Отчеты о поездках, Воспоминания, Ликбез С25

Тема в разделе "Сталкерство", создана пользователем Иностранец, 13 янв 2006.

Метки:
  1. Поскольку ко мне уже обратилось несколько человек с одинаковыми вопросами, чтобы не отвечать каждому по отдельности и в дальнейшем, вкратце опишу то, что мне известно о С-25 и о чем пока в Инете, похоже, не говорилось.
    Начну с того, что я сам служил на комплексе в 1971 – 1973 годах электриком взвода ЗРДН (стартового дивизиона – то, что здесь называется «решеткой»). За время службы довольно много общался с офицерами, некоторые из них служили в полку с момента его образования. Кроме того, имел доступ к части документации по системе, а также, в силу определенных обстоятельств, и к архиву части. Весной 1973 года участвовал в боевых стрельбах на полигоне Капустин Яр.
    К сожалению, нам категорически запрещалось вести какие-либо неофициальные записи, а также дневники – за этим строго следили особисты. Рабочие тетради сдавались на хранение в первый отдел. Так что, большую часть информации воспроизвожу по памяти, поэтому, не обессудьте, если в чем-то ошибусь или не смогу ответить на какие-либо вопросы.

    Итак, что касается строительства комплексов. Строительство первого кольца было начато в конце 1950 года, велось оно силами заключенных и, по словам одного из офицеров, участвовавшего и в строительстве, с привлечением немецких военнопленных – специалистов-строителей. На первом этапе строились казармы, в которых до окончания строительства проживали заключенные, поэтому даже во время моей службы часть жилого городка была обнесена забором высотой порядка 5 – 6 метров, на углах которого были видны остатки вышек – почти как на зонах. Параллельно велись работы по строительству жилых городков, кольцевой автодороги и электроподстанций 35/6kV – они, правда, входили в систему Мосэнерго, но строились специально для энергоснабжения строящихся объектов. Строительство самих комплексов началось несколько позже – точной информацией о начале их строительства не располагаю.
    Наш полк – 633 ЗРП (в/ч 61978) был образован 14 марта 1953 года – к этому времени все строительные работы были уже закончены, велся монтаж и проверка оборудования. Для этого привлекались, помимо специалистов, и военнослужащие. По словам одних офицеров осенью того же полк был поставлен на боевое дежурство, хотя другие говорили, что это произошло годом позже. Во время моей службы полк был постоянно на боевом дежурстве за исключением времени, что мы были на полигоне. Весной 1976 году, когда я приезжал в полк с гражданки, он был уже «кастрированным» - была только рота охраны.
    Строительство второго кольца, по словам офицеров, началось значительно позже – по их словам – после 1955 года. По моим наблюдениям – во время службы я был на нескольких объектах второго кольца – их архитектура и качество строительства были другими – например, дороги на одном из них были построены с использованием ж/б плит. К осени 1972 года часть полков переводилось на использование С-200, похоже, что они развертывались только на переоборудованной позиции ЦРН (для меня ближе название РТЦ – радиотехнический центр) – мы ездили в один из них монтировать оборудование.

