Ориентирование в Спелестологических объектах.

Тема в разделе "Спелестология", создана пользователем Natalia_Stone, 25 май 2007.

  1. Не совсем уверена что правильно выбрала раздел для создания темы, если модераторы сочтут нужным - перенесут в журнал.

    Собственно вопрос навеян темой "очистка стен от надписей".

    Все мы попадаем в новые системы. Кто-то вскрывает системы, кто-то просто приходит в новые для себя выработки.

    Как вы ориентируетесь в новой для себя системе, не имея никакой информации (карты, схемы, описания)
     
  2. 1) Компас - наше всё :)
    2) Определить тип системы - елочка, колонник, сетка и т.п.
    3) В елочке чаще всего работает "правило острого угла" - на развилках этот угол указывает в сторону входа.
    4) Колонник/сетка - здесь здорово помогает компас - можно отследить направление рядов.
    5) Можно ходить "по правилу правой/левой руки". Т.е. например на всех развилках сначала сворачивать налево. И так постепенно "прочесывать" систему.
    6) Ну и самое главное - визуально запоминать дорогу. Если с этим пунктом все в порядке - все предыдущие не так уж и нужны ;) Лично для меня запомнить сходу 5-6 поворотов особой проблемы никогда не составляло :cool:
     
  3. Вообще тема такая уже была.
    У меня в основном моторная память в системе работает, во вторую очередь запоминаю что-как выглядит, в третью рисую в голове карту системы.
     
  4. На критичных узлах ставлю пикеты карбидкой на полу или кучки камней. Шкурники запоминаю с обеих сторон, но сначала стараюсь в них не лазить, начинаю с обследования ходовой части.
     
  5. Пардон, это как? Кучки отработки?
     
  6. визуально и на развилках пирамидки из бута.
     
  7. Ты эта, первый раз карбидку видишь? ;D Ей можно писать по кладке аки маркером по ватмау - она коптит при касании пламени чего-либо холодного. Классичские Тшки или мои личние трилистники по правой руке - здесь прошла Я %)
     
  8. а память на что :), все камни разные ;D
     
  9. Эта, не первый. Если у тебя пламя тянется не вверх, как у всех, а вниз, к полу - пора идти в цирк фокусы показывать.
    Так что, насколько я понимаю, аффтар только что признался не только в том, что сыпет мусор (отработку) на пол, но и пачкает стены копотью - а всё только потому, что память слабовата. Плохо, товарищ, не нашенские это методы...
     
  10. Отработку на пол не сыплю. Пламя тянется вверх. Но карбидку можно снять, пометить камушек и положить сверху кладки. Так, чтобы и видно было, и убрать можно без щетки. Монолиты я не похаблю никогда.
     
  11. Как правило,бывшего...
    Взорванного,засыпанного итп, еще во времена царя Гороха.
     
  12. Ориентируюсь по компасу, иногда стараюсь идти все-время по одной стене, например по правой - тогда обратно иду соответственно по левой. В некоторых случаях ставлю пикеты из камней, которые на обратном пути чаще всего разрушаю.
     
  13. память у меня слабовата, но собственные пикеты из камушков узнаю без проблем.
     
  14. COM

    COM

    м-да...
    Слава: и даже в восьмёрках? или в по-настоящему сложные объекты не попадал?
    по остальным постам - многоточие.
     

  15. Для новичка, самый простой и надёжный метод - маркировка. На полу, на каждом повороте/перекрёстке. При отсутствии средств маркировки, отбивать "ненужные" хода туриками. А опытные и так пройдут, по памяти. Не очень понял, что за "восьмёрки" упоминаются? Кольца? Так у нас всё так, "888" вырезанно...
    Компас, без наличия карты, покажет только, как правильно улечься перед смертью. По фэн шую :). Тип шахты тоже не всегда поможет, если их несколько разных годов и сбитых в разных точках, или плавно переходящих из одной в другую... Главное, чётко представлять себе, что то, что ты видишь идя "туда", разительно отличается от того, что ты увидишь, идя "оттуда".
     
  16. С компасом надо уметь ходить. У нас большинство систем прижато к реке/оврагу одним боком. Зная вектор этой стенки можно сначала выйти на нее, потом вдоль нее на выход.
     
