Самара-1935 (оффтопик)

Тема в разделе "Подземная Самара", создана пользователем DODYK, 17 май 2004.

  1. 19 мая в музее Алабина будет экспозиция "70 лет генеральному плану города "Большая Самара" (с 1936 года "Большой Куйбышев"). Привожу содержание пояснительного стенда.
    «17 мая 1934 года. В связи с новой планировкой Самары опубликован проект плана города, разработанный
    архитектурно-планировочным управлением».
    (Государственный архив Самарской области, ф. Р-56, оп. 1, д. 478, л. 95)
    Отправной точкой в осмыслении проблем развития Самары в градостроительном отношении в советский период можно считать письмо Совета народного хозяйства от 26 апреля 1928 года, адресованное президиуму Самарского горсовета: "В настоящее время Губсовнархоз разрабатывает вопрос о постройке в Самаре больших заводов, требующих по 5-25 десятин площадей каждому. Конечно, их нельзя размещать в части города от улицы Венцека и ниже до Косы (т.е. в старой промзоне), Губсовнархоз предлагает их поместить в районе каменоломен и в районе Безымянки… при условии устройства рабочего поселка, полей орошения, водопровода и собственной силовой электростанции" (Государственный архив Самарской области, ф. Р-171, оп. 66, д.179). Это письмо связано с разработкой первого пятилетнего плана, по которому Самарская губерния (а с мая 1928 года Средне-Волжская область, образованная на базе Самарской, Ульяновской, Оренбургской, Пензенской губерний и Мордовской АССР) превращалась из аграрной в индустриально-аграрную со значительным развитием легкой, пищевой и металлообрабатывающей промышленности. Принципиальная установка правительства, характеризующая Самару как узел транспортного машиностроения, автостроения и
    крупной пищевой индустрии, а также объективные факторы, такие, как выгодное географическое положение, надежная транспортная связь с основными районами страны, подготовка к созданию крупного гидросооружения на Самарской Луке, выявление мощной нефтеносности района, ресурсы сельскохозяйственного сырья, - всё это позволило уже в начале 1930-х годов уверенно сделать прогноз: Среднее Поволжье вскоре будет одним из наиболее энерговооруженных районов страны, притягательным при выборе мест для крупных государственных промышленных новостроек. Возникла реальная перспектива превращения Самары, впервые в ее градостроительной истории, в город с тяжелой промышленностью общесоюзного значения,
    важный административно-политический, транспортный и социально-культурный центр Поволжья. Все более настоятельной становилась задача придания городу архитектурного облика, соответствующего его новому значению.
    Первый схематический проект планировки Самары был разработан в Москве под руководством профессора В.Н. Семеновав 1928 году, но отвергнут позднее городскими организациями как не удовлетворяющий условиям быстрого роста города.Дальнейшая работа выполнялась институтом Мосгипрогор, но вскоре была передана в специально организованное местное планировочное бюро. К проектированию привлекли научно-исследовательские институты и учреждения края. Руководителем разработки генерального плана стал архитектор Абрам Львович Каневский (15.07.1907 6.07.1960), ставший затем председателем правления Куйбышевского отделения Союза архитекторов СССР. Первоначально проект получил название "Большая Самара", а с 1936 года "Большой Куйбышев".
    Настоящая экспозиция выполнена специалистами ООО "СОЛО" (г. Самара) по заказу департамента культуры министерства культуры, молодежной политики и спорта Самарской области. Экспозиционные материалы изготовлены на основе уникальных стеклянных фотопластин 1930-х годов с негативами, снятыми с проектных материалов генерального плана "Большой Куйбышев", разрабатывавшихся в бюро планировки города Куйбышева Архитектурно-планировочного управления города. Старя коробка с фотопластинами была обнаружена археологом Цибиным В.А. на чердаке двухэтажного деревянного дома по ул. Чапаевской,207 в г. Самаре в 1994 году. В настоящее время фотопластины хранятся в департаменте культуры министерства культуры, молодежной политики и спорта Самарской области.
    В составе экспозиции представлены копии проектных материалов, входивших в состав комплекта чертежей генерального плана города, отражающие серьезный градостроительный анализ исходного состояния и перспектив развития застройки города, предлагавшиеся варианты его будущей планировки. Кроме того, в экспозицию вошли копии уникальных архитектурных эскизов градостроительных ансамблей, которые
    должны были формировать панораму города с реки Волги с организацией волжской набережной. Жизнь внесла свои объективные коррективы в планы архитекторов и градостроителей. Но творческая мысль
    проектировщиков того времени, дошедшая до наших дней благодаря фотофиксации и удачной находке самарских археологов, не может не вызывать достойного уважения своим профессионализмом и архитектурным талантом. Надеемся, что представленная экспозиция вызовет интерес у наших современников: архитекторов, градостростроителей, историков и краеведов, у всех, кому небезразлична судьба одного из крупнейших и красивейших городов на Волге.
    На планах много интересного, становится более понятными провалы в районе Карьерных улиц. На месте посёлка в 1935 году располагался алебастровый завод, а вокруг него немерянное количество карьеров.
    Человек из минкульта сказал, что кроме коробки на чердаке более не было ничего найдено.
     
