Ритмика в безднах земли

Тема в разделе "Творчество", создана пользователем COM, 15 июл 2009.

  1. COM

    COM

    Решил я выложить сюда кое-какие фрагменты из своего сборничка с одноименным названием.
    Часть строф появлялась на http://www.speleo.ru/phpBB3/viewtopic.php?f=32&t=94 . часть на каких-то иных сайтах, или понемногу рассеяна в моей прозе.
    В общем - всё это на любителя и в Никитах всегда хватало авторов стихов и песен посильнее меня.
    Начну с посвящений:

    ТРИПТИХ ВАДИМУ ПЕВЗНЕРУ:

    1. СИНКРЕТИЗМ МЕЖ СВЕТОМ И ТЬМОЙ
    НА КОНЧИКЕ СВЕЧНОГО ПЛАМЕНИ
    ( воспоминания о концерте Димы Певзнера
    в Русской Америке – Никиты, февраль 1981 года )


    в ночи пещер вне света плекса
    как под пятой/опорой зевса
    движенья нет
    глаз сублимирует пространство
    звук отвергает постоянство
    и гаснет свет
    но темнота была в начале
    оставь/забудь свои печали
    по суете
    далёкий метроном капели
    сравним с каченьем колыбели
    по чистоте
    пойми/проверь под этим сводом
    знак не теченья но свободы
    уводит в даль
    времён живых и мимолетных
    куда стремлением ответным
    зовёт печаль
    не от того что время метит
    но потому что пламя светит
    на жизнь твою
    воспринимаешь камня слёзы
    и по двуликой сказке грёзы
    как дежавю
    прозрачен свет тьма бархатиста
    звук осязаем запах мглистен
    и воздух тих
    и не беда
    что мир вторичен
    когда ты в нём
    и синкретичен
    веди мотив –

    – твори мотив

    ХРАНИ МОТИВ

    ( 28. 09. 00, Никиты )


    2. РАВНОВЕСИЕ МЕЖ ЗВУКОМ И ТИШИНОЙ В СТАРИЦЕ,
    КОГДА УГЛИ КОСТРА ЗАТМЕВАЕТ ОСЕННИЙ РАССВЕТ


    Магнитофон, костёр, гитара
    и опрокинутая тара
    из-под вина –
    таков пейзаж; на фоне осень,
    на стрелках без чего-то восемь
    и чья вина,
    что дальний голос, как и все мы
    по опрокинутой системе
    ведёт мотив
    с кассетной ленты или старой
    судьбой потрёпанной гитары,
    коль ветер тих?
    … звук растворяется в пространстве
    и в синем неба постоянстве
    прозрачном вдаль
    ведя сентябрьскую осень
    куда дороги мы уносим
    царит печаль
    на небе тёмно-синей гжели
    твои вопросы облетели
    под листопад
    листва дерев уходит в землю
    черновикам поленья внемлют
    и ты не рад
    что на краю тоски-печали
    опережая опоздали
    твои слова
    берёзы цвет смещают в жёлтый
    и впредь куда бы ни пошёл ты
    желта трава
    желта трава
    желта трава…

    ( 10. 10. 1992, Старица )



    3. ПОСВЯЩЕНИЕ ДИМЕ ПЕВЗНЕРУ ПОСЛЕ “ЛЁТЧИКА”
    И ФОТОГРАФИИ В ГУЛЬБАРИИ В ИЮЛЕ 1980 ГОДА,
    ЧТО СТАЛА ОБЛОЖКОЙ ПЕРВОГО ЕГО АЛЬБОМА:

    мачеха есть мачеха
    пачеха есть пачеха
    АЧХ есть АЧХ
    фейхуа есть фейхуа
    разговоры, разговоры –
    Не получишь! ПОШЁЛ
    НА
    … старом снимке утопическом
    Пакетно-баночного пива
    Звучит Гульбарий эйфорический
    И песни длинного розлива
    На фоне нулевой наличности
    Мы все ещё как будто рядом
    И даже голос твой провидческий
    Звучит, не тронутый разладом.
    Звучат лишь имена без отчества
    И всё что пьётся, то есть льётся
    И все в гробу видали почести
    И мочевина не сдаётся…
    На этом фоне историческом
    Мне неудобно про иное
    И даже шрам коммунистический
    Не финиширует былое
    На этом снимке лайфа стории –
    Мы все ещё почти как дети
    И что становимся исторею –
    Не понимаем, будто йети.
    Но вымираем, будто мамонты
    И как зелёные, как змии,
    И будто бабонты и дедонты
    Ворчим на времена иные –
    А талия играет мышцею
    И головной убор редеет
    И незаметно для провинции
    Периферия богатеет
    В центральном парке мочат арию
    И мамочки неровно дышат
    И автор делает аварию –
    И автору никто не пишет…
    Он посылает нас по матери
    И посылает позывные
    И незаметно, как спасатели
    Мы переходим в понятые
    На этом диске неиздавшемся
    Ликуют голоса былого
    : Таком свободно-непродавшемся
    : Таком не знающем чужого…

    ( 9.07.08, Москва )
     
  2. COM

    COM

    Re: ритмика в безднах земли

    СТРОФЫ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ И ПЕРЕМЕНАХ,
    СЛУЧИВШИХСЯ ЗА ПОЛОВИНУ ЗВЁЗДНОГО ЦИКЛА
    ( Серёже Лещине )

    “Только, видимо, мы были правы:
    Наши песни не пропали зазря…”


    Мой собрат – окольцованный словом Малыш!
    Что ты слышишь из нашего мира?
    Ты, наверно, оттуда уже не следишь
    За гармонией Третьего Пирра…
    В общем, правильно. Время не стоит того.
    Созерцать измененье движенья
    Не прикольнее, чем, распахнувши окно
    Танцевать на карнизе в сомненьях.
    Мой единственный, рухнувший в звёзды, собрат!
    Мне рассветов отмерилось больше
    Для чего, когда строкам своим я не рад
    И писать наше племя всё горше?
    Телефонных звонков коматозная трель
    На изломе ночных перегонов
    Расширяет растущий реестр потерь
    И дробит номера телефонов.
    Всё в порядке, Малыш. Я почти что живой
    Провожая гонцов в твои выси
    Безнадёжно пытаюсь остаться собой
    На границе навязчивой мысли.
    Да, конечно – с тобой мы бывали правы
    “Всё не зря” – заклинанье не ново
    Обретенья Вселенной не боль и кресты
    Но Познания тяжкое слово.
    Мой собрат – мой любимый и преданный друг!
    Перемены теряют значенье
    Если пусто внутри или гулко вокруг
    Всем иным отдаю предпочтенье.
    Ведь и вправду, Малыш — расширяется мир
    Перестуком товарных вагонов
    Но остался по-прежнему тёплым Сапфир
    Средь отъездов, потерь и погромов.
    В Новогоднюю ночь, как в былые года,
    Под землёю проходит шарманщик,
    И стучит в нашем сердце живая вода
    Водокапа Шальной Барабанщик
    И Периметр наш – не периметр уж
    А почти сердцевина Системы
    Где не гаснет огонь неприкаянных душ
    И растём так болезненно все мы.
    Мы меняемся, но не меняется Круг
    За потерей творя сбереженья
    Вечных слов, млечных снов – и короткое “друг”
    Как и прежде, терзает сомненье.
    Нас не так уж и мало – оставшихся тут
    Под покровом никитского леса
    Умножаются списки любимых подруг
    И мужей, почитающих Гессе.
    Расширяется в Старице наша Река
    И сулит продолженье мэйнстрима
    И сулят Пребываний большие срока
    Нам вчерашние слуги режима.
    Что до Звука – исправно не гнётся Макар
    Между прочих эстрадных забвений
    Но былые слова обращаются в пар
    Среди юных кухонных прозрений.
    Мандельштамом в подъезде судьбу отогрей
    С Хокусаем задвинь на работу
    Ведь в квартирно-подземном Зимовье Зверей
    Есть уже долгожданное что-то.
    Как и в снеге, что вдоль окон падает вверх
    В строфах Макса, Сергея и Рады
    И в хранителях истин печальных – из тех
    Чьим словам мы с тобой были рады.
    < Выплыл Гена; и вновь возвращается Пев
    Юлик… Бог с ним! Ведь держится Юра
    Жив Володя, в Ватутинки трассу отпев
    И фольксдойчеры слушают Тура. >
    Штерн с тобою – но ткёт свои строки Лукин
    Между чтивом и кайфным приколом
    По издательствам рыщут примкнувшие к ним
    Мастера, потерявшие Слово.
    Я озвучил последние строфы твои
    Как сумел. В перекрестьях тропинок
    Меж костров и свечей, что в итоге творил
    Светотенью упали в суглинок.
    Что сказать напоследок? Кричи – не кричи
    У жлобов не меняются грёзы
    Но роняют по-прежнему в вечной ночи
    Водокапы Никит твои слёзы.
    Остальное – пожалуй, не важно. Поверь.
    Пожелай новых строк, новых строф нам —
    — День девятый. Год третий. И месяц апрель.
    : Грот Сапфир / Обитаемый Остров /.
     
