Отчеты о поездках, Воспоминания, Ликбез С25

Тема в разделе "Сталкерство", создана пользователем Иностранец, 13 янв 2006.

Метки:
  1. Re:Несколько слов о комплексе С-25 - для тех, кто интересуется

    Gleb

    Там, где я был, площадка для антенного поста была не над тоннелем, а на насыпном холме рядом. А плит внутри обваловки не было, или зарослии капитально. Насколько я понял, был я несколько восточнее того места, где были сделаны фото.

    AlexRX

    Я ориентировался по описанию позиций С-125 на pvo.guns.ru. Для местных всё, где были ракеты, называется "воинская часть". Моё предположение отставные военные потом подтвердили и назвали ещё одни позиции, но туда съездить ещё не успел - снег выпал. Эти же отставники сказали, что 125-е было во всех полках на втором кольце. Сам был только на двух.
     
  2. Re:Несколько слов о комплексе С-25 - для тех, кто интересуется

    2 DimaL

    Может, имеет смысл оговорить к какому времени отностится эта информация, поскольку в разное время на втором кольце, как я понимаю, располагались разные системы.
    По крайней мере, в начале 70-х там были и С-75 и С-200 (о чем я писал выше) и, вероятно, указываемые Вами С-125. Комплексы С-25 второго кольца, похоже, к тому времени или уже были свернуты или находились на стадии ликвидации.
    Позже вся эта солянка была вытеснена С-300. Возможно, происходила ротация систем по мере их постановки на вооружение и именно поэтому желательно указывать год, к которому относится та или иная информация.
     
  3. Re:Несколько слов о комплексе С-25 - для тех, кто интересуется

    Да, привязка данных к дате оказалась бы весьма полезна. Идеальный вариант - всезнающий абориген близ каждой позиции. С С-300 все проще - их останки самые свежие и доказательств не требуют, по крайней мере для меня. С-25 впрочем тоже :). А вот все остальное... мне например попадалась информация о расположении объектов ПРО на елке (выгоне), а подтверждения при ближайшем рассмотрении не обнаружилось.
     
  4. Re:Несколько слов о комплексе С-25 - для тех, кто интересуется

    Попробую составить хронологию С-25.

    Версия 1 – официальная.
    - Приказ о создании системы, позднее названной «Беркут», отдал Сталин на совещании в Кремле 9 августа 1950 года. В других вариантах говорится, что решение о создании этой системы принято правительством в августе 1950 года (К.С.Альперович «Ракеты вокруг Москвы»).
    - «К весне 1953 года … под Москвой была закончена первая очередь работ. На 50-и 90-километровых кольцевых рубежах была построена большая часть дорог, «овощехранилищ» и «выгонов». (К.С.Альперович «Ракеты вокруг Москвы»).
    - 7 мая 1955 года было принято Постановление правительства СССР о принятии С-25 на вооружение. (Пресс-служба НПО «Алмаз» www.raspletin.ru).
    - В августе 1957 года последовал приказ министра обороны СССР Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского о постановке армии на боевое дежурство по охране и обороне неба Москвы со снаряженными и заправленными компонентами топлива ракетами. (Ю.В.Вотинцев «Неизвестные войска исчезнувшей сверхдержавы). На GlobalSecurity Стивен Залога считает, что Вотинцев ошибся, и боевые ракеты были поставлены на дежурство в августе 1956.
    - С 1962 года началось строительство объектов системы ПРО А-35 с использованием инфраструктуры и частично сооружений системы ПВО Москвы С-25. (http://pvo.guns.ru/abm/a35.htm)
    - С-25 снята с боевого дежурства по разным источникам: в 1982 году, в 1984 году – М.Первов «Зенитное ракетное оружие противовоздушной обороны страны», (http://www.aviarus-21.com/books/pvo/rus/001.htm), в 1989 году – НПО «Алмаз», (www.raspletin.ru).

