Реестр белокаменных зданий Древней Руси

Тема в разделе "Спелестология", создана пользователем ЗСВ, 16 янв 2006.

  1. Друзья! Очень благодарен всем участникам форума, а особенно Юрию Долотову, за весьма полезную инфу по белому камню. Плачу взаимностью))) Я тут составил реестр всех белокаменных зданий Древней Руси, хочу народ с ним ознакомить. Надо же знать, что строилось из родных каменоломен... А что, как и откуда - будет темой статьи, которую я пишу сейчас для сборника "Спелестологические исследования". Читайте следующий выпуск сборника!
    И жду комментариев и вопросов по поводу реестра!
    Ссылки помечены звездочками, так как тексты форума не переваривают надстрочных символов.
     
  2. Проф. С.В.Заграевский

    РЕЕСТР БЕЛОКАМЕННЫХ ЗДАНИЙ ДРЕВНЕЙ РУСИ


    1. Термины и определения:
    – в настоящий реестр включаются здания, возведенные в XII–XVII веках на территории русских княжеств и централизованного Русского государства;
    – белый камень – известняк среднекаменноугольных отложений. В обиходе белым камнем часто называют доломиты, песчаники и другие виды светлого камня (это прежде всего характерно для зодчества Галицко-Волынской земли, Русского Севера и Поволжья), но эти случаи мы будем специально оговаривать;
    – белокаменными мы считаем либо здания, полностью возведенные из белого камня, либо здания, у которых из белого камня возведены, как минимум, стены. Наружная облицовка кирпичных стен белым камнем, создающая соответствующий внешний облик постройки, также позволяет называть здание белокаменным;
    – здания, стоящие на белокаменных подклетах и (или) украшенные белокаменным декором, но выстроенные не в вышеописанной белокаменной технике, в настоящий реестр не включаются;
    – в настоящий реестр включаются здания, про которые нам точно известно, что они были белокаменными (т.е. они либо сохранились, либо относительно них имеются соответствующие археологические данные);
    – по умолчанию предполагается строительство белокаменных зданий в полубутовой технике, когда из отесанных блоков белого камня возводятся две стенки-облицовки, а пространство между ними заполняется бутом (обломками камня, обломками кирпича и булыжниками) и заливается известковым раствором. Случаи применения иной строительной техники специально оговариваются;
    – говоря о планах и типах храмов, мы по умолчанию считаем их одноглавыми. Другие случаи специально оговариваются;
    – в настоящем реестре приведены датировки, которых придерживается автор;
    – настоящий реестр не претендует на роль пособия по изучению белокаменного зодчества либо на роль обзора научной литературы по соответствующим зданиям. Научный аппарат настоящего реестра призван лишь уточнить некоторые спорные вопросы.

    2. Домонгольское время.
    2.1. Галицкое княжество*1 (строительство велось из различных сортов местного светлого камня – известняка, алебастра, песчаника и травертина, в обиходе именуемых белым камнем):
    – церковь Иоанна в Перемышле Галицком. 1119–1124 годы. Четырехстолпный трехапсидный храм. Возможно, своды и глава были деревянными*2. Не сохранилась;
    – церковь неизвестного посвящения в Звенигороде Галицком. Первая половина XII века. Небольшой трехапсидный двухстолпный (возможно, четырехстолпный) храм. Не сохранилась;
    – церковь Спаса в Галиче. Конец 1140-х годов. Четырехстолпный трехапсидный храм. Не сохранилась;
    – Успенский собор в Галиче. Середина XII века. Четырехстолпный трехапсидный храм с галереями. Не сохранился;
    – церковь неизвестного посвящения в урочище Цвинтариски около Галича. Вторая половина XII века*3. Небольшой четырехстолпный трехапсидный храм. Не сохранилась;
    – церковь неизвестного посвящения в Галиче. Вторая половина XII века. Ротонда-квадрифолий (т.н. «Полигон»). Не сохранилась;
    – церковь неизвестного посвящения в селе Побережье близ Галича. Вторая половина XII века. Ротонда-квадрифолий. Не сохранилась;
    – церковь Ильи пророка в Галиче. Вторая половина XII века. Ротонда с двумя примыкающими объемами (возможно, с башней). Не сохранилась;
    – церковь Пантелеймона в Галиче. Рубеж XII и XIII веков. Четырехстолпный трехапсидный храм. Сохранилась нижняя часть.
    Итого 9 зданий, из них частично сохранилось одно.