  17. ну это можно сделать и при помощи "правила острого угла" если система не сетка, конечно.
     
  18. COM

    COM

    В Бяках острый угол может так обмануть... И не только в них, в тех же сбитых старицких системах. Когда дыру образует 8 выработок ( пример: Лисья ), а вход-выход только в двух. И бегаешь меж ними часами по кольцам, смешно сказать, в 300 м длиной - не в силах найти шкурника, через который в это колечко впендюрился...
    "Восьмёрки" - это когда в теле завала два хода проходят один над другим и правый становится левым.
    Одно хорошо: в этой теме никому не пришло в голову склонять всякие математические теории хождения по лабиринтам, в кабинетах измышленные.
    В новой Системе могу блудануть, как и любой иной чайник. И даже в известной. Подземля иной раз забавные аберрации творит - и с нашей памятью, и с чувством пространства.
    Коль прижмёт - турики складываю, и/или хемолюминисценткой пользуюсь.
    Но предпочитаю рассредоточиться, въехать в Систему, понять её - а потом уж перемещаться в броуновском стиле... ;D
     
  19. COM

    COM

    Вот фрагмент из Пенталогии об ориентировании под землёй - извиняюсь за его объём...

    Как правило, для “пущей ориентации под землёй” журналистко-бумагомарательные источники рекомендуют следующие весёленькие способы:
    1. “Привязать ко входу нитку” и далее двигаясь по Системе, разматывать её, пока не кончится. Не го-воря о том, что нормальный человек просто не в состоянии представить, как можно “привязать нитку ко входу” – прикол в следующем: если первый из группы разматывает нить, то следующие за ним чичаки, без-условно, оборвут её столько раз, сколько узостей им встретится на пути – не бесформенными традиционно шмотниками, так копытами. Ещё прикол: известно, что любой нормальный человек без патологических от-клонений психики ( типа “топографического кретинизма” ) способен запомнить и удержать в памяти ровно столько пути со всеми поворотами-отвилками, на сколько хватит катушки достаточно прочной неразрывае-мой нити. К тому же пытливые чичаки, как правило, не утруждают себя съёмом размотанных ниток по вы-ходу из пещеры – хотя бы оттого, что мечутся по ней в стиле броуновского движения, часто перекрещивая нить при движении вокруг колонн и в закольцовках,– вывод: данный способ вреден во всех смыслах, вклю-чая экологический.
    2. Рисовать на стенах разные “указующие” значки. Ну, прежде всего – за подобную “роспись стен” под землёй следует просто бить морду. И исходя из эколого-эстетических мотиваций, и из норм и требова-ний безопасности: буквально через десяток посещений Системы подобного сорта малерами она будет испа-кощена всевозможными стрелочками настолько, что ориентирование для следующих групп станет немыс-лимой задачей. Второе: практически никогда стрелочка, нарисованная чичакой при движении по пещере, не бывает видна при возвращении. А опытные люди обходятся без малярных экзерсисов.
    3. Оставлять на каждом перекрёстке бамажку-маркер. Ещё один антиэкологический совет, не сильно умнее ниточного. И примерно по тем же причинам – особенно при броуновски-пересекающемся движении.
    4. На каждом перекрёстке складывать характерные каменные или глиняные пирамидки. Через 10 пе-рекрёстков, пройденных в режиме шатания «туда-сюда» они вас запутают с гарантией, близкой к 100 %.
    5. Ориентирование с помощью компаса. Если б этот предмет исправно показывал на выход… А вот зайдёте на последнем свете своём под чутким руководством магнитного поля и расположенных в известня-ковых пластах охровых магнитных включений — куда зайдёте, уточнять не буду.
    6. При перемещении по Системе сворачивать “только в левые” или “только в правые” ходы. Наиболее устойчивое заблуждение, бороться с которым – что плевать против сильного и невольного ветра. Но попро-буем:
    – Первое: при такого рода движении ты никогда не увидишь центральную, и быть может, красивейшую и интереснейшую часть Системы. Зато самые непотребные тупиковые протубе-ранцы и полузаваленные, никуда не выводящие шкурники – все будут твои.
    – Второе. В простых Системах данное правило априори излишне; в сложных многие ходы, начинаясь зримым проходом в полный человеческий рост, через какое-то время выходят в другой штрек или грот в виде узкой подпотолочной или околопольной, практически незаметной щели. Как и наоборот. И хорошо ещё, коль они не проходят при этом под ( над ) иными ходами – что даже в каменолом-нях не столь большая редкость. Например, в русле бывшего штрека или зала, заваленного циклопником. Шкурники меж плит и блоков которого проходят во всех трёх измерениях, и как минимум, на двух-трёх уровнях. С уходом в пересекающие ходы и орты.
    – Третье. Допустим, Система топологически проста. Но суммарная длина её хо-дов – 12 км ( Силикаты ), 25 ( Сьяны ) или пусть “только” 10 ( Кисели ),– специально привожу наиболее по-сещаемые и относительно просто устроенные каменоломни. Вооружившись имеющимися в Интернете схе-мами данных полостей, вычислите на досуге их периметр. И сделайте соответствующие выводы, не забыв умножить суммарную длину всех тупиковых аппендиксов-протуберанцев на два и соотнести скорость сво-его подземного хождения с полученным результатом.
    7. “Правило Тремо” – просто обожаемое “особо продвинутыми” ( “особо ударёнными” ) спелеолич-ностями. Дабы не быть голословным, процитирую его в наиболее толковом изложении В. Н. Дублянского [ “Занимательная спелеология”, стр. 147 ]:
    «… выйдя из любой точки лабиринта, надо сделать отметку на его стене ( крест ) и двигаться в произ-вольном направлении до тупика или перекрёстка; в первом случае вернуться назад, поставить второй крест, свидетельствующий, что путь пройден дважды – туда и назад, и идти в направлении, не пройденном ни разу, или пройденном один раз; во втором – идти по произвольному направлению, отмечая каждый перекрёсток на входе и на выходе одним крестом; если на перекрёстке один крест уже имеется, то следует идти новым путём, если нет – то пройденным путём, отметив его вторым крестом.» Всё поняли? Указание, что дойдя до тупика, следует всё-таки повернуть назад, восприняли без улыбки? Уловили, что за кажущейся дюже ум-ной математической стороной данного описания на самом деле не скрывается никакой “свежей” мысли?.. Тогда – в последний путь шагом марш!.. И да поможет вам Двуликая не сбиться, разглядеть все свои кресты и пометочки, не принять сужение хода за тупик, не заклинить в показавшемся проходимым шкуродёре, не измудохаться в бесконечном осмотре тупиковых щелей и крупноглыбовых завалов, не свалиться от непре-одолимой усталости уже на втором часу такого “хождения”, не двинуться крышей от явно стрессовой си-туации, в которую вы загнали себя сами,– и не пропустить за тенью от камня крутой поворот,– и да окажет-ся покоряемый лабиринт не многоуровневым, многоярусным и многоэтажным,– и так далее. Включая “и да не поотрывают вам налобники за хамское украшение пещеры встреченные на нелёгком подземном пути спелеологи, и да не постирают они ваши пометочки в приливе коль не праведного гнева – то чувства спе-леоюмора”…
    – Вывод: все эти способы равно неприемлемы для чичак и чайников, лишённых должной доли специальных спелеознаний и умений,— но наделённым этими знаниями и умениями “спелеологам в законе” подобные способы точно без надобности.
    Вообще, как показывает изучение всевозможных “советов при посещении пещеры”, раздающие их уверены лишь в одном: человек приходит в пещеру не любоваться ей и не постигать прекрасный и загадоч-ный мир Подземли – а с первого пройденного метра заниматься паническим спасением своей Ж., с любова-нием подземными красотами и кайфом ощущения Подземли не имеющим ничего общего.
     
