Стенограма одной радиопередачи ....

Тема в разделе "Диггерство", создана пользователем Enigma, 20 ноя 2005.

  1. Спасибо одному человечку за наводку ;)

    -------------
    Привет, меня зовут Рихтер и сегодня я хочу предложить вам несколько необычный рассказ о московском андеграунде. Причем вовсе не о том, в который имеет возможность попасть каждый, спустившись по лестнице или эскалатору, вход на которые обозначают большие буквы М и надписи Московский Метрополитен. И не о том, где в помещениях, не обозначенных никакими вывесками, играет некоммерческая музыка, встречаются незаурядные личности и принимаются не вполне заурядные допинги. Впрочем, андеграунд, о котором сегодня пойдет речь, довольно забавным образом сочетает в себе черты двух вышеупомянутых: двери, ведущие туда, лишены каких-либо опознавательных табличек, но путь, начинающийся за ними, ведет глубоко под землю. И первое доказательство его существования явилось наблюдательным людям 6 ноября 1941 года, когда немецкие войска подошли к Москве, и в нижнем вестибюле станции метро "Маяковская" состоялся торжественный праздничный митинг, на котором с речью выступил Сталин. Любопытно, что до митинга Генералиссимус находился в своем городском доме на Мясницкой, роскошном купеческом особняке купца первой гильдии Солдатенкова, где с начала войны располагалась Ставка Верховного Главнокомандования. Однако известно, что Сталин в тот день никуда не выезжал: не было ни кортежа машин, ни сопровождения, и даже наружное наблюдение, выставляемое на улицах по маршруту следования, в тот день отсутствовало. Очевидцы свидетельствуют, что Сталин прибыл на станцию по тоннелю метро, в то время как его резиденция находилась в стороне от подземных линий. Однако подвальный этаж особняка был соединен под землей с бункером соседнего штаба противовоздушной обороны. Система ходов, соединяющих на большой глубине бункер с тоннелем метро и выходящих под платформу одной из станций, существует и находится под охраной и по сей день. Впрочем, как и огромное количество других объектов над которыми еждневно разгуливают миллионы москвичей и гостей столицы, как правило ни о чем не подозревая. (DJ Shadow)


    Оговорюсь сразу: в силу того, что официальной информации о московских подземных сооружениях практически нет, точность и достоверность фактов, которые будут приведены в этой серии передач, гарантировать невозможно. Информация эта взята из самых разных источников: крайне редких публикаций в средствах массовой информации, архивов телеканала V9, свидетельств московских диггеров и исследований некоторых специалистов. Что касается многочисленных слухов на эту тему, должен заметить, что, обладая той или иной степенью соответветствия действительности, просто так слухи все же не рождаются. Лично мне, например, довелось присутствовать на Лубянке во время стихийного сноса памятника Дзержинскому. В момент, когда статуя стояла, опутанная тросами, и все уже было готово к тому, чтобы сдернуть ее с постамента, появились какие-то люди, предупредившие, что, упав, Железный Феликс может проломить мостовую, толщина земли под которой была всего-навсего около 15 метров. Поразмыслив и на всякий случай решив окончательно не ссориться с могучим ведомством, руководители сноса приняли решение использовать подъемный кран, что, спустя пару-тройку часов и было зафиксировано тысячами видео и фото камер.
    За несколько дней до штурма Белого Дома генерал Ачалов известил депутатов о том, что по неизвестному в августе 91-го подземному ходу прибыл осетинский ОМОН. Затем, чтобы перекрыть доступ снаружи, осажденные заварили изнутри люки запасных и аварийных выходов из бункера и тоннелей, расположенные в окрестностях здания. Газета "Московские новости" сообщила в те дни, что "архивы эксспикера российского парламента Руслана Хасбулатова и экс-министра безопасности Виктора Баранникова были вынесены из "Белого дома" подземными ходами". Многие военные свидетельствовали, как в момент штурма они группами выбирались в разных направлениях под землей. По словам писателя Владимира Гоника, один профессиональный военный, который в разгар событий постоянно находился рядом с руководителями обороны Белого Дома сообщил: "Около 10 утра : группа чеченцев, охранявших Хасбулатова, вынесла его документы. Они успели уйти подземным городом, выход в который тоже имеется в "Белом доме". Судя по всему, у них была карта подземного города. Задраив за собой массивную сейфовую дверь, чеченцы отсекли всю массу людей, ринувшихся за ними. На Мичуринском проспекте есть безопасный выезд. Возможно, они уехали на машине: габариты подземного города позволяли это сделать".


    К относительно безобидной части московских подземелий можно, пожалуй, отнести 4 закрытых станции-призрака Московского метро: "Первомайская", "Калужская", "Волоколамская" и "Советская".
    Станция "Первомайская" первоначально располагалась за станцией "Измайловский Парк" на поверхности, в здании электродепо "Измайлово". До сих пор хорошо сохранился вестибюль станции, но надпись "Метрополитен имени Л. М. Кагановича. Станция "Первомайская" была недавно снята. В помещении уцелел кафель на стенах и характерные для того времени лепные украшения, даже местами с позолотой.
    Станция "Калужская" с 1964 по 1974 год находилась в здании электродепо "Калужское"
    Географически это рядом с нынешней "Калужской", напротив дворца культуры "Меридиан". Какие бы то ни было украшения на Калужской отсутствуют: асфальтовая платформа, побеленные стены, стандартные промышленные светильники. Вдоль оси платформы - несколько простых деревянных скамеек.
    Между станциями "Щукинская" и "Тушинская" из окна вагона можно увидеть станцию "Волоколамская". На станции отсутствуют выходы на поверхность и наружная отделка, лишь несколько лампочек освещают пустынную платформу.
    Переместимся, однако в самый центр столицы. Здесь картина принципиально иная: железные ступеньки круто ведущие вниз, лифт спускающийся на глубину более 40 метров, длинные коридоры, напоминающие узкие проходы бесконечного лабиринта, бронированные двери с автоматическими замками. Это пункт управления штаба гражданской обороны Москвы, в интервью с начальником которого читаем:
    "...И сейчас круглые сутки в бункере штаба Граджданской обороны идет непрерывное дежурство. На центральный пульт стекается вся информация о происшествиях в городе. А если случится что-то чрезвычайное, здесь готовы кабинеты для тех, кто будет руководить спасательными и другими неотложными работами по защите населения. Тут же расположена аппаратура, позволяющая перехватывать радио и телепередачи и в случае необходимости "вклиниваться" в них со своими сообщениями. В закрытых шкафчиках хранятся на этот случай заранее подготовленные тексты и записи..."
    Все это было подготовлено еще во время Второй Мировой войны, когда по личному приказу Сталина этот бункер был создан в вестибюле никогда не видевшей пассажиров станции "Советская". Если внимательно смотреть на перегон между "Тверской" и "Театральной", следы призрака "Советской" можно увидеть примерно под памятником Юрию Долгорукому.
    О количестве и назначении других аналогичных бункеров можно только догадываться - оглянитесь по сторонам: лестницы, упирающиеся в глухие стены на "Арбатской", "Киевской"-радиальной, Третьяковской и других станциях в центре Москвы - куда они ведут?