    2.2. Владимиро-Суздальское великое княжество*4:
    – Церковь Бориса и Глеба в Кидекше. 1152 год*5. Четырехстолпный трехапсидный храм. В XVII веке своды, верх апсид и барабан были переложены из кирпича. Сохранилась;
    – Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. 1152 год. Четырехстолпный трехапсидный храм. Сохранился;
    – церковь св. Георгия на дворе Юрия Долгорукого во Владимире. 1152 год. Четырехстолпный трехапсидный храм. Обрушилась при пожаре 1778 года и была заново выстроена из белого камня (вероятно, вторичного использования);
    – Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. 1152 год. О типе и плане храма сведений нет. Разобран в связи со строительством нового собора в начале XIII века;
    – Успенский собор во Владимире. 1158–1160 годов. Пятиглавый*6 шестистолпный трехапсидный храм с тремя притворами. После пожара 1185 года обстроен высокими галереями;
    – дворцово-храмовый комплекс Андрея Боголюбского в Боголюбове (пос. Боголюбово Суздальского района Владимирской области). Церковь Рождества Богородицы (четырехстолпный трехапсидный храм), дворец и крепостные стены. 1158–1165 годы. Церковь обрушилась в 1722 году и была полностью перестроена из кирпича, от дворца сохранилась лестничная башня, крепостные стены не сохранились;
    – Успенский собор в Ростове Великом. 1161–1162 годы. Пятиглавый шестистолпный трехапсидный храм. Обрушился в 1204 году, в 1213–1231 годах заново выстроен по тому же плану из белого камня;
    – Золотые ворота с церковью Ризположения во Владимире. Около 1164 года. Церковь предположительно являлась небольшим четырехстолпным трехапсидным храмом. Ворота в целом сохранились, церковь пропала при перестройках верха ворот;
    – Спасо-Преображенская церковь на Мономаховом дворе во Владимире. 1164 год. Четырехстолпный трехапсидный храм. Обрушилась при пожаре 1778 года и была полностью перестроена из кирпича;
    – церковь Покрова на Нерли близ пос. Боголюбово Суздальского района Владимирской области. 1165 год. Четырехстолпный трехапсидный храм с открытыми галереями. Сохранилась, за исключением галерей;
    – обстройка Успенского собора во Владимире высокими галереями, придавшими храму принципиально новый облик. 1185–1189 годы. Собор сохранился;
    – Дмитриевский собор во Владимире. 1191 год*7. Четырехстолпный трехапсидный храм с галереями. Сохранился, за исключением галерей;
    – собор Рождества Богородицы Рождественского монастыря во Владимире. 1192–1196 годы. Четырехстолпный трехапсидный храм с галереями. Разобран в середине XIX века, на его месте был построен новый белокаменный храм в старинных формах, разрушенный в 1930-х годах;
    – укрепления детинца во Владимире. 1194 год. Исчезли ранее XVII века;
    – церковь Иоакима и Анны на воротах детинца во Владимире. 1196 год. О типе и плане храма сведений нет. Прекратила существование вместе с детинцем;
    – Успенский собор в Ростове Великом. 1213–1231 годы. Шестистолпный трехапсидный храм, вероятно, пятиглавый. Построен на месте обрушившегося собора 1161–1162 годов. В 1408 году у храма обрушился верх, восстановленный к 1411 году. В начале XVI века*8 на его месте был построен кирпичный собор;
    – собор Рождества Богородицы в Суздале. 1222–1225 годы. Трехглавый шестистолпный трехапсидный храм с тремя притворами. Белый камень в алтарных апсидах крайне низкокачественный, похожий на туф. Вместо забутовки применена кладка из плинфы*9. Обрушился в 1445 году, верх достроен из кирпича в 1528 году;
    – церковь Михаила Архангела в Нижнем Новгороде. 1227–1229 годы. Четырехстолпный трехапсидный храм с тремя притворами. В 1359 году церковь была полностью перестроена;
    – Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. 1230–1234 годы. Четырехстолпный трехапсидный храм с тремя притворами. Обрушился в начале–середине XV века, частично восстановлен в 1471 году.
    Итого 22 здания, из них полностью или частично сохранились десять.