  3. COM

    COM

    Re: ритмика в безднах земли

    ВИТАЛИКУ МАРЧЕНКО


    ... И холод, и смерть, и безмолвье вокруг –
    Разорванной жизнью кончается круг!
    А мне так хотелось увидеть земной
    Распахнутый в небо бегущей волной,
    Украшенный алым закат – и восход,
    И Свету рвануться навстречу, вперёд,—
    Увидеть, как Осень на крыльях несут
    Последние птицы
    В озябшем лесу
    Хрустальный ледок разбить,
    Холодной воды испить
    Короткого ручейка
    Знакомого Родника –
    Но тьма,
    и безмолвье,
    и холод
    вокруг ——
    И прерванной жизнью
    Кончается круг...

    30. 03. 80, борт самолёта “ТУ-134”, Симферополь – Москва.
     
  4. COM

    COM

    Re: ритмика в безднах земли

    АЛЁШЕ КРУГЛОВУ:


    “Огни на дальних перегонах
    Кошачьим глазом подмигнут,
    Безмолвны спальные вагоны –
    И только общие поют...”
    / В. Молодняков /

    “Не завидуй другим – тем, кто
    дальше поедет в вагоне: всем
    нам по одиночке выходить
    в этот чёрный туннель...”
    / Ю. Лорес /

    мы спускались под землю
    на равных общаясь с богами
    нас несли поезда
    и крестила людская молва
    нас косила любовь
    и палило доверия пламя
    и ступней наших ног
    прорастая
    касалась трава
    от вращенья колёс
    цепкий ритм неудавшихся случек
    отвратимости нить
    за пещерным ночным рубежом
    в свете трёх фонарей
    под портретами теплились души
    рисовали щитом
    а стирали наброски мечом
    волей роли своей
    были брошены мы в безвременье
    нам остались легенды
    о тех кто сгорел впереди
    мы пытались на них
    походить
    хоть на миг
    на мгновенье
    и не статься толпой
    что стеною была позади
    как в нас целились те
    что пробились в заветные князи
    как нас метили те
    что душою не стали светлей
    как ломали порой
    разрушая вчерашние связи
    но во мгле одиночества
    мы становились сильней
    и склонившись над памятью
    тех нелюбимых но зрячих
    мы бросали венки
    и надеялись вот-вот всплывёт
    но всплывало ничто
    из оставшихся не настоящих
    и его наши парни
    с усмешкой пихали нам в рот
    до плебейских утех
    им патрициям
    не было чину
    каждый взят на крючок
    и с рожденья заглотыш готов
    нас учили читать
    по слогам
    чтоб не дай Бог
    не сдвинуть
    эту мёртвую кладку
    застывших навеки мозгов
    нас влекли миражи
    нашей веры
    и нашей свободы
    нас душила тоска
    в безнадёжном дыму сигарет
    мы не прожили дней
    мы вне времени прожили годы
    задыхаясь под тяжестью
    нами не прожитых лет
    мы такое слагали
    в токкатном бреду граммофонов
    мы такое искали
    в крутой непромешанной лжи
    – как мы верили в жизнь,
    как пели в товарных вагонах!
    как искали друг друга
    и просто друг друга нашли…
    Твой последний мираж
    обречённого цвета погоны
    и начало
    нацеленной в вечность
    короткой строки
    лишь колёса стучат
    перегоны
    стучат
    перегоны
    : Наши души,
    Поющие
    В общих
    Вагонах
    Судьбы!