    До войны Сталин планировал построить самый большой стадион не только для ожидаемой Олимпиады. Под будущим стадионом Народов в Измайлово был возведен бункер для Генералиссимуса, от которого два автомобильных тоннеля вели к Кремлю и в район станции метро "Сокольники". Существует и переход от бункера к станции метро "Измайловский Парк". Средний путь на станции, помимо прочего, нес функцию спецпути Сталина во время торжественных мероприятий. Обратите внимание на изящные лампочки, освещающие средний путь. Их нет на крайних путях. Аналогичный бункер Сталина был построен под его дачей в Кунцево - туда через Кремль тоже идет автомобильный тоннель от общественной приемной Министерства обороны на Мясницкой, 37. Когда во время войны бомбежки Москвы участились, мнительный Сталин приказал построить бомбоубежище, которое вырыли в Кунцеве на глубине пятнадцати метров. Для того чтобы полностью обезопасить вождя, в качестве перекрытий использовали чугунные рельсы. По словам полковника МЧС Сергея Черепанова, сооружение и сегодня выдержит прямое попадание авиационной бомбы. Вход в бункер - обычная дверь, какую встретишь в любом подъезде, с кодовым замком. Очень чистая лестница с перилами уводит под землю. Полное ощущение, будто спускаешься в подвал обыкновенного жилого дома. Однако Сталин по лестнице не ходил. Специально для него был пущен лифт, пол которого уложили паркетом, а стены обшили деревянными панелями. Лифт соединял бомбоубежище с дачей Сталина, под которой и был вырыт бункер. Чтобы исключить случайные встречи вождя с обслуживающим персоналом, было построено несколько коридоров. В коридоре для обслуживающего персонала стены покрыты белым кафелем. Пол сталинского коридора был уложен паркетом, а стены - мрамором. В бомбоубежище Главнокомандующий проводил заседания Совета Обороны. Для этого был отведен просторный кабинет - "Генеральская". Его стены отделаны дубом и карельской березой. Посередине - овальный дубовый стол. У стены - столы для дежурных офицеров и стенографисток. С войны в бомбоубежище сохранились и восьмирожковые люстры. И только прямоугольной формы современные люминесцентные светильники напоминают о том, что на дворе не 42-й год.


    По мнению журналиста Дениса Баранца, сеть "закрытых" стратегических коммуникаций и объектов, располагающихся под столицей, насчитывает около 22 так называемых "почтовых ящиков", около 18 стратегических военных объектов Министерства Обороны и около 15 техническо-коммуникационных объектов спецслужб, и на сегодняшний день представляет собой 320-километровый автономный комплекс, число рабочих мест в котором составляет более 8 тысяч человек. В настоящее время этой системой, как и другими аналогичными объектами по всей России, занимается "Служба Специальных Объектов", созданная указом Бориса Ельцина N350 от 15 марта 1999 года.
    Со своей стороны должен заметить, что вышеприведеные цифры, как и всякая статистика, все же не способны дать представления о масштабах и серьезности отдельных объектов подземной Москвы, и посему позволю себе придать этому вопросу еще немного конкретики.
    Известно, что существовало несколько проектов строительства Храма Христа Спасителя в честь победы в Отечественной войне 1812 года, один из которых предполагал возведение храма на Воробьевых горах. Однако от этого проекта было решено отказаться в силу того, что в этом месте был очень слабый грунт, неспособный выдержать крупного здания. Но что не смогли сделать царские архитекторы, сделали сталинские. Как считает Юрий Зайцев, при строительстве Главного здания МГУ, под фундамент вырыли огромный котлован и, залив его жидким азотом, поставили холодильные установки на то место, которое потом стало называться "Этаж-3". Этой зоне был присвоен статус сверхсекретной, так как в случае вывода из строя морозильников здание МГУ сползет в Москва-реку. По мнению московских диггеров, версия о наличии морозильных установок для фиксации грунта на 99% не соответствует действительности. Никаких следов самих установок или необходимых для их работы коммуникаций им обнаружить не удалось. В то же время, в существовании многочисленных подземных коммуникаций на территории МГУ мне, в свое время, удалось убедиться лично. Не считая себя вправе подробно распространяться о том, что именно находится под МГУ, в то же время замечу, что практически все исследователи московских подземелий сходятся в том, что тоннели под университетом напрямую соединяются с лежащим под огромным пустырем напротив МГУ подземным городом в Раменках, который носит неофициальное название Москва-2.


    В одном из своих интервью писатель Владимир Гоник, лично исследовавший подземную Москву еще с начала 70-х годов, говорит: "в работе я использовал три вида информации о подземных объектах: то, что я видел своими глазами, то, что я не смог увидеть, но о чем получил сведения из разных, независимых друг от друга источников и чему были реальные подтверждения, скажем, в виде наземных вентиляционных выходов. И, наконец, третий вид - это молва, слухи, но не досужие, уличные, а те, что ходят в кругах людей, имеющих отношение к строительству и эксплуатации подземных сооружений.
    В районе этого объекта протекает речка Раменка. Ее дно, особенно в излучинах, покрыто белым известняком, хотя, казалось бы, откуда? Ясно, что это выносы подземных разработок, а известняк в Москве находится на глубине примерно 200 метров. "Раменки", конечно, не город в привычном смысле этого слова. Это большой подземный объект или, точнее говоря, огромный яйцеобразный бункер, в котором на протяжении длительного времени могут жить, полностью отрезав себя от внешнего мира, тысячи людей. Там есть тоннели, жилые и технические отсеки, как на подводной лодке, соединенные переходами и коридорами. Транспортные тоннели двойного пользования: рельсы утоплены в бетон, по ним могут двигаться как поезда, так и автомобили. Бункер разделен на несколько зон. Есть зона жизнеобеспечения, где находятся дизели, аккумуляторы, системы вентиляции, водоснабжения и регенерации отходов. Есть жилая зона, где созданы все условия для нормального и даже комфортного существования людей. Но Раменки - далеко не единственное подземное сооружение такого типа на территории Москвы, есть и другие объекты.
    В советское время подземное строительство достигло небывалого размаха, и сейчас в пределах Садового кольца практически из любого здания в любое другое здание можно попасть снизу. Многие холмы Москвы представляют собой систему подземных сооружений. Больше всего изрыт Сретенский холм. Активное строительство под Москвой началось сразу же после войны, когда мир узнал о страшной разрушительной силе ядерного оружия. Напрягите фантазию и попытайтесь представить себе, что там может быть... Все равно это гораздо мощнее и грандиознее, чем вы способны вообразить. Это колоссальный подземный организм. Больше того, это даже нечто запредельное, ирреальное, где стерта грань между действительностью и фантастикой".


