Самара:столица с областной судьбой

Тема в разделе "Подземная Самара", создана пользователем DODYK, 13 янв 2005.

  1. Извините,что большие цитаты.
    "Вторым пятилетним планом (1933-1937 г.г.) предусматривалось превращение Средне-Волжского края в зону развитого промышленного производства на основе интенсивного роста металлургии, машиностроения, химической, легкой и пищевой промышленности, добычи и переработки горючих сланцев. В Средне-Волжском крае планировалось заложить новые мощные промышленные узлы: Орско-Халиловский, Самарский, Сызранский, Мордовский, Кузнецкий.
    Самарский промузел предполагался как машиностроительный, причем ведущим предприятием должен был стать крупнейший в Европе (по тем временам) Самарский автомобильный завод тяжёлых грузовиков грузоподъемностью 5 и 8 тонн. Завод должен был выпускать в год 20 тысяч двухосных пятитонок, три тысячи трехосных 8-тонных грузовиков, тысячу автобусов на 50 мест, тысячу шасси для машин специального назначения, а также запасные части на выпуск 15 тысяч автомобилей в эквивалентном выражении.
    Завод должен был потреблять 160 тысяч тонн металла, 100 миллионов киловатт/час электроэнергии, 54 миллиона кубометров воды, 200 тысяч тонн угля, 72 тысячи кубометров пиломатериалов. Завод был рассчитан на двухсменную работу 26000 рабочих. Под основную площадку отводилось 180 га земли и 35 га или под вспомогательные сооружения и склады. В июне 1934 года площадка под строительство завода была отведена юго-заднее Зубчаниновки (сейчас на этом месте расположен завод им. Фрунзе). Строительство соцгорода в районе Безымянки для завода рассчитывалось вести на 65-70 тысяч жителей.
    Кроме автозавода в Самарский промузел по плану входили следующие новостройки: станкозавод, Сажерез, Карбюраторный завод, мясокомбинат, комбикормовый завод, завод подсолнечного масла, вторая очередь завода Кинап, Автотрактородеталь, а также реконструкция СамГРЭС. В сочетании с уже имевшимися заводами: Автозапчасть, старый станкостроительный, котельный, им. Масленникова (Трубочный), группа этих предприятий создавала в Самаре мощный машиностроительный узел, связанный с Халиловским металлургическим комбинатом как потребитель высококачественного чугуна и сталей."
    " 24 июля 1940 года нарком внутренних дел СССР Л.П.Берия направляет И.В. Сталину письмо за № 300/Б «Совершенно секретно» с основными параметрами проекта Постановления ЦК и СНК СССР «О строительстве четырех авиационных заводов в районе г. Куйбышева.»
    «По Вашему указанию НКВД СССР представляет проект постановления строительства двух самолетостроительных и двух моторостроительных заводов на
    -1500 двухмоторных цельнометаллических дальних бомбардировщиков и
    -1200 двухмоторных цельнометаллических дальних бомбардировщиков в год при двухсменной работе.
    Моторостроительные заводы рассчитаны на выпуск 11000 моторов в год с водяным охлаждением, из них 5000 типа АМ-35а - АМ-37 и 6000 типа М-120. Строительная кубатура производственных цехов всех четырех заводов составляет 7,5 млн. кубических метров.
    Требуется 75000 рабочих на них всех категорий. Ориентировочная стоимость строительства заводов с электростанцией и постоянным жилым фондом - 1300 млн. рублей.
    Для строительства потребуется в 1940 году - 40000 человек, в 1941 году - 120000 человек.
    Окончание строительства 1-й пары заводов - июнь 1942 г., 2-и пары заводов - ноябрь 1943 г.
    В проработке принимали участие специалисты ОТБ: В.Д. Благовещенский, проектировавшие завод № 20; В.В. Алле - проектировавший и участвовавший в строительстве Воронежского и Казанского самолетных заводов; председатель техсовета НКАП т.Голяев, гл. инженер ГПИ-1 НКАП т.Аврутин, гл.инженер завода № 22 т.Тарасевич, авиаконструкторы Петляков В.М. и Мясищев В.М.
    Проект постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) согласован с наркомом НКАП т.Шахуриным А.И.
    Жду Ваших указаний.
    Нарком внутренних Дел СССР Л.Берия.
    (ГАСО, фонд 2064, опись 2, дело 143 лист 54-56)
    На этом письме стоит резолюция И.В. Сталина:
    «Переработать - сроки сократить. Срок - в конце 1941 года».
    Судя по участию авиаконструкторов, речь шла о выпуске самолетов КБ Петлякова-Мясищева.
    Через две недели после письма Л.Берия И.В. Сталину выходит постановление Государственного Комитета Обороны при СНК ССР за № 343-с от 6 августа 1940 года:
    «Комитет Обороны при СНК СССР постановил:
    1.Приступить в 1940 году к строительству трех новых авиазаводов в районе Куйбышева на Безымянской и Падовской площадках:
    -Самолетостроительный завод № 122 на выпуск 1500 двухмоторных цельнометаллических бомбардировщиков в год.
    -самолетостроительный завод № 295 на выпуск одномоторных цельнометаллических бомбардировщиков в год.
    -Моторостроительный завод № 337 на выпуск 12000 моторов АМ-35а и М105 в год.
    Все заводы проектируются из расчета двухсменной работы при 8-часовом рабочем дне и 7-дневной неделе.
    2.Установить следующие сроки окончания строительства, монтажа и пуска заводов:
    -Самолетостроительный завод № 122 к 31.12.1941 г.
    -Самолетостроительный завод № 295 к 1.01.1942 г.
    -Моторостроительный завод № 337 к 1.05 1942 г.