    3. Послемонгольское время.
    3.1. Галицко-Волынское княжество*10 (строительство велось из различных сортов местного светлого камня – известняка, алебастра, песчаника и травертина, в обиходе именуемых белым камнем):
    – замок во Львове. Вторая половина XIII века. Сохранился фундамент башни и примыкавших к ней участков южной и западной стен;
    – церковь св. Николая во Львове. До 1292 года. Бесстолпный одноапсидный купольный храм с двумя боковыми приделами. В XVII и XIX веках многократно перестраивалась, сохранилась нижняя часть;
    – церковь Пятницы во Львове. Конец XIII–первая половина XIV века. Бесстолпный одноапсидный храм с притвором. Не сохранилась;
    – церковь Рождества в Галиче. Конец XIII–начало XIV века. Четырехстолпный трехапсидный храм. Не сохранилась;
    – Спасский монастырь в селе Спас близ Старого Самбора. Спасо-Преображенский собор (вероятно, четырехстолпный трехапсидный храм) и оборонительная башня. Конец XIII века. Собор не сохранился, кладка башни сохранилась на высоту около 1 м;
    – церковь Иоанна Златоуста в Холме. 30-е–50-е годы XIII века. Вероятно, четырехстолпный трехапсидный храм. Не сохранилась;
    – церковь Косьмы и Дамиана в Холме. 30-е–50-е годы XIII века. Вероятно, четырехстолпный трехапсидный храм. Не сохранилась;
    – оборонительная башня в Холме. 30-е–40-е годы XIII века. Не сохранилась;
    – гражданская постройка в Холме, часто называемая «дворцом Даниила Галицкого». Конец XIII–начало XIV века. Не сохранилась;
    – оборонительная башня в селе Столпье близ Холма. Конец XIII–начало XIV века. Сохранилась;
    – оборонительная башня в деревне Белавино близ Холма. Конец XIII–начало XIV века. Частично сохранилась.
    Итого 12 зданий, из них полностью или частично сохранились четыре.

    3.2. Ростовское княжество:
    – Борисоглебская церковь в Ростове Великом. 1287 год. Небольшой четырехстолпный одноапсидный храм. Была выстроена в бутовой технике (с применением опалубки) с последующей облицовкой тонкими плитами белого камня*11. Сохранилась на 2/3 высоты под кирпичным храмом 1761 года.
    Итого 1 несохранившееся здание.

    3.3. Рязанское княжество:
    – Церковь, предшествовавшая Успенскому собору в Коломне (до 1300 года принадлежавшей Рязанскому княжеству). Конец XIII века*12. О типе и плане храма сведений нет;
    – Успенский (ныне Христорождественский) собор в Переславле-Рязанском (современная Рязань). Конец XIV века. Четырехстолпный трехапсидный храм. Полностью перестроен из кирпича в 1598–1606 годах;
    – Покровская церковь в Солотче. Начало XV века. О типе и плане храма сведений нет. Обрушилась в 1768 году в результате оползня почвы.
    Итого 3 несохранившихся здания.

    3.4. Тверское великое княжество*13:
    – Спасский собор в Твери. 1285–1290 годы. Предположительно четырехстолпный трехапсидный храм*14. В ХVII веке на его месте построен кирпичный собор;
    – Церковь Рождества Богородицы в селе Городня Тверской области. Конец XIII–начало XIV века*15. Четырехстолпный трехапсидный храм на подклете. Сохранилась;
    – церковь, предшествовавшая храмам рубежа XIV–XV веков в Старице. XIV век. О типе и плане храма сведений нет;
    – собор Федора Стратилата Федоровского монастыря в Твери. 1323–1325 годы. О типе и плане храма сведений нет. Не сохранился;
    – Архангельский собор в Старице. Конец XIV–начало XV века. Четырехстолпный трехапсидный храм. Разрушен в Смутное время;
    – церковь Николы в Старице. Начало XV века. Небольшой бесстолпный одноапсидный храм. Разрушена в Смутное время;
    Итого 6 зданий, из них сохранилось одно.