    В заключение первой части нашего рассказа о подземных пространствах Москвы, позволю себе поделиться с вами некоторыми сомнениями. Нет, сомнения мои отнюдь не в существовании огромного количества немыслимых подземных сооружений в недрах Москвы. В этом-то как раз сомневаться не приходится. Просто в очередной раз я поймал себя на мысли о том, что в безнадежном стремлении продлить любой ценой существование своей физической оболочки, человек с готовностью тратит на это огромное количество сил и времени, которых порою так не хватает, чтобы сберечь и подготовить к куда более серьезным испытаниям нашу незримую сущность, обрекаемую нами таким образом на новые круги скитаний и суетных мытарств. "Спасение" в бункере: Звучит забавно и грустно.
    На этом, на сегодня, похоже, все. Ваши мысли по поводу услышанной здесь информации или музыки вы можете присылать по электронной почте richter@silver.ru (Рихтер пишется через си-эйч). Следующая встреча и продолжение рассказа о параллельном подземном мире Москвы состоится ровно через неделю, в понедельник, в 23.00, на частоте 100 ровно и 1 десятая FM, в программе Архитектура Забвения. С вами был Рихтер. Пока.Привет, меня зовут Рихтер, а в "Архитектуре Забвения" вас ждет продолжение начатого неделю назад рассказа о параллельной Москве, городе одновременно невидимом и потрясающе реальном, о существовании и масштабах которого можно лишь подозревать, городе дышащем глубоко под нашими ногами через отверстия вентиляционных шахт, огороженных бетонными заборами и информационными пустотами. И сегодня я предлагаю вам путешествие по системе, связывающей все те, порою, немыслимые подземные сооружения, о которых шла речь в прошлой передаче, с, возможно, еще более невообразимыми объектами, о которых мы никогда не узнаем, в единый, почти инфернальный механизм. Однако, несмотря на обрывочность сведений о нем, ряд серьезных свидетельств подтверждают его существование вполне недвусмысленно.
    "В одном из подвальных помещений, заваленном противогазами и дозиметрами, в 1989 году я видел карту, привинченную к стене под оргстеклом, и на ней помимо прочего изображались две линии Экспресс-метро, подземные автомобильные тоннели, в том числе дублирующие садовое кольцо. Запомнились выезд на Мичуринском проспекте, грандиозная автомобильная магистраль выходящая около Белорусского вокзала и также автомагистраль, которую строили позже от Главного Здания МГУ до самого Белого Дома". Любопытно, что эта карта, упоминаемая одним из посетителей закрытых подвалов на университета, в начале 90-х фигурировала не только в газете "Аргументы и факты", но и в более компетентном и профессиональном источнике - ежегодном издании Министерства обороны США "Советские Вооруженные Силы" за 1991 г. Таким образом, сегодня мы имеем, мягко говоря, достаточно серьезные основания говорить о том, что, вышеупомянутая подземная Москва вовсе не инфернальна, и, этот механизм в буквальном смысле слова "движется" благодаря существованию секретного объекта Д-6 или Метрополитена специального назначения, получившего негласное имя "Метро-2".


    Однако прежде чем обратиться непосредственно к Метро-2, предлагаю вам совершиь небольшой исторический экскурс к его прототипам. Полагаю справедливым заметить, что одним из отцов секретных подземных коммуникаций Москвы был еще Иоанн Васильевич Грозный. Именно он повелел в 1547 году тайно прорыть из Кремля несколько подземных ходов. Один ход вел из Кремля в Замоскворечье, другой - в Новодевичий монастырь, а третий - в царские палаты "между Aрбатскою улицей и Никитскою". Легенда гласит, что благодаря императрице Екатерине Великой, повелевшей по совету французского прогрессивного мыслителя Дидро использовать для передвижения под землей вагоны на конной тяге, во время войны 1812 года подземные коммуникаций использовались для эвакуации москвичей из осажденного города и хранения ценностей. Однако поистине удивительным является и свидетельство Федора Морозова, чей двоюродный дядюшка по линии деда, купец 3-й гильдии Илья Мартемьянович Морозов, с 1907 по 13-й год принимал участие в финансированиии строительства подземных дорог в Царском Селе. По его словам, в версте от Александровского дворца, загородной резиденции Николая II, было возведено небольшое депо, вокзал и казармы личного царского конвоя. Руководство строительством было возложено на загадочную личность - сенатора Гарина, который с некоторых пор заменил военного министра и курировал военно-технические программы, известного своими многочиселенными фантастическими проектами. Строительство началось с того, что в мае 1905 года публике строжайше запретили свободно посещать Александровский и Фермерский парки в Царском Селе. Вокруг парковых массивов были установлены сплошные проволочные заграждения и заставы. Охранка распространяла слухи о том, что на территории парков развернуты колоссальные строительные работы в связи с подготовкой к трехсотлетию царствующего Дома Романовых. Восемь лет в условиях строгой секретности 120 грузовиков вывозили оттуда сотни тонн грунта в сутки. Четыреста телег подвозили по ночам продовольствие и вывозили рабочих, для размещения которых были возведены двухэтажные бараки в станице Александровская. В 1912 году меры безопасности были усилены и в строй ввели вторую полосу колючей проволоки, по которой был пропущен ток, а за месяц до сдачи объекта в эксплуатацию на поверхности развернулись невиданные работы по заметанию следов. Александровский парк был фактически разбит заново. И через восемь лет во время празднования трехсотлетия Дома Романовых на территории императорских парков ни один из высоких гостей не увидел никаких следов подземного строительства.