  2. Tim

    Tim

    обязательно схожу !
     
  3. Не мог бы ты уточнить, она будет только 1 день?
     
  4. Особо не переживайте, все файлы я скопировал. Если нужно, обращайтесь. Фотопластинки сканированы с большущим разрешением, качество - хорошее.
     
  5. Мы с тов. Химиком будем очень благодарны, если ты даш скопировать это.
     
  6. Кстати, если присмотритесь к самому высокому месту города(пустырь от Книжного рынка к дыбенке), то он пустовал всегда и пустовать будет. Почему? Вот история.
    На это место всегда были желающие. То радиостанцию Коминтерна поставить, то телевышку . Но всегда был один ответ у дядь из замка с красной звездой на фасаде: НЕЛЬЗЯ! Отсюда по самолётам ракетить будем в случае чего.
    А при создании "СКАТа" даже Фоменко, бывшего главного связиста региона, открывавшего любую дверь не пинком, а взглядом, ребята в камуфляже послали без разговоров и лбсуждений. В качестве компромисса предложили пустующие бункеры под Радиоцентром, но тут СКАТовцы их послали.
    И губернатору, возжелавшему построить на этом холме стадион, к чемпионату-2008, была показана больша-а-я фига.
    Так что при подлёте супостатов нам посчастливится увидеть "зонтик ПВО" в исполнении С-300, а то и -400...
     
  7. Tim

    Tim

    Боюсь все гораздо прозаичнее. На месте пустыря на ул. Дыбенко долгое время не велось строительство в связи с карстовыми пустотами и опасностью провалов фундамента. К стати сейчас там разворачивается строительство нескольких многоэтажек, наверное по сейсмоустойчивой технологии. Такой кусок в черте города упустить для компаний просто непростительно.
     
  8. Время покажет, но байку о "Скате" я слышал практически от Ф-ко. Тут более интересны пустующие подземелья в Новосемейкино.
     
  9. Tim

    Tim

    Вот это уже гораздо ближе к теме !
    Можно приватно в письме, а можно и на форуме - где и что.
    Н.Семейкино вообще интересный райончик.
     
  10. Re:

    Мне кто-то про этот пустырь втирал, что на нём ничего не строят, поскольку под ним супер-пупер секретный завод находится. Специально его осматривал - ничего примечательного: кусты, помойка, брошенные недостроенные жилые дома (т.е. строить всё же начинали). Против данной байки говорит та мысль, что завод должен быть обеспечен определённой инфраструктурой: вентшахтами, замаскированные проходными для людей, подъездами для них и для транспорта. Там же, куда взгляд ни кинь, никаких признаков цивилизации помимо книжного рынка.
     
  11. Посмотрел планы "Литология" и "Геология" 1935 года, карстов на этом "пятаке"не обозначено. По удельной нагрузке грунты под застройку проходят. На плане "Жилфонд" - там круглая площадка, от которой улицы расходятся радиально.
     

Поделиться этой страницей