    3.5. Московское великое княжество*16:
    – церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище в Коломне. Начало XIV века*17. Бесстолпный храм с угловыми пилонами. Верх перестроен из кирпича в XVI веке;
    – Никольская церковь в селе Каменском Наро-Фоминского района Московской области. Начало XIV века*18. Бесстолпный храм с угловыми пилонами. Сохранилась;
    – Старо-Никольский (ныне Петропавловский) собор в Можайске. Начало XIV века*19. Четырехстолпный трехапсидный храм на подклете. Перестроен из кирпича в XIX веке с копированием старинных форм;
    – Успенский собор в Москве. 1326–1327 годы. Четырехстолпный трехапсидный храм с тремя притворами*20. Разобран в начале 1470-х годов в связи со строительством нового собора;
    – церковь-колокольня Иоанна Лествичника в Москве. 1329 год*21. Октагональный одноапсидный храм, вероятно, башнеобразной формы. Верх разобран в 1505 году, нижняя часть – в XVII веке*22;
    – Петроверигский придел Успенского собора в Москве. 1329 год. О типе и плане сведений нет. Разобран вместе с собором в начале 1470-х годов;
    – cобор Спаса на Бору в Москве. 1330 год. Четырехстолпный трехапсидный храм. Перестроен (возможно, из белого камня*23) в 1527 году, затем в XVIII веке частично из белого камня, частично из кирпича;
    – Архангельский собор в Москве. 1333 год. Вероятно, четырехстолпный трехапсидный храм. В 1505 году разобран, на его месте Алевизом Новым был построен новый кирпичный собор;
    – Придел-притвор собора Спаса на Бору в Москве. 1350 год. О типе и плане сведений нет. Разобран вместе с собором в XVI веке.
    – церковь Михаила Архангела в Нижнем Новгороде. 1359 год. Построена на месте храма 1227–1229 годов. Четырехстолпный трехапсидный храм с тремя притворами. В XVII веке на ее месте был построен кирпичный храм;
    – собор Чуда Архангела Михаила Чудова монастыря в Москве. 1365 год. Вероятно, четырехстолпный трехапсидный храм. Перестроен из кирпича в 1501 году, разобран в ХХ веке;
    – стены Московского кремля. 1367 год. Разобраны в конце XV века;
    – Успенский собор Симонова монастыря в Москве. 1379–1405 годы. Вероятно, четырехстолпный трехапсидный храм. Перестроен из кирпича в 1540-х годах, взорван в ХХ веке;
    – Успенский собор в Коломне. 1379–1382 годы. Трехглавый шестистолпный трехапсидный храм на подклете. Обрушился во время строительства, вскоре был восстановлен и простоял до 1672 года, когда на его месте был построен кирпичный собор;
    – неоконченное строительство белокаменного кремля в Нижнем Новгороде. 1372 год;
    – церковь Рождества Богородицы в Московском кремле. 1393 год. Четырехстолпный трехапсидный храм. Верх обрушился в 1479 году. В начале XVI века храм выше хор перестроен из кирпича;
    – Благовещенский собор в Москве. Середина 1390-х годов*24. Бесстолпный одноапсидный храм на подклете*25. Перестроен из белого камня (трехапсидным с угловыми пилонами*26) в 1416 году, из кирпича в 1484–1489 годах. От первого храма сохранился подклет;
    – Богоявленский собор Богоявленского монастыря в Москве «за торжищем». Рубеж XIV и XV веков*27. Четырехстолпный трехапсидный храм. Разрушен после пожара 1684 года, на его месте построен новый кирпичный храм;
    – Можайск, церковь Иоакима и Анны. Начало XV века. Четырехстолпный трехапсидный храм. Перестроена из кирпича в XIX веке, от первого храма уцелела северная стена;
    – Звенигород. Успенский собор «на Городке». Около 1400 года. Четырехстолпный трехапсидный храм. Сохранился;
    – Звенигород. Собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря. Начало XV века. Четырехстолпный трехапсидный храм. Сохранился;
    – Москва. Вознесенский собор Вознесенского монастыря в Кремле. 1407–1467 годы. Четырехстолпный трехапсидный храм. Разобран в 1516 году. На его месте был построен кирпичный храм, уничтоженный в ХХ веке;
    – Троице-Сергиева Лавра. Троицкий собор. 1422–1427 годы. Четырехстолпный трехапсидный храм. Сохранился;
    – Москва. Андроников монастырь. Собор Спаса Нерукотворного. До 1427 года. Четырехстолпный трехапсидный храм. Верх обрушился в пожар 1812 года, храм отреставрирован в 1960–1961 годах со многими искажениями*28.
    Итого 24 здания, из них полностью или частично сохранились девять.