    19 марта 1917 года группа прапорщиков царскосельского гарнизона обнаружила шурф, ведущий в глубокое подземелье, а то, что они в этом подземелье увидели, буквально потрясло их воображение. На глубине восьми метров в чреве бетонного тоннеля трехметровой высоты был уложена широкая одноколейная дорога. В небольшом депо стояла электрическая дрезина с двумя прицепными колясками на двадцать посадочных мест, всюду по стенам виднелись электрические кабели, небольшие прожектора в боковых проходах освещали все подземное пространство от подвалов Екатерининского дворца до станицы Александровской, где был смонтирован электрический подъемник для дрезины с ее содержимым. Общая ширина центрального тоннеля с боковыми проходами составляла 12 метров. Все было продумано и просчитано с математической скрупулезностью.
    Для питания электроэнергией в Царском Селе была построена так называемая дворцовая электростанция. На то, что ее мощность раз в сто превосходила нужды освещения Екатерининского или Александровского дворцов, еще в 1910 году обратил внимание инженер-электротехник Смородин. Станция возводилась с огромным запасом мощности, чтобы питать энергией не только уже открытые тоннели, но и новые, планировавшиеся в черте Санкт-Петербурга.
    Вскоре после обнаружения, целая экспедиция, снаряженная Царскосельским Советом депутатов, плутала под землей с чертежными досками и карандашами, составляя схемы подземных ходов и магистральных шурфов на территории Александровского парка. Система боковых тоннелей царского метро превращала ее в настоящий подземный узел со своим золотохранилищем и сетью широких проходов и помещений для войск. Эти тоннели вывели подземную экспедицию к подвалам Арсенала, Китайского театра и Александровского дворца. Повсюду были видны следы применения новых инженерных идей и технологий, зачастую сырых, но дерзких, дорогих и изящных. И в момент, когда на повестку дня встал вопрос о строительстве метро в Москве, для ознакомления с царской подземкой в мае 1931 года в Царское Село прибыла государственная комиссия во главе с Лазарем Кагановичем. К его приезду из тоннелей откачали воду, заменили старые кабели, часть шпал и рельсов. Зная характерную кремлевскую слабость ко всякого рода бункерам, местные власти подготовили особый маршрут, который должен был начаться у ворот небольшого бетонного бункера, выстроенного рядом с Царскосельским лицеем. В бункере находилась огромная чаша из серебра, в которой некогда отстаивалась питьевая вода для царского двора. Здесь же размещался механизм затопления тоннелей. Экскурсия Кагановича по царской подземке завершилась неожиданно: странным, на первый взгляд, предложением - опробовать механизм их затопления. Спустя полчаса последние надежды сопровождающих, на то, что это была шутка, развеялись навсегда: первый в мире секретный метрополитен на электрической тяге был затоплен большевиками за полчас - первым в России должно было стать советское метро.


    Вы никогда не задумывались о некоторых странностях Арбатско-Покровской линии Московского метро, на участке от "Площади Революции" до "Киевской"? Длиннейшие эскалаторы из-за крайне глубокого залегания тоннелей и станций, бессмысленное (на первый взгляд) дублирование Филевской линии, неожиданное решение вести линию в Митино от Киевской через Парк победы? Вся эта несуразица объясняется предельно просто: именно до Поклонной горы был перед войной прорыт тоннель первой полноценной линии Метро-2. Этот тоннель глубокого залегания, предельно безопасный для перемещения Сталина, соединял Кремль с бункером Генералиссимуса под дачей в Кунцеве. Очевидно по причине неспособности Кунцевского бункера выдержать ядерный удар, после войны для вождя были сооружены более современные укрытия, а секретную линию за ненадобностью властям и для поднятия духа населения переоборудовали под метро общего пользования. Таким "чудесным" образом столица 5 апреля 53-го года получила сооруженный за якобы рекордно короткие сроки участок от "Киевской" до "Площади Революции".
    В оценке масштабов последующего строительства секретных линий существующие мнения расходятся. Лауреат Государственной премии СССР, кандидат технических наук Ханан Исаакович Абрамсон, принимавший непосредственное участие в пректировании и строительсве ряда секретных подземных сооружений, считает, что "Метро-2" как системы не существует - есть только отдельные ветки, которые связывают подземные правительственные объекты. Однако после скандала, когда по телевидению были показаны входы систему Метро-2, в передаче "Герой Дня" выступил префект Центрального Округа Музыкантский, который, потдтвердив существование Метро-2, дал вполне конкретное определение этой системы со ссылкой на Интерфакс:
    "Так называемое Метро-2 это транспортные подземные коммуникации, связывающие Кремль с командными пунктами, которые предназначены для обеспечения устойчивой работы высшего военного и политического руководства страны в период вооруженного, в том числе ядерного конфликтов. Это гигантская система. Она строилась 40 лет. В нее вбухано огромное количество денег. До 91 года само существование, само наличие этой системы было высшей государственной тайной. До 91 года охрана и эксплуатация этой системы осуществлялось 15-м Главным управлением КГБ СССР, т.н. бункерное управление. После расформирования КГБ все его функции, в том числе и охрану этих коммуникаций взяло на себя Главное Управление Специальных Президентских Программ Администрации Президента. ГУВД в охране этих объектов не участвует. Ни одного милиционера туда не подпустят на пушечный выстрел".


    Итак, пришло время, когда вы можете включить воображение и совершить путешествие по линиям Метро-2, над которыми, на самом деле, проезжаете практически ежедневно . По мнению Юрия Зайцева, его первая линия длиной 27 км была сдана в эксплуатацию в 1967 году. Первый перегон соединяет Старую площадь со станцией под Кремлем, куда теоретически может попасть любой смертный в случае, если в момент ядерной атаки ему случится оказаться в Библиотек им.Ленина. Ближайший выход на поверхность - в Желтом доме с башенкой на Смоленской площади, следующий - в правительственной резиденции на Ленинских Горах, где по первоначальному проекту должна была располагаться станция "Ленинские горы" Фрунзенской линии. Обратите внимание, какой странный, довольно резкий поворот она совершает после "Спортивной" налево, к нынешнему метромосту: Если ехать от "Спортивной" к "Университету", то слева вначале виден перегон, соединяющий путь, по которому вы едете, с противоположным, затем - ответвление влево по ходу поезда. Официально это оборотный тупик, но он продолжается дальше, спускается между основными тоннелями под реку и по дуге круто уходит в сторону. Контактный рельс в этом тоннеле обрывается. Сам тоннель в итоге упирается в стальные ворота. Это единственный гейт обычного метро и Метро-2 в Москве. Однако, я отвлекся: следующая станция - подземный город под Раменками, о котором мы говорили неделю назад, с пешеходным тоннелем до главного здания МГУ. Далее - огромное кирпичное здание при въезде в олимпийскую деревню - Академия ФСБ и Институт криптографии, связи и информатики ФСБ России, в изредка открытых воротах которого можно увидеть длинный коридор, уходящий далеко вниз и освещаемый по бокам небольшими светильниками. Если вам удалось добраться до туда, то дальше вы без особых проблем через Академию Генштаба и резервный выход в Солнцево проследуете до правительственного аэропорта Внуково-2. Следуя тем же маршрутом поверху, можно увидеть вентиляционные шахты этой линии за забором на пустыре между Проспектом Вернадского и Мичуринским проспектом, а также в Тpопаpевcком леcопаpке за Академией Генштаба.
    Вторая линия является негласным рекордом по протяженности подземных веток. В то время, как длина занесенной в книгу рекордов Гиннеса Калужско-Рижской линии составляет чуть менее 36 км, протяженность этой ветки Метро-2, идущей от Кремля на юг параллельно Варшавскому шоссе в правительственный пансионат "Бор", где находится запасной командный пункт Генштаба, составляет 60 км. Эта ветка проходит под пересадочным узлом с "Третьяковской" на "Hовокузнецкую". Как человек, чья дача находится по соседству с одним из секретных военных объектов, могу засвидетельствовать, что рассказы местного населения, как правило весьма и весьма точно фиксируют истинное положение дел в таких местах. Так вот по свидетельствам людей, живущих в Крюково, недалеко от Чехова, иногда они просыпаются ночью от того, что под ними проезжает поезд, а дачники в Видном рассказывают, что в начале 80-х там что-то копали, причем очень глубоко: груженые самосвалы выезжали из под земли целыми колоннами. А сейчас за бетонным забором там стоит невзрачное здание без опознавательных знаков.


