Тула-50. Отчет о поездке и несколько фото

Тема в разделе "Сталкерство", создана пользователем Ivan Pupikov, 19 ноя 2004.

  1. Осмотр проводили: Hurrier9000, Ден, Topwer и я, грешный.
    Идейным вдохновителем поездки в Тулу-50 выступил Hurrier, который в 80-х годах именно здесь отдавал священный долг Родине, тогда еще социалистической. В доказательство он даже взял с собой военный билет с соответствующими записями. По-моему, именно из-за этого билета нас спокойно пропустили на территорию, и вообще отнеслись к нам весьма лояльно. Но обо всем по порядку.
    Ведет к Туле-50 классическая армейская дорога, прямая бетонка, местами довольно сильно разбитая. Наиболее страшные ямы несколько лет назад пытались латать асфальтом. Периодически попадаются легковые машины, принадлежащие, видимо, обитателям городка.
    Не доезжая до КПП километра четыре – так называемый «дом свиданий». Вообще-то обычно в частях СА комната свиданий размещается непосредственно на КПП или рядом с ним. Тут, видимо, сыграла свою роль секретность – ни родственники, ни знакомые солдат возле части и близко не бывали. Другие примеры такого рода мне неизвестны. Дом заколочен, но в достаточно приличном состоянии.

    [​IMG]

    На память о бойцах и их родственниках осталась весьма трогательная табличка

    [​IMG]

    Внутри даже полы не все растащили. Возможно, потому, что дом находится в пяти метрах от забора пионерлагеря, в котором явно кто-то живет: ограда в порядке, в домиках целы все стекла, на веревках сушится белье, слышно кудахтание кур и лай собаки. Пионерлагерь, судя по красной звезде на воротах, явно имел отношение к части. Причем, по отзывам очевидцев, пионеров там не видели никогда.

    [​IMG]

    Затем дорога уходит в лес, а вскоре впереди появляются ворота и будочка из серого кирпича. КПП за два десятка лет внешне не изменился, только справа от дороги появилась вывеска «Тула-50». Вместо солдата внутри – охранник в штатском. Записав фамилию Hurrier’a и номер машины, нас пропустили внутрь. Сразу за КПП налево – въезд в То Самое Место, из-за которого до 1998 года Тула-50 не значилась ни на каких картах. Наглухо закрытые ворота, по верху которых нарисована черно-желтая «зебра», высоченный забор и еще один КПП без вывески. Причем в приватной беседе охранник предупредил нас, что туда лучше и близко не соваться. Запретная зона охраняется очень серьезно, а охранники не связаны всякими условностями вроде Устава гарнизонной и караульной службы. Лишних приключений никому не хотелось, поэтому на площадке между двумя КПП мы задерживаться не стали и поехали прямо, на территорию самой части.
    Проезжаем закатанные в асфальт, но отлично просматривающиеся справа и слева от шоссе рельсы железнодорожной ветки, ведущие на «объект». Примерно через километр после въезда слева от дороги – бывший батальон охраны. Штаб, плац, казарма, спортплощадка, остатки караульного городка. При въезде – еще один КПП. Внутри пусто, нету даже полов, двери настежь, зато снаружи гордая вывеска «Министерство юстиции РФ. Учреждение…». Попытка пройти на территорию через открытые, замечу, ворота была пресечена сразу. Из здания бывшего штаба вывалился некий субъект в форме и заорал, мол, не хрена тут ходить, территория следственного изолятора и все такое. Больше никаких разъяснений служивый давать не желает, на контакт не идет, и мы спешно ретируемся за ворота. И тут только сопоставляем упомянутую выше вывеску, упорные слухи о том, что в Туле-50 сейчас якобы женская «зона», и то, что часть экс- штаба огорожена двойной «колючкой» со спиралями Бруно. В общем, женский СИЗО в стадии становления, еще без вышек, намордников, запретки и прочих милых атрибутов.
    Дальше слева от дороги – разнообразные армейские постройки все из того же серого кирпича в стиле «минимализма» 70-х. Все дома во вполне приличном состоянии.