    3.6. Централизованное Русское государство:
    – Собор Рождества Богородицы в Пафнутьеве-Боровском монастыре. 1466 год*29. Четырехстолпный трехапсидный храм. На его месте в конце XVI века был построен новый кирпичный собор;
    – Успенский собор Мышкина и Кривцова в Москве. 1472–1474 годы. Шестистолпный трехапсидный храм (главы построить не успели). Обрушился во время строительства;
    – Москва. Успенский собор Аристотеля Фиораванти в Москве. 1475–1479 годы. Пятиглавый шестистолпный пятиапсидный храм. Своды, барабаны, круглые столпы и восточная стена над апсидами сложены из кирпича. В целом сохранился;
    – Грановитая палата в Москве. 1487–1491 годы. Выстроена из кирпича, фасад, выходящий к Соборной площади, облицован белым камнем. Сохранилась;
    – Воскресенский собор в Волоколамске. Конец XV века. Четырехстолпный трехапсидный храм на подклете. Своды и барабан – кирпичные, переложены в конце XVII века.
    – церковь Трифона в Напрудном (Москва). Бесстолпный одноапсидный храм с крещатым сводом. Конец XV века*30. Свод и барабан – кирпичные. В целом сохранилась;
    – церковь Зачатия Анны «что в Углу» (Москва). Рубеж XV и XVI веков*31. Бесстолпный одноапсидный храм с крещатым сводом. Свод и барабан – кирпичные. В целом сохранилась;
    – церковь Никиты за Яузой в Москве. Первая треть XVI века*32. Бесстолпный одноапсидный храм с крещатым сводом, на подклете. Свод, барабан и апсида – кирпичные. Верх храма перестроен в 1595 году;
    – Успенский собор Отроча монастыря в Твери. XV–XVI века*33. Трехапсидный храм, четырехстолпный либо бесстолпный с притвором*34. В XVIII веке на его месте выстроен кирпичный храм;
    – собор Рождества Богородицы Бобренева монастыря в Коломне. XV–начало XVI века*35. Бесстолпный храм с угловыми пилонами, вероятно, одноапсидный*36. В XVIII веке на его месте выстроен кирпичный храм.
    – Богоявленский собор Старо-Голутвина монастыря в Коломне. XV–начало XVI века*37. Бесстолпный двухапсидный храм с угловыми пилонами. В XVIII веке на его месте выстроен кирпичный храм.
    – Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря (г. Красный Холм Тверской области). Конец XV–середина XVI века. Четырехстолпный трехапсидный храм. Своды и барабан сложены из кирпича*38. Сохранился в руинированном состоянии;
    – Успенский собор Успенского монастыря в Старице. 1530 год. Пятиглавый четырехстолпный трехапсидный храм. Сохранился;
    – стены и башни Зарайского кремля. 1531 год. Верхняя часть и зубцы стен и башен сложены из кирпича. Сохранились;
    – Никоновская церковь (Никоновский придел Троицкого собора) в Троице-Сергиевой Лавре. 1548 год*39. Небольшой бесстолпный одноапсидный храм. Нижняя часть построена из кирпича и снаружи облицована белым камнем. Верх перестроен в 1623 году*40. Сохранилась;
    – стены и башни Серпуховского кремля. Около 1556 года. Выстроены из местного песчаника, обычно называемого белым камнем. Сохранились два фрагмента восточной стены до уровня машикулей;
    – Благовещенский собор в Казани. 1556–1562 годы. Пятиглавый шестистолпный пятиапсидный храм на подклете*41. Собор, как и все нижеупомянутые здания Казани и Свияжска, построен из светлого известняка пермского периода, в обиходе именуемого белым камнем. В целом сохранился;
    – пятиярусная колокольня Благовещенского собора в Казани. Конец XVI века. Разобрана в 1930 году;
    – Никольская церковь Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 1560-е годы. Четырехстолпный одноапсидный храм на подклете. Разрушена в XX веке;
    – Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенского монастыря в Казани. Конец XVI века. Пятиглавый шестистолпный трехапсидный храм. Разрушен в ХХ веке;
    – стены и башни Казанского кремля. 1555–1562 годы. Верхние части достроены на рубеже XVI–XVII веков из кирпича. Сохранились;