    25-километровая третья линия Метро-2 вполне естественным образом также начинается от Кремля, не менее естественно имеет выход на Лубянке и в здании штаба ПВО Московского военного округа на Мясницкой, 33, соединенном с общественной приемной Минобороны на Мясницкой, 37, от которой идет автомобильный туннель к уже упоминавшемуся бункеру в Кунцево. Линия проходит параллельно шоссе Энтузиастов и через Измайловский парк. Ее конечная станция - Главный Штаб ВВС и ПВО в поселке Заря Балашихинского района, под которым на глубине более 100 метров за массивными железными дверями располагается Центральный командный пункт войск ПВО. Попасть в этот подземный город не могут даже первые госчиновники и важные зарубежные гости. Для любой экскурсии необходимо личное разрешение министра обороны. В этом городе-бункере предусмотрено все, чтобы пережить конец света: собственные энергетические установки, системы пожаротушения, очистки воды и воздуха, канализация и запасы продовольствия.
    Несмотря на просачивающиеся слухи, информация про четвертую линию Метро-2, в отличие от предыдущих, стоит считать, скорее, вымышленной. Посему, предвидя скорое завершение сегодняшнего рассказа, и не желая тратить время на изложение всевозможных домыслов, воспроизведу лишь одну деталь, которая поможет вам сделать картинку Метро-2 более отчетливой и характерной: вся система секретных подземных линий однопутная, что имеет весьма грустное объяснение - жизнь там появиться должна в тот момент, когда что-то выдавит ее сверху, а эвакуация - движение одностороннее: А пока: завершая круг, несколько строк из повести Василия Аксенова "Иван":
    "Со стороны Варварки (тогда улица Степана Разина) мы вошли в полуразрушенный Апраксин двор. До революции там были богатые торговые ряды, большевики понавесили тут пудовые замки и наглухо закрылись: ходили слухи, что там был выход кремлевского тайного метро. Во всяком случае, в центре огромного внутреннего пространства мы увидели какую-то заброшенную шахту. Мы шли по галереям, напоминавшим какую-нибудь голливудскую антиутопию о временах будущего гниения и распада. Было пусто, и только вороны копошились под сводами".


    Работая над этой передачей и изучая всевозможные легенды о метро, я наткнулся на такой отрывок из пелевинского "Подземного неба":
    ":самую красивую и самую страшную легенду о московском метро придумали дети; это одна из страшилок, которые рассказывали в пионерлагерях. Когда в палате становилось темно, начинались рассказы о том, что происходит с людьми, которые засыпают в поездах и пропускают конечную станцию. Когда поезд въезжает в метро, людей будят, вытаскивают из вагонов и сажают на цепь. После этого они проводют долгие годы под землей, работая и ремонтируя те загадочные механизмы, которые приводят огромный организм метро в движение. Все это время они находятся как-бы в трансе, потому что им что-то подсыпают в еду. Когда они стареют и уже не могут работать, они в один прекрасный день просыпаются в переполненном вагоне, посреди людей, едущих на работу. Они ничего не помнят о своей жизни под землей, просто им становится ясно, что еще вчера они были молоды и полны надежд, а сегодня старики. Их жизнь окончена, и они совершенно не понимают, что же произошло между вчера и сегодня".
    Прочитав это, я подумал, что такое детское видение - простой и чистый взгляд в суть сложных вещей - наверное, лучшее, что есть как в "Архитектуре Забвения", так и во всяком мире. Дописывая этот сценарий, я размышлял: какие же эмоции должно вызывать у людей Метро-2? Живой интерес? Возмущение? Равнодушие? Что отразилось в этом секретном мирке? Мне кажется - вполне характерная картина: сделка с кем-то невидимым, позволяющая на вырученные от нее средства жевать бутерброды, ходить в кино, обставлять квартиру: Сделка, невыгодность и крайнюю бессмысленность которой отчетливо осознаешь, как правило, только в самом конце: Мне кажется о ней уже что-то писал Гете.
    Неестественная и чуждая истинной человеческой сущности картина:
    Уже несуществующие частички еще существующих людей, сотканные в безликое полотно бесконечных линий между конечными станциями.
    Жизнь, пожирающая себя как гидра.
    Свернутое пространство.
    То, чего не должно быть.

    На этом на сегодня, похоже, все. Ваши мысли по поводу услышанной здесь информации или музыки вы можете присылать по электронной почте richter@silver.ru (Рихтер пишется через си-эйч). Следующая встреча состоится ровно через неделю, в понедельник, в 23.00, на частоте 100 ровно и 1 десятая FM, в программе Архитектура Забвения. С вами был Рихтер. Пока.Привет, меня зовут Рихтер, а в "Архитектуре Забвения" вас ждет финальная часть путешествия по подземному миру Москвы. И для того, чтобы проникнуть в это параллельное пространство, сегодня мы снова прибегнем к обратному отсчету в привычной нам системе координат. А в качестве эксперимента, я предлагаю вам взглянуть на тайны пространства, раскинувшегося под вашими ногами, глазами человека, который лично исследовал его еще с начала 70-х годов. Другим словами, эта передача практически полностью отдана воспоминаниям писателя Владимира Гоника, чей роман "Преисподняя" стал буквально катехизисом современных диггеров. Но, при всем уважении к литературе, сегодня - только документальные свидетельства, причем устами очевидца. Итак:
    Неопределенная причина, похожая на странную прихоть или на повеление свыше, привела меня на стройку в центре Москвы, где реставрировали старый дом. Необъяснимо, по внутреннему побуждению, словно кто-то вел меня за руку, я спустился в подвал и стал настороженно пробираться от проема к проему. Было полное ощущение, что я бывал здесь когда-то - давно, неизвестно когда; хотя я твердо знал, что никогда прежде сюда не забредал.
    Пройдя немного, я обомлел: в глубь холма тянулись широкие галереи, перед глазами открылись старинные своды, древняя кладка, арки и столбы. Впоследствии я убедился, что из старинных галерей, куда я спустился впервые, при желании и наличии инструментов можно проникнуть в соседние системы - в глубине земли с незапамятных времен таятся старые заброшенные каменоломни, осыпавшиеся забои, подвалы монастырей и давно снесенных церквей и домов, забытые склады, винные погреба, тоннели метро и обширные бомбоубежища. Москва стала разворачиваться в своем тайном, причудливом, скрытом от людских глаз облике. Со временем, спустя годы, я пришел к выводу, что в пределах старой Москвы, во всяком случае, в местности, именуемой Скородом и ограниченной Садовым кольцом, из любого здания в любое можно попасть под землей, не поднимаясь на поверхность. Изданный в 1913 году атлас старых коллекторов, штолен, сточных каналов, русел рек и ручьев столь обширен, что перенести его на современную карту просто невозможно. Постепенно, с каждым спуском, словно таинственный Китеж-град, открывалась под землей другая Москва - параллельный город, зеркальное отражение. Там, внизу, на глубине, существовали другие мы, наше отражение: перевернутый мир, перевернутое существование...