    Версия 2 – моя собственная, на основе воспоминаний участников событий и найденных артефактов.
    - офицеры в полки стали прибывать весной 1953 года. На младшие офицерские должности - в основном ускоренный выпуск (2,5 года) Ивановского и Ярославского училищ, на старшие должности - фронтовики. К этому времени уже существовали армейские корпуса, войсковые части имели номера, которые потом уже не менялись. Основные объекты уже были построены, но строители-зэки ещё продолжали работать.
    - В 1959 году начались первые сокращения (лично мне это непонятно, но видел запись в офицерской книжке).
    - В начале 60-х – между 61-м и 64-м – на внешнем кольце рядом с полками С-25 поставили дивизионы С-125. Сначала С-125 были сведены в свои полки, в начале 70-х их подчинили тем полкам С-25, рядом с которыми они располагались.
    - Про С-75 под Москвой ничего не слышал, но в одном полку С-25 перед штабом в качестве памятника стояла ракета С-75 на ПУ. Сейчас она не сохранилась, но мне обещают видеозапись.
    - В 1974 году часть полков на внутреннем кольце кадрировали. Прошли сокращения личного состава.
    - Летом 1982 года начался переход на С-300. Сначала С-300 ставили на внешнем кольце, в основном на стартовых позициях С-25. Полки внутреннего кольца в это время несли дежурство на С-25. Позже С-300 поставили и на внутреннем кольце, при этом часть полков закрыли.
    - Вместо трёх полков С-25 получался один полк С-300 из трёх дивизионов. В городках, где был штаб полка С-300, построили 5-этажки.
    - Закрытие полков, где не поставили С-300, происходило где-то в 1988-1990 годах.
    - ЦРН С-25 до самого конца был на электронных лампах и использовал вращающиеся антенны. Электроника последних ракет С-25 была на полупроводниках.
    - Следующее массовое сокращение частей было в 1998 году.
    - Сейчас закрытие частей продолжается. Армейские корпуса сначала преобразовали в бригады, потом в дивизии. Сейчас войск ПВО нет, зенитно-ракетные части относятся к ВВС.
    - Дивизионы С-125 закрывали вместе с закрытием С-25.
    - Достоверных сведений о том, что на первом или втором кольце стояли С-200, я не нашел – только рассказы людей, непосредственно на С-200 не служивших.
    - Военные городки закрытых частей переданы на баланс местных организаций, территории стартовых позиций и РТЦ закрытых частей до сих пор числятся за министерством обороны и кое-где даже охраняются. Численность охраны в 2-3 человека не должна вводить в заблуждение – у них есть связь, и через какое-то время, если нужно, подъедет машина с автоматчиками.

    Не думаю, что эти сведения секретны – в «Красной Звезде» печатают даже фото офицеров с указанием фамилий и должностей, например здесь - http://www.redstar.ru/2005/07/05_07/2_01.html
     
  5. Re:Несколько слов о комплексе С-25 - для тех, кто интересуется

     
  6. Re:Несколько слов о комплексе С-25 - для тех, кто интересуется

    Вопрос дилетанта - были ли какие либо крупные антенные сооружения (не РЛС, а связь) на позициях С-25 и, если кто знает, С-75 ?
    Как осуществлялась связь?
     
  7. Re:Несколько слов о комплексе С-25 - для тех, кто интересуется

    Alex-G

    Никаких остатков крупных антенн, относящихся к связи, на территории полков С-25 я не заметил. По рассказам служивших, в полку был свой коммутатор, телефонная проводная связь была между КП и каждым взводным бункером на позициях. Связь между КП полка и дивизионом С-125 тоже была по телефону. При доставке ракет связь между командирской машиной и базой хранения была по рации, кажется Р-101. По рассказу человека, служившего на КП полка, у них на индикатор кругового обзора по кабелю поступала информация о целях со станции дальнего обнаружения, установленной в корпусе.
     
  8. Re:Несколько слов о комплексе С-25 - для тех, кто интересуется

    Самое для меня удивительное в том, что между выгоном и РТЦ не было огражденной территории, т.е. они ограждались отдельно друг от друга. Соответственно, на неконтролируемой, промежуточной территории кабель связи мог быть поврежден.
     