    Теперь несколько слов о дивизионе (или «решетке»). Организационно он сосоял из трех подразделений: двух батарей и ППР (пункта проверки ракет). Каждая батарея включала в себя пять взводов, состоявших из руководства (комвзвод, замкомвзода и электрика), двух отделений, в каждом отделении – командир и два расчета по три человека. В боевых условиях число расчетов увеличивалось.
    На местности позиции дивизиона, по крайней мере на первом кольце, были построены идентично: сразу за КПП справа бункер командира дивизиона, чуть дальше – здание ППР (там же были дежурные тягачи, топливозаправщики, компрессор и водообмывщик), за ним – заправочные площадки.
    Центральная дорога служила для доставки ракет на позиции, освободившиеся ТЗМ-ы возвращались по окружным дорогам, которые выходили к КПП, на окружных дорогах стартовых позиций не было. Для ориентировки на центральной дороге имелись указатели «каналов» для водителей, привозивших борты с базы (свои обычно знали м сами куда ехать). Каждая ракета должна была быть доставлена именно на свой канал – поскольку на каждый борт ставилось соответствующее только этому каналу радиооборудование. На каждом взводе было было по два канала – мы их называли дорогами – на каждой по три стартовых позиции. Между ними находился бункер управления взвода – примерно на линии вторых позиций. Нумерация каналов состояла из двух цифр – номера дивизиона и номера канала, по которому можно было определить номер дороги и номер взвода. Например, дороги первой батареи имели следующие номера (если смотреть от КПП): 11, 21, 12, 22, 13, 23, 14, 24, 15, 25; второй – 41, 31, 42, 32, 43, 33, 44, 34, 45, 35. По всей видимости, первое число здесь означает номер канала управления РТЦ.
    В середине дивизиона располагалась казарма дежурных взводов – дежурили по одному взводу от каждой батареи, срок дежурства – одна неделя. В конце дивизиона, на последней дороге располагался химсклад, где хранились средства дезактивации.
    Дивизион был окружен тремя рядами колючей проволоки. Два первых уже во время моей службы были почти полностью сгнившими, последний же – ближайший к позициям – был полностью исправен и оборудован охранной сигнализацией.
     
  2. Hurrier9000

    Hurrier9000 Guest

    Re:Несколько слов о комплексе С-25 - для тех, кто интересуется

    Респект! Спасибо!
     
  3. ZV

    ZV

    Re:Несколько слов о комплексе С-25 - для тех, кто интересуется

    Иностранец
    молодец! Хорошая работа!  :)
     
  4. ori

    ori

    Re:Несколько слов о комплексе С-25 - для тех, кто интересуется

    Интересно, спасибо!
    Кстати, насколько строгий режим охраны был в те годы? Хотя, два сгнивших ряда колючки уже о чём-то говорят.
     
  5. Re:Несколько слов о комплексе С-25 - для тех, кто интересуется

    Вот, что осталось не выясненным на сайте www.c25.ru

    Развилка - имеется в виду центральная часть стартовых позиций.

    Ты знаешь, что это такое?
     
  6. Re:Несколько слов о комплексе С-25 - для тех, кто интересуется

    А мы обнаружили нечто похожее, только совсем неглубокое. Но со скоб-трапом, правда не на развилке, а в стороне - ближе к окраине елки. Спуск был найден на обваловке в виде бублика, со следами кабельного канала, идущего в этот "бублик".
     
