалу, привязывал к себе веревку и с криком «Маманки е-е-е!!!» прыгал вниз, но, не долетая до земли, повисал на веревке. У меня промелькнула мысль, что вот где студентам медикам практиковаться надо, тут тебе и физические и психические травмы, но я не стал ее высказывать, так как на стороне прыгающих было численное преимущество. Вместо этого я подошел и спросил их, кто они и чем они тут занимаются. В ответ мне посоветовали прийти такого-то числа в подвал на Некрасовской 98, где мне все объяснят. На наркоманов и отморозков эти парни похожи не были (ну разве что чуть-чуть), поэтому в обозначенный день решил прийти в тот подвал и выяснить что к чему. Далее приводятся дневниковые записи мероприятия, которое официально называется «Школой юного спелеолога».

    День 1

    Нас собрали в большой комнате и объявили, что нам повезло, и мы примем участие в новой интенсивной экспериментальной программе спелеошколы, которая будет проходить в полевых условиях, в течение двух недель, в районе хребта Чандолаз. За время школы нас научат, что такое веревка, как надо любить природу, зачем спелеологу каска и сколько лука надо съесть, чтобы стать таким же замечательным человеком как наши стажеры и инструктора. После этого поделили на отделения и добавили, что отныне мы должны беспрекословно слушаться инструкторов и стажеров (причем первых еще и кормить вовремя), и тогда, может быть, эта школа обойдется без травм и увечий.


    День 2

    Утром все собрались на платформе и нам прочитали пятиминутный курс о правилах безопасности при пользовании электропоездом и о приемах использования рюкзака при погрузке в обозначенный поезд. Приемы оказались на удивление эффективными – наши заняли полвагона успешно отбив атаку старушек. Куда-то едем.

    Постепенно вагон пустеет, от спелеологического чувства юмора у пассажиров сдают нервы. Старушки с пирожками стараются перебегать мимо нашего вагона во время остановок и по платформе. Мы в недоумении, старички ухмыляются, мол, помнят нас тут. В дверях на мгновение появляются контролеры, пугаются, исчезают и снова появляются, но на этот раз с торжествующими улыбками и ОМОНом. Проверяют билеты. Ругаются. Хотят оштрафовать. Мы божимся, что ни-ни, в последний раз, опаздывали на поезд и тому подобное. Ругаемся до Кузнецово, где позволяем высадить нас. В суматохе стажеры выносят две скамейки и один стоп-кран из электрички. Мы смеемся, правда, недолго, только до тех пор, пока не узнаем, что тащить их нам. Одеваем рюкзаки. Инструктора морщатся и объясняют, у кого что будет завтра болеть из-за неправильно отрегулированных рюкзаков. Пока регулируем рюкзаки, пара стажеров вытряхивают из рукавов отрезки труб и удаляются, как они сказали, выяснять короткую дорогу у местных. Дорогу выяснили быстро. Радостно сообщили, что самая короткая дорога на тракторе, на котором их любезно согласился подвезти недостаточно бдительный абориген. Мы радуемся вместе с ними. Опять недолго. Потому что нам объясняют, что, для того, чтобы научится правильно регулировать рюкзак надо немного походить пешком с неправильно отрегулированным рюкзаком. И вообще нас предупредили, что радоваться мы будем только по возвращении в город.

    Идем долго. Скорость движения существенно снижают две лавки и стоп-кран из электрички. Инструктора уже два раза возвращались на тракторе и неодобрительно цокали языком. Наконец они забрали у нас лавки и погрузили их на трактор. На вопрос, почему нам нельзя доехать остаток пути на тракторе (все уже оценили прелесть не отрегулированных рюкзаков) нам ответили, что когда мы добудем себе трактор, тогда и будем на нем кататься, но лучше бы нам этого не делать до прослушивания лекции по этике и гигиене, потому что местные тут – народ тертый. Добрались под вечер. Поставили палатки. Что-то съели и упали спать.


    День 3

    Проснулись мы рано. Причиной послужило отсутствие дров в лагере. Странно, раньше я и не подозревал, что это так мешает спать. Под руководством инструкторов и стажеров мы отправились в лес. Потом еще раз в лес. После третьей ходки за дровами послышались сомнения по поводу необходимости такого количества дров. На что нам ответили: «фигня, будем строить зимушку».