  9. Re:Несколько слов о комплексе С-25 - для тех, кто интересуется

    Именно рядом! Но далеко не везде , а насколько я понимаю на особо опасных направлениях - север, северозапад и юг, югозапад.
    По найденным мной документам о строительстве укрытий для ДЭС и Кабины управления - это был 75-76 год. Но поскольку я нашел эти документы только в одном месте, вполне возможно, что это исключение.


    Конечно понимаю, что сейчас определить уже очень тяжело какая ПУ стояла внутри обваловки. Но на нескольких стартовых позициях С-25 я видел 2-4 обволовки, иногда с остатками фундаментов в виде бетонных плит. По размеру обваловки можно предположить , что это именно С-75 поскольку был предусмотрен сквозной проезда для какой то техники , видимо ТЗМ В общем описывать долго , но очень похоже на то что стояли C-75

    Но я так понимаю, что как раз в это время закрыли большое колличество полков на внешнем кольце. Тоесть фактически перевели их на внутреннее. Было это, видимо в 89-93 годах.

    Объехал практически все внешнее кольцо. Сложилось впечатление, что С-200 там небыло никогда.
    Зная места расположения нескольких С200 могу предположить примерно следующее - создавалась эшелонированная система ПВО , в первом эшелоне которой как раз и стояли С200 - вынесенные от москвы на растояние ~200 км. Исходя из ТТХ никакого смысла иметь С200 ближе 150 км от Москвы смысла нет. Во втором и третьем эшелоне стояли С25 С125. С125 использовался для компенсации недостатков С25, как я понимаю основным из которых была плохие ТТХ по низколетящим целям. С появление C300 смысл в такой эшелонированности пропал.

    Теперь у меня поднобралось несколько вопросов...

    Правильно ли я понимаю, что боевая работа С25 велась с энергоснабжением только от ДЭС? Если так то где распологалась ДЭС для электропитания дивизиона , в РТЦ / ЦРН ?

    На дальнем кольце в нескольких местах я видел примерно следующие конструкции - в конце стартовых позиций очень большие обваловки высота примерно 6-8 м, прямоугольник примерно 100х200-300 м, внутри остатки бетонных подъездных путей и ангаров. Примерно 60-70% внутреннего объема ангара занимала система приточно вытяжной вентиляции причем вход был сверху а выход снизу. Что бы это могло быть...

    Одним словом, для чего кроме ПВО использывались и использывались ли ? Стартовые позиции .
     
  10. Re:Несколько слов о комплексе С-25 - для тех, кто интересуется

    Тем не менее двухсотку на втором кольце я видел своими глазами.



    Что касается связи, то она была, в основном, проводная. Центральный узел связи полка располагался на РТЦ, кроме того, были свои коммутаторы в городке (в здании штаба) и на дивизионе (на КП дивизиона), последние между собой прямой связи не имели. В качестве резервной связи использовалась радиосвязь, правда, какие радиостанции при этом использовались - не знаю, однако, на каждом узле связи был фидер для подключения антенны.
    С центрального узла связи были прямые выходы на коммутатор корпуса и на подстанцию Мосэнерго, откуда поступало электропитание, а также на ПУС (пульт управления стартом) каждого взвода дивизиона. На каждом ПУСе имелся свой 10-номерной коммутатор, позволявший связаться с любой пусковой точкой своего взвода. К каждому взводу, по-моему, шел свой кабель, по которому передавались команды управления, а несколько пар было выделено под связь.
    Коммутатор городка связывал между собой абонентов городка, включая квартирные телефоны. "Городской" номер был только в кабинете командира части и на почте. На дивизионе стоял 20-номерной коммутатор, к которому были подключены все бункера (настольные телефоны), ППР, КПП и казарма дежурных взводов.

