Первомайские битумные штольни (Самарская обл.)

Тема в разделе "Спелестология", создана пользователем NitrogeN, 7 дек 2009.

  1. По инициативе Джона Смита и по косвенной наводке Виража отправились в село Печорское.
    [​IMG]
    Где то в том районе должны были быть Битумные штольни. По словам одного человека (которые собственно и передал нам Вираж) эти штольни расположены примерно в 3 км от Печорского, примерно около Первомайского. Насчет 3 км это он напутал...
    [​IMG]
    Как мы шли в темноте по каменистому берегу Волги около 6 км это отдельная история. Да, берег красивый, но после 2 часов прыганья по скользким камням красота теряется... Однако
    [​IMG]

    [​IMG]

    Финальным аккордом этого перехода стал штурм почти отвесной горы, который возглавил Танкист, уверяя что он увидел там тропинку. Ну собственно через полчаса она там и появилась. Решили пройти еще немного и при отсутствии результата устраиваться на ночлег. Случайно отошедший с берега Джон Смит категорически потребовал чтобы мы подошли к нему. Мы подошли...
    [​IMG]
    В свете фонариков мы увидели довольно большой вход. Не долго думая мы забросились туда. Через 2 минуты стало ясно, что 2 часа мы скокали по камням не зря. Ой как не зря.
    [​IMG]
    Это была достаточно большая система. Необычная. Во первых - необычной была ее чистота. Во вторых - штольни арочного типа (не прямоугольные). Высота штрека - около 2,5 м.
    [​IMG]
    Местами штреки замыты грунтом. Артефактов немного. Отверстия от шпуров И какая то непонятная хрень неизвестного назначения
    [​IMG]

    Немного поисследовав систему, мы отправились поесть и поставить палатку, так как время было около 11... После ужина половина группы отправилась спать, а я и Джон Смит пошли детально исследовать систему.
    Колодец, который упоминается в отчете "Дохлый ёжик" мы все таки нашли
    [​IMG]

    [​IMG]
    Так же интересны в системе длинные небольшого круглого сечения штреки, "тоннели метро"
    [​IMG]

    [​IMG]
    В системе как и в Сокских штольях на крепях растут "воздухоросли", с единственой разницей что они в большенстве своем не висят.
    [​IMG]

    [​IMG]
    [​IMG]

    Вдоволь находившись по системе и нафоткавшись мы отправились спать....

    Пока в лагере готовился завтрак,
    [​IMG]
    мы с Джоном Смитом решили прогуляться дальше системы, в надежде найти нечто похожее... Нашли...
    [​IMG]
    И не одну, а целых 3 системы. Размером они правда уступают первой, но все же они есть! После завтрака отправились исследовать их.
    [​IMG]

    Эти системы представляют из себя те же штольни. Примечательно, что они получились несколько выше по отношению к уровню Волги. Кроме того там обнаружены натечки битума и собственно его пласты. Далее просто фото из систем.
     
  2. [​IMG]

    [​IMG]

    Второй колодец
    [​IMG]

    =)) Танкист решил зачем то подойти ко мне. Кстати, газовая лампа (след снизу) погибла страшной смертью. На нее упал камень...
    [​IMG]
    И она превратилась вот в это
    [​IMG]...

    Не буду отвлекаться от темы
    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Возвращались мы уже по темноте.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Поужинав около Печоркого мы отправились домой. Выходные прожиты не зря!
     
    Последнее редактирование: 7 дек 2009
  3. COM

    COM

    Прекрасный отчёт. Но что по истории разработок известно?
     
  4. Известно что штольни разрабатывались в XIX веке. Неподалеку был так же Печерский асфальтовый завод. Его продукция была достаточно известна, выпускали асфальт в брикетах. Так же есть непроверенная информация, что первым добытым здесь асфальтом вымостили какую то площадь в Лондоне.

    "В России асфальтовое дело развилось с 1873, когда Д.И. Воейков вместе с зоологом М.Н.Богдановым, во время экскурсии нашли песчаный асфальт в Бахиловской даче сызранского уезда. Это дало возможность основать производство гудрона и мастики из местных материалов отличного качества. Требование на асфальт, в россии появилось одновременно с французскими инженерами Главного общества российских железных дорог. В конце 50-х годов асфальт стал ввозиться из-за границы и ввоз этот постоянно возрастал до половины 70-хгодов, когда сначала на Волге, а потом и в Москве, сызранский асфальт, без содействия таможенных пошлин, вытеснил иностранный. Московское городское управление командировало заграницу своего члена Пятунникова. Результатом этой командировки, явилось его исследование: "Мостовые западной Европы",в котором основательно разобраны все способы мощения и отдано предпочтение именно асфальту!

    В России месторождения асфальта встречаются по Волге, по впадающим в нее речкам и оврагам в сызранском уезде Симбирской губернии, от с.Переволоки до г. Сызрани. Порода здесь не известняк, как в западной европе, а доломит. Сызранской асфальт тверже западноевропейских и плавится при более высокой температуре. Он встречается довольно правильными слоями, легко заметными даже издали, по своему темно-коричневому цвету среди желтоватого, несмолистого доломита. Содержание смолы в сызранском асфальте, по большей части от 6 до 13%, но изредка и до 37%. Лучшие залежи затопляются с апреля до начала июля, водами Волги. Добывают асфальт по большей части открытым разносом, но недавно заложена шахта в удельной Печерской даче. Асфальт перерабатывается в значительном количестве на мастику, на двух заводах близ с. Батраки и с.Печерского сызранского уезда. Оба в 1889 г.произвели 800 тыс. пудов мастики..."
     

Поделиться этой страницей