    :на мой взгляд, на Руси издавна существовало стремление зарыться в землю. Это как бы присутствовало в национальном характере. Испокон веку существовали подземные монастыри, скиты, церкви, галереи, катакомбы. Многие дома и усадьбы имели внизу тайники и укрытия, которые сообщались под землей с окрестностями и другими постройками, расположенными поодаль. Московские монастыри кольцом охватывали город, каждый строился как крепость, на случай осады имел скрытый доступ к источникам воды, обладал ходами для тайных вылазок. Вот почему монастыри в большинстве своем имеют разветвленные подземные системы.
    В 1838 году для постройки Храма Христа Спасителя снесли древний Алексеевский монастырь, простоявший на своем месте свыше трехсот лет. Вместе с монастырем сносу подверглась церковь Всех Святых, что на валу, построенная в 1515 году князем Репниным. Едва объявили о сносе монастыря, среди монахинь поднялся ропот. Московская легенда утверждает, что снос монастыря ознаменовался дурными приметами. Настоятельница, отслужив последнюю службу, распорядилась приковать себя цепями к росшему посреди двора дубу и объявила, что не покинет святых стен. Принужденная церковным и светским начальством покориться, мать-игуменья прокляла это место, пообещав, что стоять здесь ничего не будет. Когда в первый день с главного храма монастыря принялись снимать кресты, работник сорвался с купола и на глазах большой толпы убился насмерть. Сам новый Храм не простоял и столетия. Не осуществился и проект новой власти - гигантский Дворец Советов со статуей Ленина наверху. Между тем, если заглянуть вглубь истории, выяснится, что местность в окрестностях Храма, именуемая Чертольем, издавна пользуется дурной славой. В разные столетия возвели здесь около десятка церквей - ни одна не устояла. Думаю, Чертолье было проклято и прежде матери-игуменьи Алексеевского монастыря: в этой местности располагался Опричный двор. Здесь стояли пыточные избы, казематы сидельцев, эшафоты с плахами, земля Чертолья пропитана кровью и страданием, множество людей приняли на ней мученическую смерть. Как видим, причин для проклятий существовало предостаточно и раньше. Возможно проклятие тяготело над Чертольем еще с древнейших времен. Еще до прихода сюда славян, когда хозяевами здешних мест были угро-финские племена, существовало здесь языческое капище. И как предполагают археологи, обряды сопровождались жертвоприношениями. Я нахожу Чертолье бесовским местом. По вечерам здесь пустынно, и когда в ночные часы прогуливаешься по безлюдным улицам и переулкам, внятно ощущаешь за спиной чужое присутствие. Даже не замечая никого в поле зрения, ловишь на затылке посторонний взгляд, на который то и дело норовишь обернуться. Я не раз приводил сюда людей с повышенной энергетической чувствительностью, способных к биолокации. Они неизменно отмечали вокруг агрессивный фон, старались поскорее убраться и успокаивались лишь оказавшись за пределами Чертолья. Иные из них определяли на разной глубине под землей пустоты, ходы и галереи, а иные ссылались на идущие снизу потоки "черной" энергии. Я сам, своими глазами видел на разной глубине под землей по соседству с Волхонкой в окрестностях Музея изящных искусств целые россыпи черепов, скелетов и костей. До 1658 года Волхонка называлась Чертольской. А в Москве названия всегда много значили:.


    С Чертольем соседствует Старое Ваганьково - древнее поселение на другом берегу Неглинки против Боровицкого холма. Иван Грозный включил Старое Ваганьково в обширный Опричный двор, а на холме расположил свою загородную усадьбу. Я не раз спускался в Старом Ваганькове под холм. Каменные палаты, арки, сводчатые галереи, затейливая старинная кладка, путаница проемов и переходов. Уходящие вниз выложенные кирпичом подземные ходы производят сильное впечатление, как и облицованный белым тесаным камнем огромный колодец диаметром в четыре с половиной метра, прорезающий холм сверху вниз. Долгое время колодец был доверху заполнен землей, на поверхности оставался лишь белокаменный бордюр, окаймляющий клумбу. Нынче колодец отрыт метров на 15-17, но полная его глубина возможно вдвое больше. Предполагают, что колодец является шахтным стволом, имеющим внизу горизонтальную разводку: в сторону Кремля, в направлении бывшего Алексеевского монастыря и на Колымажный двор, где располагалась усадьба Скуратовых. Возможно именно этим потайным ходом пользовался Малюта Скуратов, когда скрытно от чужих глаз отправлялся с докладом к царю. Во всяком случае, следы в белокаменной облицовке колодца могут указывать на наличие когда-то винтовой лестницы. Среди разведанных глубоко под холмом ходов и галерей воображение поражает гигантский каменный мешок со стенами толщиной в полтора метра. Размеры его ошеломляют - с большой двухэтажный особняк. Я внимательно рассмотрел его со всех сторон: сплошная кладка, глухие стены, ни одной щели и даже намека нет на окно, отдушину или дверь. По внешнему осмотру можно предположить, что кладку произвели сплошняком, как одно целое, и само собой напрашивается вопрос: зачем? Приборы показали за полутораметровой кирпичной кладкой пустоту - загадочную полость, о назначении которой можно лишь гадать.
    Известно, что царь Иван Васильевич был не только человеком, сведущим в науках, но и искусным магом, чародеем и чернокнижником. И библиотека его, как и знаменитая издревле и тоже загадочным образом исчезнувшая Александрийская библиотека, содержала обширный свод эзотерических знаний. Воспринять эти знания с пользой человек может лишь по достижении зрелости души и только проникшись добром. А иначе обретенные сведения пойдут не впрок, но во вред и приобретут разрушительную силу. Есть суждение, что библиотека грозного царя до тех пор скрыта, до тех пор не откроется, пока люди не готовы к опасным знаниям, пока не проникнутся добром, не созреют душой. Не думаю, что это случится в ближайшее время.
    От столетия к столетию Старое Ваганьково меняло владельцев, пока, наконец, не воздвигли в XVIII веке на холме прекрасную усадьбу "дом Пашкова". И разве случайно, что с его крыши обозревал Москву Воланд?