    3.Возложить строительство заводов на НКВД СССР.
    4.Проектирование заводов возложить на Наркомат авиациационной промышленности.
    ... 7. ...Обязать НКВД СССР закончить строительство БТЭЦ к концу 1942 года.
    …11. Обязать НКЭС обеспечить в 1941 году подачу авиазаводам электроэнергии в пределах до 15000 кВт от Куйбышевской и Безымянской ТЭЦ.
    …13. Разрешить НКВД для первого периода эксплуатации заводов строить жилье облегченного типа с использованием местных стройматериалов и дерева.
    18.Обязать Наркомстрой произвести монтаж металлоконструкций на заводах 122, 295, 337.
    19.Разрешить НКВД снять со строек других наркоматов и перебросить на строительства авиазаводов 122, 295, 337 в 1940 году 25 тыс. лагерников.
    21. Разрешить НКВД СССР:
    а) организовать специальное управление на правах Главка по строительству заводов.
    23. Установить план капитальных работ на 1940 год - 80 млн. руб.
    28 Для создания ремонтно-механической базы строительства заводов разрешить НКВД СССР демонтировать Дмитровский завод ГУЛАГа НКВД СССР и оборудование полностью перенести на комплектование Куйбышевского завода ГУЛАГа НКВД СССР
    Председатель ГКО К.Ворошилов
    (ГАСО, Фонд 2064, опись 2, дело 3).
    В соответствии с пунктом 21 постановления было организовано Управление Особого строительства. Основными подразделениями Особстроя стали:
    I район - строительство заводов № 122 и 295;
    II район - строительство заводов № 337 и 281 (карбюраторный);
    III район - строительство заводского аэродрома и шоссейных межрайонных дорог;
    IV район - строительство рабочего поселка;
    V район - строительство теплоцентрали (БТЭЦ).
     
  2. Патриоты Самары, плачьте и восторгайтесь! Чикаго+Детройт отдыхают.
    Ах, если бы Гитлер перенёс вторжение на середину июля... . На крыльях этих бомберов Советская власть прилетела бы в Англию, Скандинавию и пр.. Увы и ах!
     
  3. Это не "Проект Большая Самара" случайно описан???
     
  4. Не знаю, я тут полистал чудо-книжку В.Б. Шаврова и рискнул предположить, что двухмоторник - это самолёт"100" В. М. Петлякова, который мог использоваться не только как высотный истребитель-перехватчик, но и в качестве пикирующего бомбардировщика, несущего на внешних подвесках до тонны бомб. За него Владимиру Михайловичу дали Государственную премию. В миру этот самолёт стал известен, как Пе-2.
    Одномоторный, думаю, это – ЦКБ-55 (ДБШ), он же БШ-2 конструкции С.В.Ильюшина. Мы его знаем и помним, как Ил-2.
     
  5. saiLor

    saiLor Moderator Команда форума

    Ох, а какие небоскребы тыкали в небо голубое-б! Куда там комплекс-карлик "Ладья". высоты зданий проспекта, что должен был взметнуться там, где сейчас робко крадется улица Рабочая - три Оперы в высоту! Что Москва с ее 9-ю высотками! Я таки смеюсь с нее! Столица мира! Вот Город. Был-бы.
     
  6. Твои бы слова проиллюстрировать, но эскизы набережной "весят" по 60 Мб, так что увы!
     
  7. Пардон, всё - таки не Ил-2, нет. Хвостовая часть – деревянная, назначение – штурмовик. На цельнометаллический бомбер не канает. А вот Су-2, это да! Победитель конкурса самолётов «Иванов», первый экземпляр – цельнометаллический (дюраль), как бомбардировщик – хорош, да и другие военные «специальности» освоены. Крылатый шакал, самолёт чистого неба, самое-то. Только что за работу им хотел поручить Иосиф Виссарионыч, в 1942-43 году? Думаю Советская Германская республика, да и Французская социалистическая со Швейцарской, тогда уже вошли бы в братскую семью народов СССР.
     
  8. а вот отрывок из комментария к сюжету РИО о скульпторе Манизере :
    "...Памятник Куйбышеву самарцы любят меньше. Но ставить это в упрек его автору было бы не справедливо. Оказывается, когда Манизеру заказывали эту работу, планировали Валерьяна Владимировича поставить на крышу Дворца культуры имени Куйбышева. А здание мыслили отстроить в десять- пятнадцать этажей. Манизер выполнял заказ, а проект вдруг поменяли. Поэтому бывший символ города пугает своей величиной. Ведь создавался он совсем для другого постамента! И все равно, около памятника-великана назначают свидания, о нем слагают легенды. Говорят, что когда не было мобильников, чтобы не разминуться, принято было приглашать: «Приходи под фуражку». Без лишних пояснений ясно, о чем идет речь."
    ссылка:http://samara.kp.ru/daily/24187/395169/
    Опера в 15 этажей?
    Багси, а это не отголосочек "Проекта Большая Самара", а?
     