    Электропитание в полк поступало от подстанции Мосэнерго по двум 6kV кабелям на распредустройство РТЦ, откуда два 6kV кабеля шли на дивизион, а один – в городок. Там же был и трансформатор 6/0,23kV, к которому подключалась аппаратура и ДЭС. При пропадании электропитания от Мосэнерго автоматически запускались генераторы ДЭС. Таким образом, от ДЭС можно было запитать не только РТЦ и дивизион, но и городок, хотя, правда, по инструкции, при боевой работе при питании от ДЭС, питание городка должно было отключаться. В городке было напряжение 220V.
    На каждом взводе было свое распредустройство 6/0,23kV, к которому подходил кабель от предыдущего взвода (на первом и шестом взводах – от РТЦ) и от которого шел кабель на следующий взвод. На одном из взводов (у нас на десятом) кольцо было разомкнуто посредством выключателя. В распредустройстве взвода находились и понижающие трансформаторы для питания оборудования. Отдельных ДЭС на дивизионе не было. Для коммутации питающих цепей взвода в бункере имелся общий распредщит, а на каждой позиции еще свой щит управления подъемником и питания цепей обогрева бортов. При пропадании питания ракету можно было поднимать и вручную, но значительно медленнее.
     
  11. Re:Несколько слов о комплексе С-25 - для тех, кто интересуется

    Нагло повторю свой вопрос.
    Итак, на позициях С-25 не было крупных стационарных антенн. А на С-75?
    Были ли позиции ПВО, на которых были оборудованы крупные антенные сооружения ?
     
  12. Re:Несколько слов о комплексе С-25 - для тех, кто интересуется

    Gleb

    Я видел остатки 125-х позиций на севере второго кольца. Но о 125-х мне рассказывал и человек, служивший на юге второго кольца.

    В том полку, где в качестве памятника стояла 75-я, на вооружении 75-й не было.

    На позициях 25-х видел 2-3 обваловки высотой примерно 3 метра, там стояли 300-е (по рассказам служивших там). Там ещё находится внушительное сооружение типа как на позициях 125-х, но из трёх коридоров.

    Высокую обваловку метров 6-8 видел на одних позициях, но осмотреть не смог, т.к. вокруг обнесено колючкой с табличками "мины", а вход на позиции охраняется. Можно было, конечно, пролезть в дыру в колючке, но у охраны есть собачки. Кстати, на окраине городка этого полка есть весьма могучий законсервированный бункер, по рассказам служивших в этой части на 300-х, относящийся к ПРО. Обваловка расположена в начале позиций, где-то на месте второго взвода. Я предполагаю, что она имеет отношение к ПРО. Осторожные расспросы ситуацию не прояснили, хотя позиции и бункер в городке производят впечатление заброшенных. Сказали только, что там стояли не С-300ПТ, а С-300ПС.
     
  13. Re:Несколько слов о комплексе С-25 - для тех, кто интересуется

    125 х то много стояло, это точно. я писал о том, что далеко не рядом с каждым полком. А вот про С200 очень интересно ...
     
  14. Osa

    Osa

    Отчеты о поездках, Воспоминания, Ликбез С25 (август 06-май 07)

    Думал вывешивать фотки или нет, но всё таки решил вывесить, т.к. пара вещей мне показалась любопытниыми и достойными всеобщего обозрения :

    Изначально всё стандартно:
    [​IMG]

    Внутри, конечно привлекает концентрация внимания строителей и проектировщиков на воздухе. Внутри укрытия куча использованных ( а может и нет ) ФП-300. Никаких трудов не составляет найти ту комнату, которая отвечала за столь необходимый воздух.
    [​IMG]

    Остатки рубильника, вместе со всей проводкой ( в том числе и ляминиевой )
    [​IMG]

    Фильтр 1 :
    [​IMG]
    [​IMG]
    Фильтр 2:
    [​IMG]

    Многие гермы на месте, что порадовало :) :
    [​IMG]

    Вообще создается впечатление, что здесь очень давно никого не было. В одной комнатке, весь пол завален пакетами ДПС.
    [​IMG]
    [​IMG]

    Внутри строения, ( нам показалось - жилище офицерского состава ) с несколькими жилыми комнатами, небольшой столовой, Ленинской комнатой, находим комнату с очень интересной наскальной живописью, отражающей всю историю создания ЗРК. По газете найденной под обоями, последний ремонт датирован 1987 ым годом.
    [​IMG]
    Узнаёте? ;)
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]