    – Успенский собор Свияжского Успенского монастыря. 1555–1561 годы. Одноглавый четырехстолпный трехапсидный храм на подклете. Своды и барабан кирпичные. В целом сохранился;
    – Никольская трапезная церковь Свияжского Успенского монастыря. 1556 год. Одностолпный одноапсидный храм палатного типа на подклете. Сохранилась;
    – четырехъярусная колокольня Свияжского Успенского монастыря (над Никольской церковью). Вторая половина XVI века. Сохранилась;
    – собор Рождества Богородицы в Свияжске. Вторая половина XVI века. Четырехстолпный трехапсидный храм. Своды и барабан кирпичные. Разрушен в 1928 году;
    – церковь Киприана и Устиньи в Казани. 1595 год. Четырехстолпный одноапсидный храм. Разрушен в 1930 году;
    – Сергиевская трапезная церковь Иоанно-Предтеченского (до 1775 года Троицкого) монастыря в Свияжске. 1604 год. Одностолпный одноапсидный храм палатного типа на подклете. Сохранился;
    – церковь Константина и Елены в Свияжске. XVII век. Бесстолпный трехапсидный храм с трапезной. Своды и барабан кирпичные. Сохранилась;
    – Христорождественский собор в Каргополе. 1562 год. Пятиглавый шестистолпный трехапсидный храм на подклете. Собор, как и все нижеупомянутые постройки Каргополя и острова Кия, построен из доломита, в обиходе именуемого белым камнем. Своды и барабаны собора кирпичные. Сохранился;
    – Введенский собор Владычного монастыря в Серпухове. XVI век. Пятиглавый двустолпный трехапсидный храм. Выстроен из кирпича, снаружи облицован белым камнем. Сохранился;
    – церковь Михаила Архангела в селе Синьково Раменского района Московской области. XVI век*42. Бесстолпный одноапсидный храм. Своды и барабан были кирпичными. В XIX веке на ее месте была построена кирпичная церковь;
    – стены Царева-Борисова Городка (пос. Борисово Можайского района Московской области). Конец XVI века. Разрушены в начале XIX века.
    – Троицкая (ныне Преображенская) церковь в селе Большие Вяземы Одинцовского района Московской области. Конец XVI века. Пятиглавый четырехстолпный трехапсидный храм с двумя приделами, на подклете. Своды и барабаны кирпичные. Сохранилась;
    – Преображенская церковь в селе Остров Видновского района Московской области. Конец XVI века. Шатровый храм с двумя приделами. Сохранилась;
    – Церковь Рождества Христова в селе Беседы Видновского района Московской области. Конец XVI века. Шатровый храм с двумя приделами, на подклете. Подклет, четверик и апсида белокаменные, шатровый верх кирпичный. Сохранилась, за исключением приделов;
    – Крестовоздвиженский собор Крестного Кий-Островского монастыря (Онежский район Архангельской области). 1657–1661 годы. Трехглавый четырехстолпный трехапсидный храм. Верхняя часть четверика (выше уровня хор) – гранитные валуны и кирпич. Сохранился, за исключением двух малых глав*43;
    – церковь Рождества Богородицы в Каргополе. 1678–1680 годы. Пятиглавый бесстолпный одноапсидный храм с двумя приделами. Свод и барабаны кирпичные. Сохранилась;
    – Благовещенская церковь в Каргополе. 1682–1692 годы. Пятиглавый четырехстолпный трехапсидный храм. Своды и барабаны кирпичные. Сохранилась;
    – Воскресенская церковь в Каргополе. Конец XVII века. Пятиглавый четырехстолпный трехапсидный храм. Своды и барабаны кирпичные. Сохранилась;
    – Церковь Истомы Ляпуна (Николо-Ляпуновская) в Казани. 1695 год. Одноапсидный бесстолпный храм типа «восьмерик на четверике» с трапезной. Разобрана в 1964 году;
    – Воскресенская церковь в селе Колычево Домодедовского района Московской области. 1697 год. Пятиглавый бесстолпный трехапсидный храм. В конце XVIII века перестроена из белого камня выше карниза апсид;
    – Знаменская церковь в пос. Дубровицы Подольского района Московской области. 1690–1704 годы. Башнеобразный центрический храм в формах западноевропейского барокко. Сохранилась.
    Итого 42 здания, из них полностью или частично сохранились 29.

