Собачьи старты

Тема в разделе "Сталкерство", создана пользователем chink, 7 ноя 2008.

  1. Думаете, будет про Белку и Стрелку? Вот ничего подобного ;-)

    Продолжаю разгребать материал, собранный за последнюю поездку. Сегодня - первый отчёт из мест, связанных с ракетой УР-100.
    История «сотки» - это, по сути, история современных РВСН. Ракета делалась как наш ответ «Минитмену», но в отличие от него была жидкостной. «Сотка» имела в своей конструкции немало прогрессивных решений, которые теперь кажутся очевидными и привычными. Это, например, использование транспортно-пускового контейнера, «вафельные» баки, поворотные маршевые двигатели, и, конечно, «ампулизация», позволившая существенно увеличить срок несения боевого дежурства. По программе летно-конструкторских испытаний «сотки» и её модификаций было проведено более ста пусков – рекордная цифра. А начинались ЛКИ в том самом месте, куда мы с Коллегой отправились как-то в конце раскалённого августовского дня.
    Почему-то история испытаний «сотки» очень скудно освещена в доступной литературе. Казалось бы, столько лет прошло, пора бы уж. Хотя, впрочем, это касается всех челомеевских ракет. Видно, не нашлось среди соратников Челомея своего Чертока. Про тот факт, что первые несколько пусков УР-100 были произведены с наземных, а не шахтных стартов, я и вовсе нигде не читал. Однако это так, и было это на площадке 130. Задумайтесь: ракета изначально проектировалась, как шахтная, однако для испытаний (то есть заведомо всего для нескольких пусков!) строится стартовый комплекс с двумя пусковыми установками, башнями обслуживания, огромным количеством подземных сооружений и всей инфраструктурой! Если вспомнить о том, КАК быстро всё это строилось и КАКИХ трудов стоило строительство в тех краях – понимаешь, что совершён настоящий подвиг.
    Эта площадка имеет народное название «собачьи старты». Название давнее, по крайней мере в конце 80-х оно уже точно бытовало. Легенд о его возникновении немало, но единственное вменяемое объяснение – площадка заброшена давно, чуть ли не с 60-х годов, и на ней расплодились собаки, которые регулярно кусали тех, кто туда совался. Никаких спутников с собаками оттуда, естественно, никогда не пускали.
    Мы шли, обходя со стороны степи комплекс «Циклон», который, кстати, тоже изначально создавался для челомеевской ракеты УР-200. Первым нам встретилось полуразрушенное здание, явно служившее в прошлом какой-то аппаратной. Сначала мы предположили, что это здание имело отношение к «собачьим стартам», но потом удалось узнать, что оно предназаначалось, скорее всего, для работ со спутниками, в том числе с ядерной ДУ, запускаемыми для нужд ВМФ на «Циклонах».
    Общий вид здания:
    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Другая достопримечательность этого места: некогда здесь была самая дальняя от города станция местной железной дороги. Теперь от дороги осталась одна насыпь.
    [​IMG]

    [​IMG]

    Правда, именно этот участок «железки» относился, видимо, к спутниковому хозяйству.

    И вот, собственно, цель нашего путешествия.

    [​IMG]

    Выглядит весьма интригующе

    [​IMG]

    [​IMG]

    Подходим ближе, спугнув огромную сову (фотографироваться не пожелала).

    [​IMG]
     
  2. Пусковые установки (ПУ) по конструкции напоминали старты «Космоса» и иже с ним: пусковой стол в «колокольчиком»-рассекателем, башня обслуживания, передвигавшаяся по рельсам. Аппаратура была установлена в заглубленных и обвалованных сооружениях. Установщик был, видимо, на железнодорожном ходу.
    Рассекателей на ПУ давно уже нет. Многого нет: оборудование было целенаправленно демонтировано ещё в 60-е годы, после чего площадка пребывала в полном запустении. Тут, видимо, была и солдатская «бельдюга», и черметчики устраивали перевалочные базы и временное жильё. «Живая» на ней была лишь построенная позже ШПУ под «сотку», и ту взорвали в конце 80-х (про неё потом). Словом, учитывая непростую историю, удивительно, что сохранилось хоть что-то.
    Нам повезло – мы не встретили ни собак, ни людей.
    Здесь был стартовый стол правой ПУ.

    [​IMG]

    Ещё остатки столов (не помню уже, где правый, где левый)

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Башня правой ПУ. Повалена она, скорее всего, ещё в начале 90-х. До недавнего времени была башня и на левой ПУ, но совсем недавно её порезали.