    Ближе к обеду нас собрали и объяснили, что сейчас мы будем нарабатывать навыки, полезные при первопрохождении пещер. Некоторых поначалу смутила такая формулировка, предполагающая, по крайней мере, минимальное знание техники хождения по пещерам. Но все оказалось проще, чем мы думали. Нам выдали саперные лопатки и отправили вниз по течению копать туалеты. Через полчаса появился инструктор, посмотрел на наши творения, хмыкнул, взял две лопатки и, в качестве примера, за пятнадцать минут соорудил туалет на две кабинки с биде, писсуаром и раковиной. Потом он сказал, что пока мы не научимся копать, нас нет смысла учить чему-то еще: «Лучше быть профессионалом в чем-то одном, чем любителем во многом. А посему обед откладывается до тех пор, пока у каждого не будет готово место, куда этот обед можно переварить». Подобная стимуляция подействовала, к ужину было готово двадцать шесть туалетных кабинок, два противотанковых рва и фонтан в форме писающего мальчика.

    На ужин был лук. Нам объяснили, что в нем много витаминов, и он способствует достижению состояния просветления в спелеологии. Потом была лекция по технике безопасности. Через десять минут упал в обморок первый школьник, через пятнадцать еще двое. На семнадцатой один начал кричать, что все мы психи и залез на дерево. Пытались сбить его на землю саперной лопаткой. Не попали. Забили на него, справедливо полагая, что со временем упадет сам. Разошлись по палаткам, обнаружили отсутствие спальников. Оказалось, что настоящие спелеологи могут обходиться и без них.


    День 4

    Перед завтраком опять ходили за дровами. По нашим подсчетам их уже должно было хватить на две зимушки и гараж для запорожца. На завтрак помимо лука каждому дали по бублику. Все радуются. Правда, недолго, в конце приема пищи инструктора объявили, что сегодня опять будем копать. Причем, для закрепления навыка будем делать это на каменных осыпях и монолитах. Выдали титановые саперные лопатки. Стажер, который их выдавал, сказал, что, если мы их освоим, то нам выдадут последнее слово копательной техники - лопатки СЛ-ВЖГ-3А от «Эридан-технологии». При этом он мечтательно закрывал глаза. Мы поняли, что оно того стоит. К обеду освоились настолько, что каждый выкопал себе по ДОТу. К ужину выкопали небольшой форт и пару литер. Потом подумали, сколько еще надо копать, чтобы соединить их в одну систему с фортами крепости Владивосток, и забили на это.

    Вечером нам читали лекции по снаряжению. Оказалось, что для спуска по веревке можно применять практически все: от гайки на 32 до рулона туалетной бумаги. А встегнув спусковое устройство вверх ногами можно, при определенной сноровке, на нем подняться, но это по силу только великим гуру спелеологии. От обилия различных железок разбегаются глаза. Нас обещают научить пользоваться всем этим. Мы сомневаемся. Зря. Нам продемонстрировали, что даже абсолютно неподготовленный школьник может лихо спускаться по веревке, правда при этом он кричит «Мама!» и «Вы че, ох…ли совсем?!!», но это, как нам объяснили, от полноты эмоций. Перед сном обнаружили отсутствие ковриков, но за день намаялись, так что уснули на голом полу.


    День 5

    Утром пошли за дровами с саперными лопатками. Перевыполнили обычную норму в четыре раза. Нам дали банку сгущенки. Оказывается сгущенка с луком это здорово! Сегодня нас учили одевать и регулировать обвязку. Потом делать это на время. К обеду научились впрыгивать в обвязку так, что все ремни автоматически подгоняются под фигуру. Инструктора хмурятся и бормочут, что недооценили луковую диету. После обеда была лекция по этике и гигиене в походе, а именно, пришли местные за своим трактором, вооруженные кусками арматуры и одни ружьем. Идиоты. У них был шанс до того, как мы освоили саперные лопатки. Кто-то из стажеров выбил ружье метким броском жумара и объявил начало практического занятия по этике и особенностям общения с аборигенами. Местные побледнели, по-видимому, они уже прослушивали этот курс. Мы до конца так и не поняли, кто кому читал лекцию, то ли инструктора нам, то ли мы местным, но в итоге мы уяснили основы дипломатии, а аборигены, то, что спелеолог – лучший друг человека.