    Таким образом, всего в Древней Руси нам известны 119 белокаменных зданий, из них полностью или частично сохранились 54, в том числе 49 – на территории Российской Федерации.


    ПРИМЕЧАНИЯ

    1. При отсутствии дополнительных ссылок в разделе 2.1 см.: О.М.Иоаннисян. Основные этапы развития Галицкого зодчества. В кн.: Древнерусское искусство. Художественная культура Х–первой половины XIII в. М. 1988. С. 41-58.
    2. С.В.Заграевский. Юрий Долгорукий и древнерусское белокаменное зодчество. М., 2002 (далее – Заграевский, 2002). С. 29.
    3. О.М.Иоаннисян. К вопросу о датировке древнерусского каменного храма в урочище Цвинтариски в окрестностях древнего Галича. В кн.: Проблемы изучения древнерусского зодчества (по материалам архитектурно-археологических чтений, посвященных памяти П.А.Раппопорта 15–19 января 1990 г.). СПб, 1996. С. 83.
    4. При отсутствии дополнительных ссылок в разделе 2.2 см.: Н.Н.Воронин. Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XV вв. Т.1: М., 1961. Т.2: М., 1962. Автор выражает благодарность заведующей сектором Владимиро-Суздальского музея-заповедника Т.П.Тимофеевой за советы и консультации по храмам Владимиро-Суздальской земли.
    5. Обоснование датировок храмов Юрия Долгорукого см.: Заграевский, 2002, с. 35; С.В.Заграевский. Апология ростовского летописца (к вопросу о датировке храмов Юрия Долгорукого). В кн.: Материалы областной краеведческой конференции, посвященной столетию со дня рождения Н.Н.Воронина (19 апреля 2004 г.). Владимир, 2004. С. 15-26.
    6. Т.П.Тимофеева. К вопросу о пятиглавии Успенского собора Андрея Боголюбского во Владимире. В кн.: Материалы областной краеведческой конференции, посвященной столетию со дня рождения Н.Н.Воронина (19 апреля 2004 г.). Владимир, 2004. С. 27-34; С.В.Заграевский. Реконструкция Успенского собора 1158–1160 годов во Владимире. В журнале «Реставратор», № 1 (8). М., 2004. С. 118-122.
    7. Т.П.Тимофеева. К уточнению даты Дмитриевского собора. В кн.: Дмитриевский собор во Владимире. К 800-летию создания памятника. М., 1997. С. 38-41.
    8. А.Г.Мельник. Новые данные об Успенском соборе Ростова Великого. В кн.: Реставрация и архитектурная археология. Новые материалы и исследования. М., 1991. С. 125-135.
    9. О.М.Иоаннисян, П.Л.Зыков, Е.Н.Торшин. Работы архитектурно-археологической экспедиции в 1996 году. В кн.: Государственный Эрмитаж. Отчетная археологическая сессия за 1996 год. Тезисы докладов. СПб, 1997. С. 59.
    10. При отсутствии дополнительных ссылок в разделе 3.1 см.: И.В.Антипов. Древнерусская архитектура второй половины XIII–первой трети XIV в. СПб, 2000.
    11. О.М.Иоаннисян, Е.Н.Торшин, П.Л.Зыков. Церковь Бориса и Глеба в Ростове Великом. В кн.: Древнерусское искусство. Русь. Византия. Балканы. XIII век. СПб, 1997.
    12. С.В.Заграевский. Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII–первой трети XIV века. М., 2003 (далее – Заграевский, 2003). С. 47.
    13. При отсутствии дополнительных ссылок в разделе 3.4 см.: Н.Н.Воронин. Указ. соч., т. 2.
    14. Заграевский, 2003, с. 105.
    15. Там же, с. 76.
    16. При отсутствии дополнительных ссылок в разделе 3.5 см.: Н.Н.Воронин. Указ. соч., т. 2. Н.Н.Воронин полагал, что белокаменный подклет Воскресенской церкви в Коломне является сохранившейся частью белокаменного храма XIV века (Н.Н.Воронин. Указ. соч., т. 2, с. 194), но исследования Б.Л.Альтшуллера и М.Х.Алешковского показали, что кирпичная Воскресенская церковь на белокаменном подклете была возведена в XVI веке (Б.Л.Альтшуллер. Памятники зодчества Московской Руси второй половины XIV–начала XV веков (новые исследования). Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. На правах рукописи. М., 1978. С. 44). Соответственно, Воскресенская церковь включению в реестр не подлежит.
    17. Заграевский, 2003. С. 50.
    18. Там же, с. 56-62.
    19. Там же, с. 87.
    20. Там же, с. 106.
    21. В.В.Кавельмахер, Т.Д.Панова. Остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной площади Московского кремля. В кн.: Культура средневековой Москвы XIV-XVII вв. М., 1995. С. 66.
    22. Заграевский, 2003. С. 46.
    23. Н.Н.Воронин. Указ. соч., т. 2, с. 158.
    24. Заграевский, 2003. С. 22.
    25. А.А.Суханова. Подклет Благовещенского собора Московского кремля по данным архитектурных и археологических исследований ХХ века. В кн.: Художественные памятники Московского кремля. Материалы и исследования. Вып. 16. М., 2003. С. 171.
    26. Там же.
    27. Л.А.Беляев. Древние монастыри Москвы (кон. XIII–нач. XV вв.) по данным археологии. М., 1994. С. 47-72.
    28. С.В.Заграевский. К вопросу о реконструкции Спасского собора Андроникова монастыря. На правах рукописи. Рукопись находится на Интернет-сайте www.zagraevsky.ru. М., 2004.
    29. В.П.Выголов. Архитектура Московской Руси середины XV века. М., 1988. С. 40.
    30. С.В.Заграевский. К вопросу о датировке и авторстве церкви Трифона в Напрудном. На правах рукописи. Рукопись находится на Интернет-сайте www.zagraevsky.ru. М., 2005.
    31. Там же.
    32. М.Г.Рабинович. Раскопки 1946–1947 гг. в Москве на устье Яузы. В кн.: Материалы и исследования по археологии СССР; материалы и исследования по археологии Москвы. Т. 2. № 12. М.-Л., 1949. С. 20; А.Л.Баталов. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996. С. 64.
    33. Заграевский, 2003. С. 64.
    34. В.А.Булкин, А.М.Салимов. Успенский собор Тверского Отроча монастыря на рубеже XV–XVI столетий. В кн.: Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Вып. 1. Тверь, 1996. С. 79-84; Е.Л.Хворостова. Успенский собор Отроча монастыря в Твери (проблемы реконструкции). В кн.: Тверской археологический сборник. Вып. 4, т. 2. Тверь, 2001. С. 346.
    35. Заграевский, 2003. С. 23-36.
    36. Там же, с. 34.
    37. Там же, с. 23-36.
    38. В.П.Выголов. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря (последняя четверть XV в.). В кн.: Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Пространство и пластика. М., 1991. С. 3-27.
    39. С.В.Заграевский. К вопросу о датировке церкви преподобного Никона (Никоновского придела Троицкого собора) в Троице-Сергиевой Лавре. На правах рукописи. Рукопись находится на Интернет-сайте www.zagraevsky.ru. М., 2005.
    40. Там же.
    41. Автор выражает благодарность заместителю директора историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский кремль» по научной работе Н.Х.Халитову и спелестологу из Набережных Челнов А.А.Гунько за консультации по белокаменным зданиям Казани.
    42. С.В.Заграевский. К вопросу о датировке и авторстве церкви Трифона в Напрудном. На правах рукописи. Рукопись находится на Интернет-сайте www.zagraevsky.ru. М., 2005.
    43. Автор выражает благодарность директору Онежского краеведческого музея А.А.Крысанову за консультации по храмам острова Кия.