  7. Re:Несколько слов о комплексе С-25 - для тех, кто интересуется

    Постараюсь ответить на ваши вопросы.
    Во-первых, насчет охраны дивизиона.
    Как я уже написал, ближайший ряд колючки использовался в качестве охранной, использовалась система "КЛЕН-55". Ряды колючки были натянуты на жб столбах на изоляторах с интервалом между рядами около 10 см, верхние ряды отклонены наружу, общая высота ограждения порядка 2м. По верхниму рядам, по словам офицеров, пропускалось импульсное высокое напряжение в несколько kV. Система сигнализации была секционирована - протяженность секции порядка 100м - и срабатывала на обрыв, замыкание рядов и замыкание на землю - система реагировала даже на зайцев, которые постоянно пытальсь прорваться на позиции. В случае срабатывания, на участок выезжал дежурный офицер дивизиона с нарядом ППР. Иной раз за ночь бывало по несколько срабатываний и на все выезжали и проверяли - кажде срабатывание фиксировалось в специальном журнале - дата, время, сектор, возможные причины.
    Кроме того, позиции дежурных взводов (в нашем полку 3-й и 8-й взвода, где стояли ракеты, охранялись вооруженными патрулями - один патрульный на дорогу. Довольно часто они укладывали в болото грибников, приблизившихся к колючке, и держали их на мушке до прибытия деж.офицера с караулом - после задержания с ними разбирались особисты. Ночью на позиции дежурных взводов не могли пройти даже свои - для прохода было необходимо предварительно связаться с дежурным по бункеру (электрик или замкомвзвода) по телефону, он в свою очередь, звонил на позиции и предупреждал патрульных о том, что кто-то желает пройти, причем, проход разрешался только в сопровождении нач.караула. Днем выставлялся один патрульный на две дороги - он следил только за внешним периметром.
    Теперь о цитате с С-25.ру. Читал. Скажу честно, не совсем сам понял -- во-первых, не совсем понятна привязка по месту - рядом с центральной дорогой или все же в глубине. Кроме того, как было уже ранее мною замечено, архитектура позиций второго кольца значительно отличается от дивизионов на первом кольце. Во-вторых, это, возможно, был бункер командира дивизиона, который в нашей части находился у КПП (там как раз была надстройка, но не ДОТ, а пункт наблюдения старта, хотя, внешне и напоминающий его). Взводные бункера первого кольца первоначально не были предназначены для долговременного обитания - они даже в документации назывались не убежищами, а укрытиями, лишь много позже их стали перестраивать и дооборудовать ФВУ, а также пристраивать жилые помещения (часть из этих перестоек так и не была закончена). В том дивизионе второго кольца, где мне удалось побывать, все это, похоже, было изначально - и обустроенное жилое помещение, и туалет, и отдельное помещение ФВУ. По крайней мере на тот момент мне так показалось.
    Также следует отметить, что полки второго кольца, возможно, оказались либо недостроены, либо довольно скоро стали перестраиваться под другие системы - я уже говорил об этом. Кроме того, один мой знакомый служил в одно со мной время в полку на втором кольце, но на С-75, которые располагались на "решетке", но в специально сделанной обваловке. Бункера, по его словам, там отсутствовали, хотя, как я предполагаю, они просто не бродили по лесу, поскольку их позиции располагались вдоль центральной дороги.
    Конечно, мне было бы интересно взглянуть на описанные объекты, но, боюсь, что после этого я буду долго мечтать о посещении России, либо задержусь у Вас на весьма продолжительные срок :))))
     
  8. ZV

    ZV

    Re:Несколько слов о комплексе С-25 - для тех, кто интересуется

    Мною был замечен вот такой бункер\укрытие примерно в середине "ёлки", предположительно на 2-м кольце. Причем внутри по размером он небольшой - пару комнат, в некоторых из них были стелажи. Что это? Тоже какое-нибудь укрытие для командира дивизиона, но слишком уж маленькое.
    [​IMG]

    [​IMG]
     
  9. Re:Несколько слов о комплексе С-25 - для тех, кто интересуется

    Могу только сказать, что архитектура данного бункера совсем не соответствует известным мне сооружениям С-25. В нашем полку ничего подобного не было.
    На всем дивизионе у нас только ком.пункт был заглублен (где-то на 3-4 ступени), остальные бункера были наземного насыпного исполнения. Похоже, что второе кольцо строилось (или, опять повторюсь, перестраивалось) исходя из совсем других взглядов.
    Вообще-то командирский бункер был и у нас небольшим, но, тем не менее, внешне, значительно больше - две довольно просторные комнаты, небольшой узел связи. Других подробностей, к сожалению, не помню - бывал там крайне редко.
     
  10. Hurrier9000

    Hurrier9000 Guest

    Re:Несколько слов о комплексе С-25 - для тех, кто интересуется

    2-е кольцо, недалеко от центральной дороги, практически середина дивизиона:

    довольно объемная постройка

    [​IMG]

    ответвление в небольшой корридор

    [​IMG]

    сверху впечатляющее количество "дырок" :) (больше десятка точно)

    [​IMG]

    при определенной сноровке можно нырнуть вниз

    [​IMG]
     
  11. Re:Несколько слов о комплексе С-25 - для тех, кто интересуется

    А как организовывалось дежурство офицеров в дивизионе и на РТЦ? В виде суточных нарядов или таких же недельных боевых дежурств?
     
  12. ori

    ori

    Re:Несколько слов о комплексе С-25 - для тех, кто интересуется

    Спасибо за подробный ответ об охране дивизионов. Мне почему-то казалось, что сурово было только в теории, что можно сказать и о многих других видах деятельности, в том числе во времена СССР. Ан нет, охранялось как надо.
     