    В старых ходах и подкопах в любую секунду может обрушиться свод. Крепь зачастую ослаблена или отсутствует вовсе, обвал породы может произойти от малейшего толчка, неловкого движения или вибрации, вызванной, например, прошедшим вдали поездом метро. Неосторожный исследователь может провалиться вниз - в грунте нередки пустоты. Под землей таятся русла многочисленных речек и ручьев, гиблые болотистые бочаги. В период дождей и таяния снега подземные системы наполняются водой. Словом, сгинуть под землей проще простого. Даже обыкновенная, невинная на вид труба может представлять смертельную опасность: легкое прикосновение вызовет гибельный разряд по той причине, что где-то вдали труба касается кабеля высокого напряжения с пробитой изоляцией.
    Вообще спуск под землю - занятие не из приятных. Уже на малых глубинах человека посещает чувство оторванности. При первых спусках мне казалось, что я отрезан, замурован, что назад не выбраться, и я навсегда останусь в тесном замкнутом пространстве. В метро никто не думает о толще земли над головой, но когда оказываешься внизу один - в низком тесном забое, штреке или подкопе, где не поднять головы, не разогнуть спины, сразу вспоминаешь, сколько над тобой породы, вся эта тяжесть на твоих плечах, и кажется, вот-вот расплющит.
    Спускался я, как правило, по ночам: многие подземелья так или иначе связаны с метро, там всегда высокое напряжение и только ночью его отключают. Кроме того, ночью не ходят поезда: токосниматели моторного вагона выступают с каждой стороны на четверть метра, стоит замешкаться или зазеваться, как рискуешь остаться без ног.
    Спуск под землю - это пыль, грязь, сырость, зловоние, крысы, каждый шаг сопряжен с опасностью. Особая забота под землей - свет. В тех редких случаях, когда я ходил с проводниками, они признавались, что без света вряд ли выберутся. Обычно спуск происходил по вертикальному шахтному стволу. Окольцованный чугуном или бетоном ствол гигантской трубой прорезает толщу земли, изнутри по стене тянется железная лестница вроде тех, что висят по стенам домов на случай пожара. Спуск на большую глубину по отвесной лестнице - тоска смертная. Брошенный вниз камень летит долго, целую вечность, прежде чем снизу донесется глухой удар. На тонкой перекладине, металлическом пруте толщиной в палец, чувствуешь себя неуютно: внятно ощущаешь пустоту под собой и вокруг. И вот лезешь в темноте, лезешь, тело постепенно наливается свинцом, немеет спина, руки и ноги, похоже, уже не держат. Тогда с помощью карабина пристегиваешься к перекладине, чтобы перевести дух. Ты висишь над бездонным пролетом - один, в кромешной темноте, пронзительное одиночество охватывает тебя, и кажется, еще чуть-чуть и одолеет вовсе. Психическая выносливость здесь гораздо важнее физической: стоит поддаться страху, удариться в панику, тобой овладеет отчаяние, и никакая физическая форма тебя не спасет: ты обречен. Я знаю немало случаев, когда люди погибали из-за приступа отчаяния. В романе я тогда написал: "Начав спуск, он вскоре понимал, что поступил опрометчиво. В темноте ничего не стоило сорваться, да и вообще всякое могло стрястись: соскользнет ли с перекладины нога, рука ли занемеет, сил ли не хватит или испугаешься высоты - все, одним жильцом на свете меньше". Как говорится, устанешь падать.


    По натуре я человек мирный, но если решился на спуск в "преисподнюю", надо знать, что тебя ждет. И под землей я никогда не выпускал из рук "фомку". На рожон я не лез, но всегда был готов к отпору. Меня обычно не задирали, я ходил, провожаемый внимательными взглядами. Только один раз выскочивший неведомо из какой щели бледный безумец с горящими глазами неожиданно метнулся ко мне и молча, без единого звука, вскинул руку над моей головой. Я перехватил удар, и человек также молча в мгновение ока бесшумно исчез в темноте. Я часто встречал под землей бездомных. Кое-где можно сносно существовать - тепло, сухо, водопровод, электричество... Я встречал бродяг, скитальцев, беженцев, но чаще всего под землей можно встретить больных, спившихся людей, грязных, годами не мывшихся, едва ли не потерявших человеческий облик. Многие из них вообще перестали подниматься на поверхность, потеряли представление о времени суток и валяются дни и ночи на истлевших тюфяках, в гниющем тряпье, среди испражнений, в тесных зловонных углах, в смрадных заброшенных тупиках, гниют заживо и умирают. Трупы людей, человеческие останки - неизбежная, к сожалению, принадлежность подземелий. Как и разложившиеся трупы животных. Иногда внизу можно встретить стайки сбежавших из дома или из приютов детей и подростков. У них свой мир, свой язык, свои привычки, воспоминания и мечты. И хотя их представления о жизни искажены и окрашены в черный цвет, большинство из них надеется выбраться отсюда наверх, туда, где чисто и светло. Я говорил с ними изредка. Они грезят о своем доме в лесу, чтобы горела печь и было укромно и тепло, а за окном шел дождь или снег. Мне всегда было горько видеть их тоскливые глаза.
    Позже я узнал о существовании в Москве подземной секты. Она тщательно законспирирована, ее члены избегают встреч с посторонними. Все мои попытки через длинную цепь посредников выйти на контакт были решительно отвергнуты. Мне с большим трудом удалось раздобыть некоторые подробности их существования. По отрывочным сведениям, эта секта возникла за несколько лет до 1-й мировой войны и имеет отделения даже в Средней Азии.
    Мне стало известно о людях, которые в 30-е годы в предвидении неминуемого ареста уходили под землю, где скрывались годами. Я и сейчас знаком с людьми, испытывающими, порой, потребность спуститься вниз и жить там небольшой колонией. А однажды мой случайный вагонный попутчик, бледный, похожий на моль блондин, оказался майором, чья служба связана с глубокими подземельями. Сирота, воспитанник детского дома, он никого не имеет на поверхности, а внизу у него есть все, и ему незачем подниматься.


    Не могу отрицать под землей явлений типа полтергейста: На некоторых участках испытываешь необъяснимую тревогу, когда по неизвестной причине становишься сам не свой. При каждом спуске я дотошно продумывал технику безопасности, надевал резиновые сапоги и перчатки, брал инструменты, старался не попасть впросак. И все же... Порой накатится удушающий страх, сдавит грудь, сожмет сердце - ни охнуть, ни вздохнуть. Страх скует мысли, и обуяет тебя невероятная жуть, с которой не совладать. За все годы я несколько раз испытывал под землей приступы необъяснимого ужаса, когда и причины, кажется, никакой, но тянет, неодолимо тянет броситься на землю, сжаться, застыть, зажмурить глаза, заткнуть уши или дать деру и бежать, сломя голову, бежать без памяти, неведомо куда, лишь бы поскорее убраться прочь. Из этого состояния выходишь с трудом - медленно, мучительно, стиснув зубы, употребив всю волю и все силы. Не дай Бог кому-то испытать. Подобные состояния пока не поддаются объяснению. После такого приступа становится неловко за себя - тренированный, рассудительный мужчина, как ребенок, боялся неизвестно чего. Любопытно, что реальная, подлинная опасность никогда ничего подобного не вызывала.
    В катакомбах мне открылся неведомый сумеречный мир. Легко было представить, как отрешались здесь неофиты от плотского начала, влияния среды, от родственных и дружеских связей. Лишенный почти всего, что сопутствует ему на поверхности - света, солнца, людей, дали, горизонта, неба, запахов, цветов, зелени, дуновения ветра, красок, разнообразия звуков, человек под землей неизбежно обращается внутрь себя. Отрезанный от поверхности и пространства, он невольно замыкается на себе, сосредотачивается на своем внутреннем мире, на Боге, на душе. Я убеждался в этом многократно. Подземелье отсекает внешние факторы, воздействия и влияния. Раздумья, работа души становятся стержнем существования. У Шекспира в "Гамлете" есть приблизительно такая фраза: "Он повернул глаза зрачками в душу мне". Схожее состояние испытываешь под землей.