    ( 17. 11. 87 )
     
  5. COM

    COM

    СВЕТЕ РУСОВОЙ


    Мы были параллельно-рядом
    Творя иные времена
    Во времени, убитом ядом
    Непруху посылая на

    Меж силикатским окоёмом
    И меж никитским родником
    И дальним карстовым разломом
    Был наш с тобой Подземный Дом

    Друзья, костры и в гроте свечи –
    Почти одной судьбы предтечи.
    … а алкоголь – что “алкоголь”?
    : да то же счастье, та же боль.

    ( 2008 )
     
  6. COM

    COM

    LAST BLUES
    ( Юре Кирину )

    Тяжёло в гору ревёт УАЗ
    Он шины свои сносил
    И пусть тоска обнимает нас
    Вдвоём нам достанет сил
    Подняться в гору на этот раз
    Подняться вверх и на этот раз
    : Двуликую я молил

    А за спиною – уже внизу
    Останется лагерь наш
    Где мы живём каждый май в году
    И машешь ты мне рукой сейчас –
    Внизу оставаясь за всех за нас
    Хоть день, хоть два продлевая нас
    На Старицком берегу!

    Где солнце блестящей гирькой часов
    Тянуло за горизонт,
    Луна светила сквозь крылья сов
    И новый копался вход,
    Где впополам, и не впополам
    Делились питьё и хлеб
    И каждый день завершался там,
    Где к нам приходил рассвет
    Горел в огне телеграфный столб
    И ветер погоду гнал
    Что в прошлом мы не творим следов –
    Какой-то мудак сказал!
    И та земля – всё ж наша земля.
    Её у нас не отнять,
    Картины, краски и тру-ля-ля
    – Как всё теперь описать?
    Какой творили волшебный смех
    Под утро творя себя —
    И дело, выходит, тебе до всех
    И дело такое тебе до всех –
    Как нам до тебя!

    : Течёт ушедшее по усам
    И снова идут дожди
    И я не верю своим слезам
    Прости меня, Господи:
    Теперь бы отдал, что угодно, сам –
    Теперь бы создал, что угодно сам –
    И напридумывал, написал –
    Ты только…
    Да что уж теперь – ты там,–
    : До скорого. Жди.

    ( 2009 )
     
  7. Последнее почему то ассоциируется у меня с манерой чтения и голосом Ю.Шевчука =)
     
  8. COM

    COM

    В общем - правильно, это блюз на известный мотив из "Последнего дюйма", Юра его очень здорово пел.
    Так что хриплый блюзовый рык.
     
  9. COM

    COM

    ПОСВЯЩЕНИЕ ПОДЗЕМНОМУ ПРЕБЫВАНИЮ
    “WANDERERS” И “UM”

    / совместно с Ю.Д.А. /


    Здесь нет ни домов, ни проспектов,
    Здесь нет фонарей вдоль дорог –
    Ребята, бродяги, поэты,
    Покинем родимый порог!

    Нас город цепями обвешал,
    Работой, кино приковал –
    Мои дорогие повесы,
    Расчистим душевный завал!

    И взяв рюкзаки и гитары,
    Рискуя не встретить уют –
    Уйдём же в подземные залы,
    Чтоб душу очистить от пут!

    Здесь дружбу познаем и братство
    И таинство собственных сил,
    Но чтобы до дружбы добраться –
    Уйдём из уютных могил!

    И вот в разукрашенных касках,
    Оставив дома за спиной –
    Уходим в подземную сказку,
    В подземную быль, как домой:

    Где тяжёлый свод над головой
    Угрожает наломать дрова –
    И под этим сводом не впервой
    Слушать нам разумные слова

    О том, что там — у выхода – светлей,
    О том, что лес за речкой голубой...
    Но нам дороже общества людей
    Вот эти сотни тысяч тонн над головой!!!

