Подземный корабль

Тема в разделе "Диггерство", создана пользователем Michael, 26 мар 2003.

  1. Огромного, размером с пятиэтажный дом, «крота» сложно представить ползающим ПОД землей и совершенно невозможно, рассмотреть полностью. Где бы вы ни стояли – отовсюду видна лишь часть: если смотреть сверху – незаметна рельсовая дорога позади него, скрытая породой; если смотреть снизу – не разглядеть вращающегося колеса, его переднюю часть, да и страшно стоять снизу-то, того и гляди задавит. Сразу вспоминаешь, что самый маленький «зубок» (резец) этого «крота» – 80 килограмм (если вдруг отвалится – убьет на месте ), и с ужасом думаешь, сколько у «крота» весит все остальное.
    Вы когда-нибудь слышали, чтобы какую-нибудь машину везли ночами, по частям, на специальных трейлерах, с 0.00 до 6 утра, укрепляя дорогу листами железа – не дай бог, асфальт продавит? Или что какую-нибудь установку три месяца собирали в котловане, высотой в 50 метров, где поместился бы целый небоскреб?
    Впрочем, пока он не двигается, еще не так страшно. Но потом махина начинает работать.
    Представьте себе гусеницу с головой в 14,2 метра. Теперь представьте, как она ползет под землей, прогрызая себе дорогу острыми железными зубами. Итак, вы получили четкое представление о тоннелепроходческом комплексе, окопавшемся в Лефортове.
    Передняя часть комплекса – вращающееся колесо с шипами, резцами, ножами, в общем, со всем, чем можно бурить землю, нарезать породу и дробить валуны. Колесо превращает самые твердые камни в стружку. Оно прет вперед со страшной силой, в то время как пылесос внутри «крота» сосет ту самую стружку. Можно сказать, механизм ею «питается». За «кротом», пока он работает, тянется трубопровод, прямо с завода. Туда откачивают стружку, присылая взамен бентонит. Бентонит – это такая глина, которая обычно используется при изготовлении буровых растворов. Ее закачивают в пространство, образовавшееся перед носом «крота». Таким образом там создается давление в несколько атмосфер, которое не дает земле обрушиться в образовавшееся пространство.
    Это пространство – самое нелюбимое у рабочих, обслуживающих комплекс. Нет, не просто нелюбимое – они его терпеть не могут, потому что туда иногда приходится выбираться. Например, если при бурении попадаются огромные валуны, которые надо разломить вручную. Или если поломался резец на колесе. Тогда рабочие идут сначала в барокамеру – прямо в сердце «крота». В этой барокамере они сидят, пока не привыкнут к высокому давлению. А привыкнув, выбираются через дверь вперед, под «кротовый» нос (туда в этом случае закачивают не бентонит, а обычный воздух), и работают там максимум три часа. Больше при таком давлении без скафандра нельзя
    Крот» не только роет землю, он еще оставляет за собой гладкий бетонный тоннель. Электровоз по рельсовой дороге подвозит сзади бетонные блоки. «Крот» хватает их специальной механической «рукой» и выкладывает из них кольца, потом отталкивается от колец ножищами-домкратами примерно на два метра вперед и таким образом продвигается. Между бетонными кольцами – резиновые прокладки, чтобы в щели не просачивалась вода. Когда щит отталкивается от бетона домкратами, резина сдавливается настолько, что эксперты до сих пор не заметили в тоннеле ни одной капли воды.
    Буровая установка может двигаться только в воде, песке или какой-нибудь породе. Идти в пустоте она не может. Над ней должно быть не менее семи метров земли или воды, чтобы давление, создаваемое перед колесом, не «выскочило» на поверхность и не стало причиной обрушения грунта. На определенном участке тоннеля строителям даже пришлось насыпать грунт, чтобы добрать эти метры. Внутри «крот» – многоэтажный подземный город: помимо рабочих помещений, насосных станций, барокамер, комнат управления с компьютерами, где сидят операторы там есть все для жизни, так сказать, в автономном режиме – на всякий случай, если не дай бог что. В мире подобные комплексы производят три фирмы: немецкая «Херренкнехт», канадская «Ловат» и японская «Хитачи». Есть маленькие кроты» в 20 сантиметров диаметром, есть большие, причем разных форм. Например, чтобы развить трамвайную ветку в Страсбурге, специалисты фирмы «Херренкнехт» создали комплекс овальной формы. «Крот», который вылез из-под земли в Лефортове, немецкий, он уже в своей жизни рыл тоннель под рекой Эльба в Гамбурге. Подземная жизнь тоннелепроходческого комплекса в Москве начиналась с трудом: правительство Москвы отдало за него 200 миллионов долларов, что многие посчитали явным перебором. Против «крота» также протестовала общественность, запуганная его циклопическими размерами и самой перспективой того, что он будет долгое время ползать где-то под городом, неизвестно чем там занимаясь.
    Общественность зря волновалась. Под Москвой уже давно ползают такие буровые установки, только меньшего размера. Их применяют для прокладки труб. «Метрострой» использовал 6-метрового «крота» для работ в Бутове. Что касается лефортовского гиганта, то его помоют, разберут и перевезут в Серебряный Бор, где он начнет рыть очередной тоннель.
    В Москве есть четыре места, где в нем нуждаются. Так что, похоже, уникальный «крот» окопается здесь надолго.

    ОГОНЕК, март 2003
     
  2. Клёвая штука. "Херренкнехт". Говорят, следующий тоннель будет рыть после ремонта, через полгодика, причём под Москва-рекой.
     
  3. Интересно, а что модно рыть таким диаметром ??? Наврят ли банальное речко ;D
     
  4. Kogoth

    Kogoth Guest

    Лефортовский автодорожный тоннель им рыли трёхполосный. Потом рыли Серебряноборский тоннель, где в верхней половине будет автомобильное шоссе, а в нижней - метрополитен.
     
  5. Dit

    Dit

    А скоро еще один будут рыть.
     
  6. рыть в нагатино будут?
     
  7. нагатино-печатники? разве этот проект уже утвердили?
     
  8. А чем проходили Серебряноборский тоннель? (Который комбинированный метро/авто)
     
  9. stalkeroff

    stalkeroff Guest

    именно им:«Херренкнехт»
     

Поделиться этой страницей