    Ну вот, теперь, надеюсь, у вас сложилась, возможно, несколько сумбурная и прозрачная, но, все же, достаточно реальная картина того, что происходит, буквально у вас под ногами.
    Признаюсь, что в процессе работы над этим циклом передач о подземной жизни, меня неоднократно посещала мысль прикоснуться к ней самому. Однако к ней неизменно примешивалось до поры до времени необъяснимое ощущение того, что мне это ни к чему. И если вы хотя бы отдаленно ловили себя на мыслях аналогичного характера, должен поделиться с вами тем, что остановило меня. Подыскивая подходящую формулировку, я остановился на предельно простой фразе: это не мой мир. И единственное, что показалось мне в этом душевном движении заслуживающим внимания - это само его направление. Взгляд, обращенный вовнутрь, на темные лабиринты, заброшенные сырые закоулки и возведенные в глубине души неприступные бункеры - это то, чего, порою, так нам не хватает, то, что способно избавить нас от, казалось бы, необъяснимой тяжести, на самом деле так часто мешающей нам двигаться. Есть такой термин: закрытая карта. Это когда человек открывает неприятную для себя истину, или, например, осознает свою неспособность к какому- либо действию. Человек переворачивает эту карту картинкой вниз и впоследствии избегает касаться этих тем, накладывая на них своего рода табу. Но с каждым прожитым днем Закрытых Карт становится все больше, и со временем они начинают блокировать память и способность правильно осознавать действительность. И именно колоды таких карт порождают цейтноты, одним из распространенных проявлений которых является, например, кризис среднего возраста - однажды мы оказываемся не в состоянии разобраться в заброшенных глубинах собственного внутреннего мира. Своими руками мы творим мрак, который в самом конце скрывает от нас выход.
    На этом на сегодня, похоже, все. Ваши мысли по поводу услышанной здесь информации или музыки вы можете присылать по электронной почте richter@silver.ru (Рихтер пишется через си-эйч). Следующая встреча состоится ровно через неделю, в понедельник, в 23.00, на частоте 100 ровно и 1 десятая FM, в программе Архитектура Забвения. С вами был Рихтер. Пока.
     
  2. weeck

    weeck Guest

    Вобщем, ничего особо нового, но ещё одно подтвердение существования недавно упоминаемого объекта я получил. :D
     
  3. да, инфы новой нету, но всё очень хорошо написанно! и про бункер не забыли, прально weeck сказал)
    спасибо Энигма!
     
  4. Попсятина. Порылись в интернете, законспектировали и выдали в эфир. Зато удобно - всё в одном коротко и в доступной форме.
    Всетки не понятно где они слышат поезда - близ Чехова или около Зеленограда? ;D
     
  5. Respect to Enigma, нашёл много нового интересного, хотя многое мне было уже известно, но перечитать всё это в комлексе  было очень приятно и интересно (ведь повторение - мать заикания ;D), побольше бы таких. Спасибо ещё раз!
    З.Ы. которые дальше передачи будут - они о чём? Ты не в курсах?
     
  6. Старательные, весь мусор из сети собрали.
     
  7. неплохо написано. все это баян, но, признаюсь, рассуждения ближе к концу повествования пришлись мне по душе
     
  8. Это как? в длину, в глубину, в толщину?

    ПРАПОРЩИКОВ!!!  ;D Что они перед этим пили?

    Метро-0 под Питером? Это что-то новенькое.

    Может забросимся как-нить на выхах? Пешитивличку!  :)
     
  9. в царском селе были подземные ходы .....
     
  10. ну эт-то без сомнения, так же не бывает, чтобы дворец и без ходов...

    но чтобы целое электрифицированное "метро" "до станицы Александровской, где был смонтирован электрический подъемник для дрезины "...

    бывал я на СТАНЦИИ Александровской и где оно там?
    :)
     
  11. Офигительная фраза, всё характеризует. Дописал случайно лишний нолик и на основе этого вывел во-о-от такую теорию... Мутант больной. Весь текст - один большой "вынос подземных разработок". Все в сад.
     
  12. Ну статья и статья. Обучный журналюжный ГОН. Даже скучно. Ничего нового. А то иногда бывает журналюги такое завернут, что читаешь и восхичаешься: Во люди сочинять могут!!!

    А тут даже фамилия автора указана с ошибкой. надо читать не "Владимир Гоник", а "Владимир гониТ".
     
  13. Фамилия как раз правильно указана. Я даже книгу его читал. Удивительно точно характеризует автора ИМХО.
    ;D
    А можа он нарочно такой псевдоним взял - а мы, глупые, и повелись - ищем с тех пор Метро-2... 8)
     
  14. а мне кажется , что не очень-то он и гонит в своей книге
     
  15. Да и передача не так далека от истины!!!!
     
  16. 2 Max1 - метать бисер перд свиньями - они и то что перед глазами то не видят ... чтоже говорить о том что обдумать и сопоставить надо .....

    PS - народ вы привыкли к блдюдечку с золотой каемочкой ? вперед .... я лично в сущестововании нескольких обьектов из книги Гоника убедился ... но поле того как побывал в них особено когда описание совпала в деталях .... а у него в книге маля толика того что он знает описана .... за ним даже ваш бог ВМ стенагрофировал ... чтобы выдать за свои росказни ......
     
  17. С информативной стороны его книга зачастую необычайно ценна !!!А вот с художественной вызывает нектрые сомнение .С Идеологической я бы сказал вобще довольно мерзковата....
     
  18. именно . народ не умет абстрогироватся от всего
    и не умеет воспринимать только практическую часть .....

    Ps - большинству учится и учится .... есть вон книга про путчь там тоже из ВСЕЙ книги ОДИН параграф зато про метро-2 ;) и еще один маленький кусочек про обьект - "100"
     
  19. Афигеть, тут еще есть люди, которые не слышали фамилию Гоник... :eek:
     
  20. Диггер - это своеобразный разведчик )))

    надо уметь искать искать искать.
    и еще, ИМХО, "никогда не знаешь где найдешь, а где потеряешь"
    это наше кредо
     

Поделиться этой страницей