  13. Коготь

    Коготь Guest

    Re:Несколько слов о комплексе С-25 - для тех, кто интересуется

    "Сурово только в теории" было в последние годы СССР, а в середине семидесятых ещё на пенсию не вышли те, кто начинал при И.В.Сталине ;)
     
  14. Re:Несколько слов о комплексе С-25 - для тех, кто интересуется

    2 Hurrier9000
    Судя по внешнему виду, данная постройка отностится к более поздним, могу предположить, к 70-м годам - аналогичные сводчатые конструкции видел на позициях С-200. Помню, они меня на тот момент даже поразили своей необычностью.
    В 50-е годы, насколько мне известно, сводчатые конструкции не использовались, особенно в сооружениях С-25 - там все прямоугольно (по крайней мере там, где я был), возможно, ввиду отсутствия соответствующих технологий.

    2 AlexRX
    Все дежурные смены полка назначались одним приказом и на один срок (на неделю), причем, все дежурные подразделения - поименно. Исключение составлял кухонный наряд - поименован был только дежурный по кухне - из сержантско-старшинского или младшего офицерского состава.
    Приказ зачитывался командиром полка или одним из его заместителей на общем построении полка, после чего дежурные подразделения следовали на дежурство. Так что особой разницы в дежурстве на дивизионе и в РТЦ не было - на РТЦ тоже была казарма дежурного подразделения, офицеры жили в отдельной комнате. Питание дежурным подразделениям привозилось на автомашине из солдатской столовой городка в термосах, офицерам, правда, готовилось и привозилось отдельно.

    2 Коготь
    Вы правы, например, командиром дивизиона у нас был офицер, начинавший службу охранником тех самых строителей, которые строили объекты нашего полка - так сказать "переквалифицировавшийся". Могу сказать, что его отношение и к нам и к офицерам было соответствовующее - на губу отправлял и тех и других. Кроме того, и особисты тоже не зря деньги получали - многие мои сослуживцы прошли через их кабинет, кое-кто, возможно, и "стучал", поскольку у них, особистов, была полная информация о том, что происходит в части. Возможно, именно поэтому у нас и не было "дедовщины".
     
  15. Re:Несколько слов о комплексе С-25 - для тех, кто интересуется

    А вот еще вопросик созрел: сколько ракет хранилось в дивизионе, готовых к установке на стол после пуска? Ведь должен был быть какой-то резерв, или все предполагалось везти с базы? Тогда как уложиться в заявленные 2ч приведения в боевую готовность. Или все-таки как-то по-другому этот процесс организовывался?
     
  16. Re:Несколько слов о комплексе С-25 - для тех, кто интересуется

    На каждом из дежурных взводов находилось по шесть ракет в полной боевой готовности (итого 12). Насколько я помню, больше боеготовых ракет на дивизионе не было; были только несколько учебных – одна или две для тренировки заправочных расчетов, остальные – для постановки на стол и для тренировок л/с ППР.
    По боевой тревоге борты привозились с базы. Такая тревога, с завозом бортов, была за мою службу только один раз – тогда где-то через час после объявления тревоги на нашу батарею было завезено более десяти ракет, причем, две из них – 218. Последние были учебными и незаправлеными, хотя и с каким-то имитатором радиоактивности, поскольку всем нам были выданы дозиметры. Внешне, на мой взгляд, 218 мало чем отличалась от 217, только БЧ была, вроде, побольше и окрашена в белый цвет, в то время как у обычных кок был шаровый.
    Что касается остальных ракет – не знаю, хотя, скорее, тоже были учебные, поскольку, дежурные ракеты было приказано не ставить. Также не могу сказать, приехали ли они прямо с базы, либо, с проверкой на ППР – по тревоге находился на боевом посту в бункере и мог следить за обстановкой только по докладам с других взводов.
    Кстати, 5-й взвод, похоже, во всех частях был предназначен для ракет с ЯБГ – там был установлен другой ПУС (пульт управления стартом).
     
  17. Re:Несколько слов о комплексе С-25 - для тех, кто интересуется

    Иностранец
    Спасибо! Очень интересно!