    [​IMG]

    Этакий динозаврик на водопое :)

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Два обвалованных укрытия около ПУ – «имитация» оголовка. Там располагалась проверочно-пусковая аппаратура.

    [​IMG]

    [​IMG]

    Оба пусты до блеска.

    Около пусковых – заглубленное помещение, где была дизельная.

    [​IMG]

    Земля у входа до сих пор пропитана солярой.
     
  3. У каждой ПУ находится "утюг" - киноаппаратная.

    [​IMG]

    Размеры подземных помещений площадки впечатляют. По-видимому, тут был КП, помещения для всевозможной телеметрической аппаратуры (старт-то испытательный), причём, судя по размерам, вполне возможно, что вся аппаратура была в двойном комплекте – на каждую ПУ. Помещения очень разбросаны по площадке, связаны друг с другом бесконечными потернами. В некоторых из-за их протяженности была устроена даже промежуточная вентиляция – метро, да и только.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Вид из-под земли на поваленную башню.

    [​IMG]

    Вокруг фундамента стартового стола – кольцевой коридор.

    [​IMG]

    [​IMG]

    Сейчас все помещения пусты и закопчены. Кой-где попадаются следы обитания людей.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]



    Страшно представить, сколько поколений солдат косило тут от исполнения прямых обязанностей тут с тех пор, как это всё забросили :-D
    Повторюсь, информации о том, как проводилась подготовка ракет на этих стартах, очень мало. Те из испытателей, которые ещё живы, многого уже не помнят. По крайней мере, беседы с несколькими непосредственными участниками пусков с этих стартов не сильно меня просветили. Что ж вы хотите, годы…
     
  4. как всегда потрясающе!
     
  5. тема реально офигенна, респект категорический.
     
  6. крута аднака :) зачёт агромнейший!
     
  7. Пересмотрел внимательнее - и понял, что установщик был автомобильный. Что, кстати, логично и вполне в духе того времени.
     
  8. chink а дырки ПУ глубокие?
     
  9. Тема, натура, стиль изложения, фото - достойно, очень достойно!

    Благодарность автору!
     
  10. Те тот, который потом и использовался? Или на испытательных все делали из подручных материалов?
     
  11. Автору мегазачот!
    Интересные и фото, и текст.
     
  12. Отличный отчот
    5+
     
  13. Монументально! Даеш рассказ про шахту!
     
  14. Это пять!!!
     
  15. Метра 2 где-то. Вот для масштаба: Коллега на краю, рост Коллеги 180.

    [​IMG]

    2 Alex-G
    Да нет, вряд ли тот же - штатный-то для установки в ШПУ, а тут другое. Скорее всего, был специфический установщик - такой комплекс построили, чего б и установщик не сделать.
     
  16. Нда... экономика должна быть экономной.
    Но позвольте, они же должны были к ПУ ТПК как-то крепить. Или я туплю?
    И что-то я смотрю и не понимаю. Вот ряд шпилек (болтов) торчит. К ним что-то еще видимо монтировалось? Шахтный ТПК же не предназначен, чтобы его за дно прикручивали. Неужели нигде не сохранилось фоток (гриф уже снят должен быть)...
     
  17. Да в том-то и дело, что ничего нету. Я был бы очень благодарен за ссылку на любую информацию об этом этапе ЛКИ УР-100.
    А как крепился ТПК - как раз не загадка. На шпильки ставился стартовый стол, такой примерно, как у "Космоса", Р-14, Р-16 и прочих классических наземных стартов. На него крепился ТПК с ракетой. Именно так делается на "Рокоте", который есть не что иное, как пускаемая с наземного старта МБР УР-100НУТТХ.
     
  18. А Таких фоток хоть "рокота" нет? то что я нашел не соответствует http://www.khrunichev.ru/main.php?id=167
    Как я понимаю ТПК подвешивается за середину примерно. Получается стол неслабой высоты такой. или не так?
    А жалко что ничего нет про ЛКИ. Похоже вторично все прошло
     
  19. Под рукой нет :-( Стол высотой метра полтора, не так и много.
    Вот тут, на странице 10-22 всё более-менее разрисовано. Где-то я вывешивал тут схему такого стола, никак не найду, где.
     
  20. Туплю. Те контейнер к нему прикручен за свое днище?
     

Поделиться этой страницей