    ( январь 1979 )
     
  10. COM

    COM

    ПОСВЯЩЕНИЕ СЛЁТУ
    ПАМЯТИ ВИКТОРА ШАГАЛА

    / совместно с ЮДА /

    Право, каждый здесь не случаен –
    Раз судьба собрала нас вместе.
    Для друзей, это точно знаю,
    Слёзы горькие в этом месте.
    Вновь давящей лавиной хлынет
    Глина – чёрная здесь такая...
    Кто-то помнит его и ныне,
    Даже вовсе его не зная.
    А он был – ну совсем такой же,
    Как сегодняшние ребята...
    Помнить миг,
    что не стало больше –
    Это наша простая плата.
    Всё, как раньше:
    Черна та глина...
    Речка та же,
    И те же скалы –

    но
    как рана в земле
    могила
    спелеолога
    В. Шагала.

    ( 1986 )
     
  11. COM

    COM

    ПРЕБЫВАНИЕ В ДЕВЯТКЕ

    Прикоснуться к земле, и набраться бы сил,
    И усталость на радость прихода сменить –
    Я прикован к земле, но к земле – изнутри.
    Я закован в броню: в латы камня мои...


    ... прикоснусь губами
    к каменной ладошке
    стрелочкой-часами
    на моей дорожке
    сталактита пальчик
    катится клубочком
    электронный зайчик
    золотою точкой
    обернётся время и
    на моём пути
    сеет в землю семечки-
    слёзы сталактит.
    ( 1985 )
     
  12. COM

    COM

    НА ВСКРЫТИЕ ВХОДА “МЖД8М”


    Темница рухнет – и свобода
    нас примет радостно у входа....



    Удар, удар – крошится камень,
    Как брызги звёзд,
    осколки кремня
    Скребут по каске –
    а в завале
    Часы отсчитывают нервы.

    Удар, удар – во тьме прохода
    Мы будем квиты с этой сыпью,
    Когда из новой пасти входа
    Глоток
    живого света выпьем.

    Ещё удар – и боги сами
    Для пересиливших Природу
    Оскал коричневого свода
    Закрасят
    синими
    тонами!..
    ( 8. 03. 80 )
     
  13. По-моему неплохо, местами даже очень неплохо.

    Единственное, иногда текст гипнотизирует, и читаешь уже потеряв смысл, как мантру, а когда дочитываешь, понимаешь, что ничего не понял%-)
     
  14. COM

    COM

    А это вообще свойство Поэзии.
    Вот ещё немного гипноза - потом буду выкладывать, что полегше:


    НИКИТСКИЕ ХОККУ и РЭНКУ:

    Сеет с кончика пальца
    Земля натёчное семя –
    А прорастает — чудо…

    … валяться в спальнике в гроте
    – сигарета, плэер –
    и не смотреть на часы

    Не мигая смотреть
    Как радужный шар свечи
    Обступают тёмные стены

    – Кофе глоток; сигарета. И снова кофе глоток.
    : Так всеобъемлюща тишь этого утра в пещере —
    – Как тьма за порогом грота.

    Полоска плекса в руке
    Пляшут вокруг светотени
    Треск — костерок в ладошке

    Странное чувство тревоги
    Всех охватило в гроте –
    : кто-то вошёл в пещеру.
    Или все ждут,
    что войдёт.

    В ожидании ушедшего за водой
    Слышно, как падают капли
    где-то в соседней пещере.
    ( 2000 )
     
  15. COM

    COM

    ПОСВЯЩЕНИЕ ВОДОКАПУ СУМАСШЕДШИЙ БАРАБАНЩИК

    ( из перекличек с Игорем Салчаком и Рашпилем )