    Хотел бы уточнить насчёт второго кольца. Один майор в отставке рассказывал мне, что он прибыл в часть на севере второго кольца 20 марта 1953 года. Позиции и городок уже были построены. Заключённые ещё работали – строили склад ЗИП и кабельные коллекторы. Бараки зэков были недалеко от городка.
    Другой собеседник рассказывал, что он прибыл в другую часть на втором кольце в мае 1954 года. Тоже застал заключённых, бараки были чуть севернее военного городка.

    Цитата: «1 октября войсковая часть, расположенная в уникальном и живописном уголке Подмосковья – на станции «Трудовая», отмечает юбилей – 50-летие со дня своего образования» (С) «Дмитровский вестник» №114 (13830) 29 сентября 2005 г.
    Речь идёт о базе хранения и снаряжения ракет. То есть все объекты С-25 – первое и второе кольцо, базы хранения – строились одновременно.

    На опытное дежурство С-25 принята 7 мая 1955 года (информация с www.raspletin.ru). На боевое дежурство со снаряженными ракетами – в августе 1956 года (Ю.В.Вотницев «Неизвестные войска исчезнувшей свердержавы»). В то время Вотинцев был зам. Командующего отдельной армии особого назначения по боевой подготовке. Правда, сам Вотинцев называет дату постановки на боевое дежурство – август 1957, но Стивен Залога на GlobalSecurity считает, что это ошибка, правильная дата – август 1956.

    ZV
    Бункер похож на взводный бункер, из которого велась подготовка к старту.

    AlexRX
    Как мне рассказывали, в боксе рядом с ППР хранилось 30 ракет в разных степенях готовности. По тревоге дежурные взвода начинали установку дежурных ракет на столы, до этого они стояли на ТЗМ рядом со столами. Через 10 мин после объявления тревоги дежурные ракеты были готовы к старту. Если через 40 мин не было отбоя, то в ППР (в середине 70-х его стали называть КИС – контрольно-испытательная станция) начинали поступать ракеты из бокса. В это время из городка на позиции должны были прибыть все поддежуривающие силы. Вот эти то ракеты – половина полного боекомплекта – и должны были быть готовы к пуску через 2 часа после объявления тревоги.

    Завозов полных боекомплектов – 60 ракет, как мне рассказывали, за всё время было всего два раза – во время Карибского кризиса, и, кажется, во время Берлинского в 1961-м (не уверен). В мирное время меняли дежурные ракеты, у которых кончался ресурс, и тренировали расчёты ТЗМ и КИС. А вообще во время войны, как мне сказали, С-25 была
    рассчитана на 3 дня боёв.
     
  18. ZV

    ZV

    Re:Несколько слов о комплексе С-25 - для тех, кто интересуется

    Возможно, но как я говорил он очень маленький, один вход, внутри стеллажи, и вроде там даже не было вентиляции.

    А как они там могли вести подготовку?
     
  19. Re:Несколько слов о комплексе С-25 - для тех, кто интересуется

    2 DimaL

    К сожалению, я не располагаю документальными подтверждениями того, что второе кольцо строилось позже первого – я, как и Вы, опираюсь, в основном, на свидетельства очевидцев. Однако, есть источники, которым я склонен доверять, особенно в части строительства подстанций Мосэнерго 35/6kV, от которых объекты получали энергоснабжение – до конца 1953 года вводились в строй только подстанции первого кольца. Кстати, и приведенные Вами воспоминания свидетельствуют о более поздних сроках строительства второго кольца. Возможно, единственная ошибка в моем первом постинге в том, что я неправильно истолковал информацию, полученную от офицеров, о начале строительства объектов второго кольца – правильнее, может быть, назвать создание полков. Что касается нашего полка, то к марту 1953 года все строительные работы на нем были закончены, полк был полностью развернут – документы об этом я видел, поскольку в 1973 году отмечали 20-летие полка.
    По строительству баз хранения я, к сожалению, никакой информацией не располагаю.