  9. А вот интересно, НКВД планировали строить предприятия, а сносить их под ноль кто планировал ЦРУ или КГБ Андроповское?
    Насчёт памятника: когда стоишь рядом то кажется что он тебя истопчит сапогами. Вэтом есть видимо скрытый смысл. Те кто стояли и стоит сейчас под памятником на трибуне мелковаты и чуют, чьё сало сьели. Поэтому им страшно что их раздавят как ... Но снести памятник им ещё страшнее.
    Иосиф Виссарионович был человек с юмором.
     
  10. Насчёт сала - прямо в точку. Куйбышев заведовал закромами Родины - Госрезервом.
     
  11. Вчера в одной книжке наткнулся не интересную цитату то ли британского то ли американскогого атташе о нашем городе в войну. Отсканирую выдам.
     
  12. 114. «НУЖНО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ, ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ В ПОДОБНЫХ УСЛОВИЯХ»
    Из меморандума первого секретаря
    Британского посольства в СССР (Куйбышев)
    Дж. Ламберта от 5 августа 1942 г.


    Человеку, прибывшему сюда впервые с юга в конце зимы,
    картина представляется весьма суровой.Мрачные здания типа
    больниц и фабрик,громоздкие телеграфные столбы и опоры
    высоковольтных линий, наконец, лагеря с их сторожевыми вышками
    и толпами заключенных, работающих под надзором на строительстве
    домов и других объектов, — таковы первые впечатления. И даже
    вид свободных людей не прибавляет ощущения свободы: они пробегают
    в своих ватниках, спеша укрыться от жестокого холода в простых
    деревянных домах или современных рабочих кварталах. Воистину
    нужно быть человеком, чтобы выжить в подобных условиях...
    Они выживают. Более того, население увеличивается с каждым годом.
    День за днем они все так же покорно бредут на работу. Они невозмутимы и
    проявляют эмоции лишь в очереди за продуктами, но и тогда эти проявления
    выглядят скорее автоматическими, нежели непосредственными.
    Животные — можете сказать вы. Но животные никогда не смогли бы создать то,
    что создали они.С приходом весны картина несколько улучшается... Ощутимые
    перемены приносит лишь наступление лета.Снимаются унылые ватные пальто
    и зимние шапки и появляются простые, но светлые и чистые женские
    платья и вышитые мужские сорочки.Именно в это время можно заметить,
    что эта огромная страна — поистине страна молодежи... Сердитые
    и недовольные лица — редкость, но с накалом страстей может
    проявляться необузданная жестокость.
    Учитывая все эти внешние черты, легко понять, что основное качество
    этих людей — самодостаточность. Обсуждать условия своей жизни или
    пытаться изменить их большей частью не приходит им в голову. Однако
    необходимо сказать, что одним из влиятельных факторов их поведения является
    страх перед НКВД, успешно пресекающий все попытки критики и отстаивания
    собственных прав.
    Одной из важнейших проблем в Советской России является проблема
    ответственности правительства: правит ли оно во имя и от имени народа или
    является тиранией восточного типа... Последнее несомненно. Но в то время,
    как каждый в отдельности здесь, кажется, не получает большой выгоды от режима,
    страна как нация в целом крепнет в материальном отношении. Обоюдной выгоды
    — и для страны, и для каждого ее жителя — можно было бы достичь, если бы
    все экономическое развитие страны не тормозилось необходимостью усиления
    национальных вооруженных сил.
    Правительство, полностью уничтожив элементы оппозиции, настолько
    обезопасило себя, что вряд ли задавалось вопросом, в чем источник его власти.
    Некоторые из членов правительства достигли своего положения благодаря
    собственным усилиям и способностям, но есть и такие, кто просто
    пристроился. Они не ответственны перед каким-либо классом или группой лиц,
    они не являются друзьями одних и врагами других.- Это просто холодные,
    безликие профессиональные «делегаты» от трудящихся.Правительство
    превратилось просто 4в механизм. Советское официальное лицо может
    относиться к вам дружески, и даже открыто, но если правительство
    недовольно каким-либо действием вашего правительства, то и его личное
    отношение к вам соответственно изменится и станет прохладнее... Таким
    образом выражаются желания диктатора страны. Они могут любить лично вас,
    но никогда не позволят, чтобы это отражалось на интересах государства.
    Если подать дело нужным образом, эта особенность может повлиять на их
    решения и изменить его.
     
  13. Наблюдатель, блин... страна молодежи...
    Август 42 го, призваны ВСЕ возраста, кто не на фронте, а по "брони" - на заводах, в три смены без выхода в город. поэтому на улицах бабки и дети.
     

Поделиться этой страницей