    Нам выдали решетки и объяснили, как ими пользоваться. Оказалось, что это нехитрое устройство столь же многофункционально как швейцарский армейский нож. На наших глазах с помощью решетки был сбит, освежеван и зажарен рябчик, после чего нам продемонстрировали, как использовать решетку для спуска. Потом пустили на скалу и до вечера мы тренировались. У двух школьников забрали саперные лопатки, объявив, что тормозить надо увеличением трения о веревку, а не лопаткой по скале. Кто-то попробовал махать руками, чтобы затормозить спуск, помогло, но его сдернули за веревку, сказав, что подъем – это тема другого занятия. Вечером обнаружили отсутствие палаток, инструктора пояснили, что пора начинать единение с природой. Кто-то решил спать, залезши наполовину в рюкзак, кто-то уснул на земле.


    День 6

    Утром, все те, кто спал в рюкзаках, обнаружили себя зашитыми в них и подвешенными над речкой. После принятия водных процедур, присоединились к остальному лагерю. Опять рубили дрова. И куда же они пропадают? Тщательное обследование места, где они были свалены, позволило обнаружить следы грузовика приезжавшего вчера за нашими дровами. Мы немного расстроились и за пять минут перед завтраком выкопали подземную полость на подъезде к куче дров. До обеда осваивали различные методы спуска. Один из школьников развил на спуске ускорение в 12 м/с2. Долго пытались понять, как ему это удалось, решили, что, если натереть спусковуху луком, происходит локальное изменение гравитационной постоянной. Испытывали новый метод. Трением сожгли двести метров веревки. Инструктора очень ругались. Позже выяснилось, что ругались они из-за того, что грузовик, на котором приезжали покупатели дров, провалился в каверну. Мы пытались сделать вид, что ни при чем, но следы саперных лопаток на стенах нас выдали. До ужина откапывали грузовик и закапывали образовавшийся провал. Вечером у нас забрали саперные лопатки, заявив, что мы уже в достаточной степени освоили этот инструмент, а хребет и так в достаточной степени закарстован. Рассказывали про необходимость обеспечения страховки. Еще раз напомнили отдельные моменты из лекции по ТБ. В результате три человека набили по всему лагерю шлямбуров, и передвигаются теперь только ползком, не теряя точки страховки.

    День 7

    В лагере ЧП, кто-то ворует лук. Инвентаризация личных вещей результата не дала. Растянулись в цепочку и прочесываем склоны, враг не мог уйти далеко. Так и есть! Барсучья нора, откуда пахнет луком. Барсука там, судя по всему, нет. Решили пошутить. Вернувшийся барсук вместо лука обнаружил в своей норе два отделения спелеологов, которые в полной выкладке, при свете карбидок, играли в канасту. Зрелище оказалось слишком сильным для его нервов. И теперь в окрестностях лагеря бегает абсолютно седой барсук. Учились подниматься по технике кроль жумар. Разобравшись, что к чему, начали бегать по банану на скорость. К вечеру поняли, что наша скорость ограничена скоростью прохождения веревки через блочок. А если натереть жумар луком? Инструктора ругаются, жумар ушел куда-то на околоземную орбиту, мы пытаемся выяснить, где они достали такой лук. Нам отвечают, что там, где взяли, больше нет, а раз мы такие умельцы то нечего на нас снаряжение тратить, будем ходить свободным лазаньем, а по веревке страховаться, используя узлы. Нам показали узлы, сказали, чтобы до завтра выучили, потому что завтра пойдем в пещеру.

    День 8

    На завтрак помимо лука давали сало, как нам объяснили, это способствует единению с подземным миром. После завтрака нам выдали фонарики, каски, бухту веревки и мы пошли штурмовать Близнец. Нам предложили сначала спуститься в привходовой колодец, отработать технику спуска – подъема на практике. Большая часть народа вниз слетела коромыслом, а наверх поднялась на прусиках. Те три человека, которые страховались, при передвижении по лагерю, за пять минут по технике плетения макраме связали кабину лифта и оснастили ее хитрым узлом, который при спуске накапливал кинетическую энергию, а потом расходовал ее для подъема. Инструктора несколько удивились такой постановке вопроса, но, за каких-то пару минут, пришли в себя и мы отправились на дно пещеры. Нам было предложено потренироваться в хождении по пещере. Поначалу было тесно и неудобно, мы цеплялись за всевозможные выступы и застревали в узостях, но через пару часов освоились, и скорость передвижения под землей существенно возросла. Потом инструктора забрали фонарики и раздали свистки и терридиевые пластины. Когда мы освоились с ними, нам было объявлено, что мы готовы к выходу в серьезную пещеру.