    Офицеры нашего полка, по их словам, начали прибывать в часть с начала 1952 года, когда, действительно, строительство объектов еще велось. Расселялись они в жилом городке, который находился несколько в стороне от казарм. На мой взгляд, строители жили именно в казармах, поскольку забор с остатками вышек находился как раз за казармами и как бы окружал их. Со стороны жилого городка никакого забора не было и мы этим зачастую пользовались в своих «походах» на гражданку, правда, за нашим передвижением по жилому городку следили и офицеры и члены их семей – чуть что - сразу стучали дежурному по части.
    Конечно, может, использовались какие-либо временные бараки для расселения строителей, следов от которых не осталось. Других остатков каких-либо сооружений вокруг городка я не припомню, хотя по лесу мы иногда ходили.

    Что касается начала несения боевого дежурства. Я тоже читал приведенные Вами источники, однако, думаю, что речь в них идет о введении постоянного дежурства на основании приказа свыше – на местах оно могло начаться и раньше. В документации дежурного взвода нашего полка в описи документов первое упоминание о журнале передачи дежурства ПУС (бункер стартового дивизиона) было датировано, как я помню, 1 января 1954 года. Самого журнала не видел и поэтому не могу сказать, было ли дежурство постоянным и были ли в это время на позициях ракеты. Во время моей службы в журнале делались записи о сдаче/приеме дежурства, включавшие перечень имущества взвода, вкючая боевые ракеты с указанием их заводских номеров. Кроме того, каждые шесть часов зависывались показания бортовых манометров шар-баллонов.

    Теперь о боекомплекте на стартовом дивизионе. Ракеты на дежурных взводах были действительно в транспортном положении. По тревоге на позиции прибывали дежурные расчеты и ставили на стол по две ракеты на каждой из дорог – на это отводилось где-то около пяти минут с момента объявления тревоги – точного норматива уже не помню. Третья дежурная ракета на дороге устанавливалась на стол после постановки первых двух. После доклада об установке, дежурный ПУС ставил ракету на подготовку, последняя операция занимала две минуты и выполнялась ПУСом автоматически. По окончании подготовки ракета была полностью готова к старту. В таком положении ракета могла находиться, по-моему, около часа, после чего требовалось снять ее с готовности и вновь поставить на подготовку.
    Через 15 – 20 минут после объявления тревоги на позиции прибывали на автомашинах взвода усиления, по одному на батарею, и заправочные расчеты – они тоже объявлялись в приказе о боевом дежурстве. Остальной личный состав прибывал своим ходом через 30 – 40 минут.
    За время моей службы ракеты на дежурных взводах менялись только один раз – после модернизации ПУСов, по-моему, осенью 1972 года – новые ракеты были привезены с базы, старые – отправлены на базу – в этом я уверен, поскольку сам заполнял формуляры.
    Все же я убежден, что кроме дежурных ракет, других боевых ракет на территории дивизиона не было, при необходимости их завозили с базы. Что же касается 30 ракет, хранившихся в боксе рядом с ППР, о котором Вам рассказывали, то каких же размеров должен быть этот бокс! Таких боксов я что-то не припомню. Возможно, имелось в виду накопление боезапаса в кризисные периоды – об этом рассказывали и наши офицеры – по их словам, во время Карибского кризиса были заполнены все накопительные площадки, весь личный состав, включая офицеров, находился на позициях в бункерах в полной боевой готовности.
     
  20. Re:Несколько слов о комплексе С-25 - для тех, кто интересуется

    Исключительно интересно!!!

    Спасибо автору за обстоятельные ответы!!!!!

    Заглядывайте на CAVES. Постараемся с отчётами! :)

    А за границей есть такие грибные места ? ;D

    Хотя, представляется, что ценность этой чудовищной даже и сегодняшними мерками махины, по большей части, могла-бы быть уже чисто историческая ......
    Проект был под силу лишь нехилой державе ...
    И он был не единственным...
    При условии, кстати, что разрушительная война была не так уж давно...

    А еще местами живые, но поживому разлагающиеся военные городки, в ряде мест на втором кольце, сейчас производят тяжелое впечатление ....
     

Поделиться этой страницей