  20. COM

    COM

    — И всё ж:
    : если вы вышли в незнакомую часть пещеры, для уверенного ориентирования в которой вам всё-таки необходимы “пометочные костыли” – рекомендую применить “другие семь способов” ( которые мне лично представляются на порядок более ориентабельными,– а главное, экологичными и творческими в то же время ):
    1. Названия гротов. Название грота, данное в силу своей ассоциации с чем-то ( ситуация, в которой вы в нём оказались, либо его ландшафт ) может быть увековечено на его стене. На самом видном, оно же, как правило, эстетически удобное, месте. [ В случае, когда такого рода надпись в гроте уже не присутствует. ] Данная роспись относится к жанру спелеотворчества – если, конечно, не вещает “здесь был…” Пока будете выкорябывать название грота, заодно и его ландшафт прочно отложится в памяти.
    2. Пирамидки на перекрёстках – безусловная глупость. Кроме того случая, когда они возводятся в виде прикольного архитектурного шедевра. Например в виде песчаного или игрушечно-каменного замка; напоминающей человека или животное плиты, поставленной на бок в наиболее выгодном ракурсе ( возможна доработка такой плиты до нужного облика подручными инструментами вплоть до зубов и ударов голой пяткой – в этом случае воздвигнутое тем более запомнится вам на всю жизнь ); сложной конструкции в виде расходящейся кверху колонны, якобы держащей свод в гроте – но на самом деле едва держащейся на одном-единственном опорном камушке,– и так далее. Ясное дело: прикольное зодчество такого рода тоже относится к спелеотворчеству и украшает Систему.
    3. Хемолюминисцирующая жидкость. Трубочка с ней активируется принятым способом ( крепко сжал, встряхнул, сжал ещё раз и снова встряхнул ); после чего на её конце делается ножом маленькое отверстие. Рисуйте свой ориентир на стене грота так, чтобы он чётко указывал туда, откуда вы пришли — через сутки он уже станет невидим. Но до этого времени вы увидите его даже в темноте.
    4. Диктофонный способ. Если имеется диктофон – не ленитесь диктовать в режиме нон-стопа всё, что видите слева, справа, впереди, сверху, снизу и – главное! – сзади. Заодно фиксируете приходящие в голову приколы, комментарии, диалоги. Очень помогает — и не только для ориентации под землёй. Вот присыплет вас ( иль просто сгинете потому, что свет кончится ),– откопают спасатели ваш труп, прослушают сделанную запись — и родителям дадут прослушать… То-то те будут рады!
    5. Фотоцифровой способ. Если есть цифровой фотоаппарат – не ленитесь делать “обратные кадры”. Как при входе в грот с разветвлениями, так и через каждые несколько метров. Очень помогает!!!
    6. Ведите чёткую обрисовку хода, по которому движетесь. Это гарантирует как неспешность вашего перемещения под землёй – так и осмотрительность. В результате чего вы запомните все развилки, гроты и повороты – и не пропустите что-нибудь красиво-стоящее, не заметное при стремительном беге. Вообще летать-бегать под землёй не рекомендуется. Подземля – дело неспешное, тихое. Суетливым вербальным личностям показывает лишь фигу, шишки и ссадины на кочане – да синяки на локтях и коленках. А вот прочим…
    7. Способ юмористический. Любой бумажный, металлический или пластиковый пикет под землёй — точно такой же мусор, как обёртка от конфеты, пачка от сигарет, консервная банка и прочее. Но если вы ещё в городе выведите на принтер подборку хороших афоризмов и анекдотов ( лучше всего спелеологических; если таковых ещё не знаете – общетуристических: любой спелеолог с удовольствием смеётся не только над собратьями по Подземле, но и над любым родственником по рюкзаку ) и тщательно заламинируйте их от подземной сырости — такого рода пикетам идущие по вашим стопам будут, возможно, рады. Ибо юмор не только помогает нам жить под землёй – иногда и выжить.
    – Способ восьмой, дополнительный, комбинированный: вы движетесь по новой части пещеры, вовсю украшая гроты названиями, настенными картинами и скульптурами с элементами зодчества и садомазохизма,– хемолюминисцирующей жидкостью помечаете ходы возвращения, при этом записываете на диктофон всё, что происходит в режиме онлайна, включая все ваши переговоры с товарищами и снимаете всё практически в том же режиме на цифровой фотоаппарат и/или видеокамеру [ этакий “чёрный ящик” ] — ну и, конечно, ведёте обрисовку Системы с точной её лазерной топосъёмкой, вместо пикетов пользуя ламинированные страницы сборников афоризмов и анекдотов. Соответствующим образом пронумерованные…

    Конечно, это только моё личное мнение. И оно не бесспорно.
     

Поделиться этой страницей