    [​IMG]

    На территории бывшего парка просматриваются чьи-то частные машины, тут же облупившаяся вывеска «автосервис». Hurrier вспоминает, что в 80-х легковых автомобилей в военном городке было больше, чем во всем Чернском районе. Те «жигули», «москвичи» и «зубила», что нам попадаются, явно остались от лучших времен.
    По другую сторону дороги – склады ГСМ, похоже, неиспользуемые, но целые и невредимые. Дальше – вполне действующая котельная. Прямо – жилой городок. Трехэтажные кирпичные дома-«брежневки». Два небольших магазина, парикмахерская, ДК с площадью и бетонным Лениным. В СМИ проходила информация, что в Туле-50 две с половиной тысячи жителей, но глядя на дома, кажется, что это преувеличение. В любом случае остались здесь только те, кому просто некуда податься. По слухам, чтобы занять их работой, тут пытаются организовать цех по пошиву одежды и небольшой заводик по переработке яблок.
    Возвращаемся назад и поворачиваем налево – к стрельбищу. Рядом с дорогой – свежепокрашенная газовая труба с задвижкой. За коммуникациями тут, судя по всему, следят тщательно. Вот и съезд с бетонной дороги на два ряда плит, образующих как бы колею. Переезжаем все ту же «железку», которая дальше идет рядом. Наката никакого, из-под рельсов прорастают березки в детскую руку толщиной. Со времени расформирования части здесь явно ничего не ездило. Пейзаж – помесь «Сталкера» и фильмов про вторую мировую войну. А вот и железнодорожный тупик характерной Y-образной формы.

    [​IMG]

    Тупик длиной примерно на два пассажирских вагона. Одна ветвь ведет за территорию части и дальше – к ж/д станции, другая – на «объект». Посовещавшись, приходим к выводу, что такая планировка – защита от посторонних и/или диверсий. То есть тепловоз МПС притаскивал вагоны со станции, загонял их в тупик, отцеплялся и уходил. Затем стрелка переводилась, с «объекта» приходил собственный локомотив и забирал вагоны. Кстати, вагоны, по воспоминаниям очевидцев, внешне не отличались от обычных пассажирских ЦМВ, только окошки были тщательно зашторены. Стрелка весьма своеобразная. Во-первых, она хоть и ручная, но без противовеса, во-вторых, она с двойным запором. Стандартный железнодорожный П-образный замок для запирания стрелок, который можно открыть только двумя ключами одновременно, здесь помещен в изящную стальную коробочку. Причем коробочку тоже можно было открыть только двумя ключами одновременно. Ключи, судя по личинкам, были похожи на обычные, плоские. Личинки закрываются поворотными крышками. Коробка окрашена молотковой эмалью, личинки и крышки никелированные. Сделано все очень добротно, исполнение явно заводское. Видать, есть еще по России немало мест с такими стрелками  ;)

    [​IMG]

    Повернув голову направо, испытываем настоящий шок. Прямо на железнодорожное полотно мрачно смотрит амбразура ЖБОТа. Воображение уже рисует мрачных пулеметчиков, держащих под прицелом медленно вползающий в тупик тепловоз. Все, как всегда, оказывается гораздо брутальнее и проще – с тупиком соседствует учебный полигон. Чуть в сторонке – два легких укрытия

    [​IMG]

    окопы различного профиля и прочие военно-саперные изыски.

    [​IMG]

    Грязно выругавшись, вытаскиваю ноги из проволочного заграждения, хоть и учебного, но весьма колючего. Все заросло высокой травой – окопы, надолбы и таблички, на которых указаны названия объектов. Неудивительно – эту землю кирзовый сапог не топтал уже лет шесть.
    Еще один ЖБОТ, не менее антуражный, чем первый,

    [​IMG]

    а за ним – стрельбище, вернее то, что от него осталось. Будочка – пункт выдачи боеприпасов, постройка для наблюдения за огнем с двумя вышками. Выложенная кирпичом дата «1972». Рядом - огневой рубеж. БТРа, служившего когда-то мишенью, нет и в помине. Само поле зарастает молодым березняком, который уже выше человеческого роста, а по густоте такой же, как трава, и абсолютно непроходим. Hurrier выглядит помолодевшим лет как раз на столько, сколько прошло с тех пор. Затем звучит фраза дня:
    - Мог ли я в восьмидесятых думать, что приеду сюда на машине? и все здесь будет ВОТ ТАК?
    Хотя выездов из Тулы-50 два (на Чернь и на Арсеньево), возвращаемся через тот же КПП, где и заезжали. Во избежание…
    Обратно возвращались уже в темноте и под проливным дождем.
     
  2. Hurrier9000

    Hurrier9000 Guest

    Спасибо, Друже, порадовал старика!

    Жаль только, что основная цель поездки не достигнута.