    День 9

    Все утро мы готовились к походу в Соляник. Лопатки и снаряжение нам не выдали, сказав, что пойдет и так. Зато выдали терридиевые пластины. Пока собирались, подъехали два «Урала», из которых выгрузились серьезные дяденьки, как мы поняли, из какого-то военно-патриотического клуба. Мы их предупредили, что идем в Соляник, они поинтересовались, не появлялись ли здесь какие-нибудь подозрительные люди. На том и разошлись. До пещеры добрались быстро и весело, оказалось, что там уже кто-то есть, ну и ладно, пещера большая, разойдемся…

    Нет, надо было все-таки предупредить этих туристов. Вид трех десятков человек передвигающихся плотным потоком по полу и стенам хода, в абсолютной темноте, наполненной пыхтением и посвистыванием, по-видимому, кому-то напомнил кадры из кинофильма чужие. Прежде чем мы объяснили им, кто мы такие у кого-то сдали нервы и следующие пол часа мы отыскивали дружественных спелеологов и отпаивали их валерианкой. Уходить из пещеры никто не хотел, инструкторам удалось уговорить нас, лишь пообещав, что на следующий день вернемся сюда с саперными лопатками.

    В лагере нас ждала смешанная делегация из людей в форме (все-таки это был не военно-патриотический кружок) и местных тыкающих пальцем в нас и в свой трактор. Нас попросили отдать трактор и организовать показательную тренировку для товарищей из министерства обороны. Люди с автоматами по периметру лагеря способствовали согласию и пониманию, поэтому трактор отдали сразу, тренировку обещали провести завтра.

    День 10

    Утром инструктора выдали всем полный комплект снаряжения и саперные лопатки, раздали весь оставшийся лук и сказали, чтобы при первой возможности все валили в город, так как спелеошкола прекращает работу по независящим от них обстоятельствам. В начале тренировки товарищи из министерства поинтересовались, зачем нам саперные лопатки. Мы предложили продемонстрировать, они, сдуру, согласились. Вид тридцати человек, которые за три с половиной секунды скрываются под землей, ввел их в состояние ступора, что позволило нам уйти под землю на безопасную глубину и завалить за собою ход. Прокопавшись друг к другу, мы посовещались и решили, что надо уйти подальше от лагеря и переждать некоторое время, пока хватит продовольствия. Позже выяснилось, что в этот день военные пригнали буровую установку и оборудование для обнаружения карстовых полостей, а также организовали тотальную проверку на наличие саперных лопаток и спелеоснаряжения в радиусе пятидесяти километров. Инструктора и стажеры под шумок свалили, воспользовавшись системой ходов форта Чандолаз.

    День 14

    Лука хватило бы как раз на все время проведения школы. Решаем, что пора выбираться в город, пока нас не хватились родители. На поверхности утро. Восприятие окружающего мира изменилось, раньше мы не видели этих розовых слоников и черных гоблинов. Стали четче ощущать узлы пространственно-кристаллической решетки. Появилась четкая уверенность в том, что мы можем вывести в гиперпространство все, начиная от чугунной ванны и кончая ядерно-весельной гвардии байдарой…

    Народ в электричке с подозрением косился на три десятка грязных людей, сжимающих в руках лопатки и улыбающихся своим мыслям, а мы ехали домой и думали, что надо все-таки выяснить, где инструктора взяли этот лук
     
  2. Еще ф тему:

    Летят двое. Один - вверх, другой - вниз. Один - спелеолог, другой - альпинист.
    - С тобой что случилось?
    - А с тобой?
    - Да моя крюк вбила.
    - А моя примус разожгла.
     
  3. креатив улыбнул :)
     
  4. PAD

    PAD

    ЗАшибись!!!
    Предлакаю СРТ заменить на более прогресив. технику ТСЛ (техника саперной лопатки)
     
  5. я плакал... спасибо аффтару!
     
  6. Классно. ;D
     

Поделиться этой страницей