    Жёлтой капелькой
    капнул свет
    Из уставшего фонаря
    Это милость пещеры ко мне
    Эту малость судьбы даря
    Прокатилось клубочком пятнышко –
    — лучик Света нитью во тьме,—
    Словно маленький
    Мальчик-с-Пальчик
    Я ИДУ ПО ЧУЖОЙ ДУШЕ –
    Где орехов извилин ходы,
    И звучащий в ночи барабан –
    В барабан барабанят кроты,
    Светлячков созывая на бал –
    Сердца стук, звон монет, гром копыт
    И орган, и волшебный хорал,—
    Словно детской рукою забыт
    На площадке, где я играл...
    От воды – и от плекса – зайчик
    Проскользил по влажной стене:
    Кажет вниз сталактита пальчик,
    Прижимая меня к земле –
    Где не спят семь цветных королей
    И английская юная леди
    И божок хромоногих кровей
    И душа малахитовой меди
    В малом гротике свечку-ставенку
    Не спеши затворить за собой
    Этот свет, как цветочек аленький
    Сотворили мы здесь с тобой
    : Этот свет – маячок-огонёк
    Жёлтой пыли подземных небес,—
    Но из тьмы мне летит: “дурачок...” –
    И ПОМОЧЬ НАМ НЕ В СИЛАХ ГЕРМЕС
    ... Может быть
    средь натёков каменных
    В той, навечно иной, Земле
    Нам светило иное зарево,
    Освещая тропу к себе —
    — Только где этот сказочный мир,
    Не увидеть во тьме, не понять:
    В глубине наших чёрных дыр
    Безнадёжно себя искать ——
    : Только лишь, что осталось – светить
    Отражая тепло рукой
    : Только лишь, что осталось – жить
    Занимая камней покой
    Только лишь, что осталось – петь
    Продолжая тоски обман
    Да из тьмы в тишине смотреть
    НЕСКОНЧАЕМЫЙ БАРАБАН
    ( 1985 )
     
  16. COM

    COM

    НИКИТСКИЙ СТИЛИБР,
    посвящённый незаслуженно забытому
    японскому средневековому поэту Шизё,
    дух которого периодически вламывается
    в европейскую литературную традицию,
    вынося святых из избы:


    земную жизнь пройдя до половины
    я как-то оказался под землёй
    и шествуя по коридорам длинным
    две тени видел я перед собой
    я думал – Дант, и друг его Вергилий
    поводырями шествуют во тьме
    но разрушая рифмы перспективу
    ( скользящую вне каменных узоров
    вне вечности мгновенья, бездны точки
    по прихоти случайным резонансам )
    Сайгё с Басё меня сопровождали
    иль может быть Ли Бо или Ду Фу
    разрезом глаз
    не измеряют Время
    но постигают глубиной печали
    и тонкостью самосредоточенья
    – Увы, Вергилий!
    – И увы, мой Дант!
    Вербальный проводник
    В Подземном Мире
    Подобен костромскому мещанину
    С холста Иеронима Босха.
    – Прощай, Вергилий!
    – И прощай же, Дант!
    : Неблагодарный, блудный, вещий Кафка
    На свет по бесконечным коридорам
    Я ухожу с Сайгё.
    Лечу – с Басё…

    : Чтоб оценить всю прелесть
    Длинной фразы, короткое
    Трёхстишие составь.

    ( 1997 )
     
  17. COM

    COM

    СТИХ О ПРИРОДЕ СТРЁМА И ШУХЕРА ПОД ЗЕМЛЁЙ:


    Природа шухера — необъяснима.
    Был случай: трое крепких мужиков
    Зашхерились, почуяв странный зов –
    И чайница прекрасная
    с бухлом
    Промчалась мимо…

    ( 1991 )
     
  18. ( из перекличек с Игорем Салчаком и Рашпилем )
    ...........
    СОМ - респект и уважение! Вы не задумывались о том, сколько человек на форуме могут знать кто такой Игорь Салчак?
     
  19. Дополнение к стиху о природе стрёма и шухера под землей:

    "...И чайница прекрасная
    с бухлом..."


    "Прекрасная чайница" - это МИФ, бытующий в спелекультуре на ряду с Мифами о Двуликой и Белом, поскольку:
    если Она - спелек, то не чайница,
    если - чайница, то не прекрасная,
    если - прекрасная, то без бухла,
    если - с бухлом, то не в этой Системе,
    если - в этой, то не в твоем гроте,
    если - в твоем, то не в твоем спальнике,
    если - в твоем спальнике, то спит,
    если - не спит, то ВСЕ РАВНО УЛОМАТЬ НЕ ПОЛУЧИТСЯ...
     
  20. COM

    COM

    На форуме не знаю, но в Никитском Кругу знают все - а что?
    Могу переслать или выложить здесь его подземные стихи, а ещё у меня есть 2,5 часа его никитского концерта, это в 1982 году было мной записано, в гроте Девятка.
    До того, как он "завязал" со Словом и обратился к живописи и резьбе.
     

Поделиться этой страницей