    Лет через десять-пятнадцать можно попробовать повторить :) Хотя.. Кто знает - может там через год на экскурсии водить будут?
     
  3. А какова основная цель? Что там такое, поясните, плиз!
     
  4. Hurrier9000

    Hurrier9000 Guest

  5. gavru

    gavru Guest

    Круто! Даже фотки сделали! Посмотрел на "железку", припомнил, как мы пятой учебной ротой изображали там то ли рексов, то ли партизан в апреле месяце... Берёзового сока напились и обосрались по полной программе.
    Насчёт экскурсий подумалось: заводят группу к стрелке с дотами, а из травы вылезают зомпи в ОЗК и противогазах, с рёвом и хрюканьем кидаются на туристов. То призраки оголодавших курсантов жаждут утолить голод. :)
     
  6. Hurrier9000

    Hurrier9000 Guest

    Опаньки, не просто однополчанин, а еще и из одной роты :)
    В каком году там "отдыхал"? :)

    Если интересно, здесь есть воспоминания о Туле-50: http://zhurnal.lib.ru/comment/g/gawrjuchenkow_j_f/microdmb
     
  7. gavru

    gavru Guest

    Да это я и есть ;)
     
  8. Hurrier9000

    Hurrier9000 Guest

    Иэхх... По нику и количеству сообщений в форуме мне стоило бы догадаться :)

    Фото еще есть, но пока что руки не доходят выложить. Как сделаю, дам ссылку.
     
  9. А что такое спираль Бруно?
     
  10. Если я правильно понимаю, то это один из видов проволочных заграждений. Горизонтальные спирали диаметром 60 - 100 см, свитые не из проволоки, а из нескольких рядов плоской стальной полосы шириной 5 - 10 см. Причем края полосы не ровные, а вырублены в виде таких зубцов, узких у основания и расширяющихся к краю. То есть зацепишься одеждой - просто так уже не отцепишься, а открытые участки тела можно очень здорово располосовать.
    Широко применяется при ограждении воинских частей, складов, зон и т.п. Обычно прокладывается по верху забора, но может лежать и между двумя заборами на земле. Делается, как правило, из оцинкованного железа.
     
  11. gavru

    gavru Guest

    Спираль Бруно- это тонкая гладкая сталистая проволока, смотанная в кольца 60-80 см. Этих колец очень много, если наступить - сразу путаешься, если пытаешься вырваться силой - проволока режет кирзовый сапог.
    А полоски с зубцами - изобретение более позднее. В России называется "изделие "Егоза". Я с этими средствами заграждения в армии работал.
     
  12. Спасибо за разъяснения. Вот уж истинно: век живи - век учись.
    Ну, тады СИЗО там и огорожен как раз этой самой "Егозой". Приношу всем свои извинения за некорректную трактовку.
     
  13. HETPE3B

    HETPE3B Guest

    Есть несколько фото техтерритории, как их выложить ?
     
  14. cancer

    cancer Guest

    Прикольные фото!
    Я в этом городке прожил со своего рождения в 86 до расформирования части в 98!
     
  15. Прошу прощения за подняти старой темы... Никто не был там сейчас? Что там и как? Я прям прослезился, посмотрев фотки... Курсантил (слонячил) там в 1985-м, осенью...
     
  16.  
  17. Класс, я в 40852 тоже слонячил, в 1997 году, все лето. У нас был старшина Писарчук, остальных мало помню. По моему мы были последним призывом в учебке.А потом кого-куда разослали. Меня в Сергиев посад послали служить.
    Спасибо за фотографии )))

    P.S.
    А призраки там действительно есть, и и менно в столовой. Солдаты и офицеры видели их неоднократно, а вот я нет :-(
    Еще помню случай рассказывали-в начале лета пропал боец, долго его искали. Не нашли и все, значить убежал. Дома сделали запрос, тоже не появлялся. А по осени, когда листья стали с деревьев падать, нашли его повесившегося на дереве. Почему раньше не нашли и почему труп сам не упал-я не знаю.:p
     
    Последнее редактирование: 10 окт 2008
  18.  
  19. Расскажите страшилку про ТУЛУ-50

    Отзовитесь кто там проходил службу, кто там живет рядом.

    Интересуют не где там и что находится и чего можно отудова утащить.

    Интересен именно всякий фолклер связанный с этим местом...

    типа "Голые березы за окном стоят, как ты зае... Тула-50..."
     

Поделиться этой страницей