    Москва, 2006 г.
    С.В.Заграевский © 2006
     
  3. А как же Свияжск и Казань?
     
  4. Мфы тут в москве пытались определить, что же такое означает поэтическое словосочетание "белый камеь". Пришли к выводу, что это карбоновый известняк Русской равнины. Это конечно, условное разделение, но надо же как-то определяться и ограничиваться? Так что строго говоря ваш пермский известняк пока что по отдельной статье идет; разве что удастся доказать, что он широко применялся в русском белокаменном строительстве - тогда ой...
     
  5. Не совсем понял критерии... Выходит главный - возраст породы? У нас пермский известняк то же зовется "белым камнем" ;) И зданий из него  русскими зодчими возводилось по Волге не мало.
     
  6. Думаю, Алексей Г. все-таки прав. Раз я внес Галич, то без Казани и Свияжска мы не обойдемся. Только такой вопрос: в Поволжье известняк именно пермского периода? Есть ли у него какое-нибудь общее научное название, кроме обиходного - белого камня?
     
  7. В том то и проблема, что определение того, что такое белый камень - нет. И пока мы с ним не определимся, то не будем понимать, что делаем :(.
    Не корректо определение по возрасту породы - тогда что брать за основу деления?
     
  8. Может так - светлоокрашенные известняки Русской равнины, использовавшиеся для строительства. Но надо приплюсовать еще что они не кайнозойские (иначе под опредление попадают причернморские ракушечники) и что использовались они не в виде бута, щебня и извести....
     
  9. Если рассматриваются памятники именно Древней Руси то думается, что просто достаточно интерпретировать "белый камень" как до кайнозойский известняк (хотя вообще есть ли русские постройки того времени из ракушечника ???)
    Имеете ввиду использовался в строительстве? В районе Свияжска и Казани - пермский.
     
  10. Вот только такая формула начинает смахивать на платоновское определение человека как двуногого существа без перьев с плоскими ногтями...
     
  11. :)
    На мой взгляд неминуемо придется либо все упростить до сей околонаучной формулы, либо усложнить до определенной классификации.
     
  12. Я вам не скажу за геологию, а скажу за историю архитектуры))) Обычно под БК понимается известняк каменноугольного периода, но сюда же относят и северный доломит, и песчаник, и поволжский камень (я только вчера здесь узнал, что он пермский - а сильно ли отличается внешне и по структуре?), и галицкие известняки, алебастры и пр. Словом, любой поддающийся обработке бело-желтоватый камень с неблестящей поверхностью, но не мрамор и не ракушечник.
    Негативное определение - тоже определение)))
     
  13. А под белокаменными зданиями понимаются только здания, полностью построенные из белого камня? Очень много сооружений строилось из кирпича на каменном фундаменте и имело украшения, сделанные из белого камня.
     
  14. Археолог, об этом см. в "терминах и определениях" (п. 1 Реестра)
     
  15. ЗСВ, в п. 3.4. Реестра Вы упомянули три церкви в Старице (церковь 14 в., церковь Николы начала 15 в. и Архангельский собор начала 15 в.), построенные в 14-15 веках из белого камня и к настоящему моменту не сохранившиеся.
    Не могли бы Вы поподробнее сообщить мне об источниках, откуда Вы взяли информацию об этих храмах? Это мне интересно еще и с точки зрения спелестологии, в смысле о времени начала добычи камня в городе Старица. Можно в личку.

    В этот Реестр (п. 3.6.) можно добавить Собор Успения Пресвятой Богородицы Успенского монастыря в Старице, его датируют 16 веком.
     
  16. Археолог, о всех храмах Старицы 14-15 вв много у Воронина (Зодчество Северо-Восточной Руси, 2-й том, М., 1962), он их сам копал еще до войны. А за Успенский собор спасибо! Откровенно говоря, забыл((( А еще я забыл стены Зарайского кремля, на 2/3 высоты белокаменные. Скоро выложу исправленный вариант (с Казанью и Свияжском).
    Если еще чего забыл, пишите! Заранее спасибо!
     
  17. Читайте исправленный реестр с Казанью, Свияжском, Зарайском и Старицей. Я заново выкладывать не стал, просто заменил предыдущий.
    Всем спасибо! Еще пишите, если что не так!
     
  18. Алексей Г. напомнил еще про 2 казанских храма. Реестр обновлен и кое-где по мелочи еще отредактирован.
     

Поделиться этой страницей