    Но целью являлись другие сооружения:
    [​IMG]
    Т.к. часть является действующей, то мы честно говоря не удивились, но немного огорчились такому вот зрелищу.
    [​IMG]
    Ну не входили в наши планы эти вот вояки-дровосеки-лесопилы. Вообще очень удивило что на территории действующей части устроили небольшую лесопилку. В лесу было постоянно слышно как пилят деревья. Тут же готовые доски уже грузили в машину. Дабы подойти к полуживому гиганту, замеченному в кустах, пришлось идти осторожно :
    [​IMG]
    Все двери гаражей оказались:
    [​IMG]
    И всё таки мы оказались у цели. "Такую" я видел впервые. Машина для постановки ракеты на стол?
    [​IMG]
    [​IMG]
    Пульт управления:
    [​IMG]
    В деталях:
    [​IMG]
    [​IMG]
    Самое интересное, что покрутив ручку, выяснилось , что привод вот этого упора оказался в рабочем состоянии.
    [​IMG]

    Да, кстати, вот это вот мы не поняли что такое:
    [​IMG]

    Был у нас намечен на этот день еще соседний объект, но дорога была преграждена военными,с очень серьёзными намерениями, пришлось ретироваться. Дорога раза в полтора шире, чем те что ведут на позиции с-25, перегорожена ЖБ блоками, шлагбаум. Выглядело всё угрожающе. Может из за качества снимка, а может по незнанию, но не смог сопоставить данное с чем либо мне известным. Может кто подскажет?
    [​IMG]
     
    Последнее редактирование модератором: 16 авг 2016
  15. tetra555

    tetra555 Guest

    Re: Отчеты о поездках на позиции С-25 с октябрь06-январь07

    В это место ходить не стоит, однозначно. И даже вокруг него.
     
  16. Re: Отчеты о поездках на позиции С-25 с октябрь06-январь07

    по поводу неопознанного прицепа - если место где вы были, находится западнее снимка с гугля, то это один вариант, если восточнее, то другой.

    Хотя если вы были западнее, то должны были обратить внимание на ярко выраженные сооружения, которых я на снимках не вижу. Но прицеп похоже имеет непосредственное отношение к ним, и кстати, как раз к тому месту на гугле ;-)
     
  17. Re: Отчеты о поездках на позиции С-25 с октябрь06-январь07

    Код:
    Думал вывешивать фотки или нет, но всё таки решил вывесить,
    Верное решение! :)
    Спасибо, очень интересно!

    Сила! :)
    За упоры, значить, Родина может не беспокоиться ... !!!! :D
    Со всем остальным, видимо, дело обстоит не столь благополучно ..... :(

    Погибающая настенная живопись - просто улёт !!!!!!!!
    Без всякого сарказма, факт, что невосполнимая потеря .... :(

    В след. раз обязательно вывешивайте отчеты!
    Не скрывайте! ;)

    Ещё раз спасибо!
     
  18. tetra555

    tetra555 Guest

    Re: Отчеты о поездках на позиции С-25 с октябрь06-январь07

    Поддерживаю вопрос Майка2140: фотки сделаны западнее или восточнее места, показанного на гуглевской фотке?
    Восточнее я был, и такого не видел, а западнее попытался побывать, заранее топографически не подготовившись, а просто проездом, но как только увидел характерные сооружения, упоминаемые Майком2140, предпочел ретироваться. Вглубь не совался.
    Кто знает - это живое место?
    А то мельком посмотрев, у меня осталось странное впечатление - всё вроде живое, свежее и целое, но ни одного человека, ни одной собаки.
     
  19. Osa

    Osa

    Re: Отчеты о поездках на позиции С-25 с октябрь06-январь07

    Фотки имеют довольно посредственное отношение к месту с гугля. Но скажу одно - западнее всё живое и очень обитаемо. Восточнее нет ничего интересного, по кр мере в непосредственной близи.....точнее есть, но я как то лезть не рискнул....вот соседняя база, восточнее, точнее то, что перекрывает путь к ней:
    [​IMG]
    Тут не видно, но на табличке написано : " Стой стреляют " .
     
  20. Re: Отчеты о поездках на позиции С-25 с октябрь06-январь07

    я похоже разобрался, на снимках скорее всего
    универсальная передвижная вышка 40В6М
    жалко, что вид сзади отсутствует,
    у этой вышки должны быть две тяги по бокам.
     

Поделиться этой страницей