Окутама - последняя глава ( vol 4)

Тема в разделе "Сталкерство", создана пользователем Shigure, 28 сен 2010.

Метки:
  1. Исследования шахт начатые вот тут и тут требовали продолжения, но из-за возможности запала рекомендовали небольшой размер группы, оптимально двоих. Я принял решение идти в воскресенье с утра, но за полдня до выхода мне внезапно приходит в голову интересная мысль - а зачем ехать утром, ползти вьюченными улитками по жаре и возвращаться вечером, когда можно всё сделать наоборот. Выехать вечером, бодро ползти идти ночью и вернуться утром! К тому же, ночью, нормальные японские шахтёры должны спать в обнимку со своими жёнами и полосатым котом в ногах, а не бродить по штольням, словно привидения на деревенском кладбище на неделе праздника Обон. В путь!

    [​IMG]

    С коллегой http://vital-fedotov.livejournal.comвстретились в Мачиде в начале девятого, и с двумя пересадками доехали до Окутамы к началу двенадцатого ночи. От станции до шахт примерно семь километров хода по прекрасно освещённой асфальтовой дороге. В небе светила почти полная луна, дул лёгкий ветерок, машин проносились единицы, а внизу журчала речка. По пути зачем-то схабарили самосветящийся красный мигающий светодиодный фонарик с ограждения дорожных работ (на обратнем пути вернули), спугнули двух оленей - их белые улепётывающие задницы так и сверкали в свете фонарей и чуть не раздавили бабочку размером с ладонь, непонятно зачем сидевшую прямо на проезжей части. Так, бодрым шагом, да час с небольшим добрались до места, поднялись по склону на гору и дошли до входа. В темных окружающих лесах дико вопили какие-то птицы.

    Шахта встретила изрядным количеством воды - следствия недавних дождей. Вода текла по рудосбросам, капала с потолка, блестела лужами на полу. У коллеги были невысокие резиновые сапоги, а сверху непромокаемые штаны от дождя, которые он хотел примотать к сапогам скотчем, построив что-то наподобие низа от химзы, но я попросил сделать это лишь тогда, когда возникнет непосредственная необходимость. Спустившись сразу к рудничному транспортёру мы прошли вдоль него, миновав пустую будочку с освещением и камнедробилку. Я полагал, что лента уходит в глубину, но буквально через пару десятков метров она скоропостижно скончалась. Впереди сверкало подземное озеро, такое-же как и в другой стороне - это тупик. Однако со стороны камнедробилки подходила другая лента, совсем короткая, а под ней текла самая что ни на есть настоящая подземная речка. (красный ящик с огнетушителем на двух снимках один и тот же)

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Ситуация стала проста, как лампочка. Это и есть дно шахты - под нами в этом районе нет других штолен. То, где образовались подземные озёра скорее всего небольшие слепые участки, но не входы в сеть затопленных туннелей. Порода сбрасывалась в жерло камнедробилки, дробилась в ней, а затем по конвейерной ленте шла на поверхность. А добыча здесь, несмотря на работающее освещение уже давно не ведётся.

    Вернувшись к дробилке мы занялись вопросом подачи на неё породы. Рядом куда то наверх шла крутая и очень грязная лесенка. Местами ступеньки и перила обросли влажными комьями настолько, что полностью скрывались под ними. В результате этого, после подъёма мы выглядели как две свинки. Лесенка привела нас в помещение внутри которого покоилась большая пластиковая гофрированная труба на бетонном постаменте - эдакий туалетный слив-переросток. С одной стороны труба уходила в стену, а с другой обрывалась переходя в затопленный водой туннель, от которого нас отделяла небольшая бетонная стенка. Фото с прошлой полазки сделанное коллегой http://rambalac.livejournal.com/

    [​IMG]

    Я перелез на основание трубы и за ней увидел жерло рудосброса ведущего в дробилку, в который ныне лилась лишь вода. Держась за трубу я аккуратно дошёл до бетонной стенки и залез на неё, оседлав трубу. С другой стороны этой стенки обнаружился вход в трубу, более того она была сухая. Уровень воды ныне находился немного ниже. Сидя на трубе я облачился в химзу, перелез стенку и отправился по затопленной штольне, которая вскоре привела меня к запруде, исследованной во второй полазке в эти шахты. За ней и водопадом начинались рельсы с мёртвыми вагонетками.

    [​IMG]

    [​IMG]

    Картина происходящего ещё больше упростилась. Эти вагонетки загружались сбросами породы с верхних уровней и ехали по откаточной штольне к сбросу в дробилку. Порода дробилась, падала не ленту и та увлекала её куда-то вверх. В то время, когда это функционировало, в штольне, разумеется, не было воды. Затем, где-то наверху произошёл прорыв и потекла вода - транспортировку по штольне прекратили, дробилка лишилась работы, а вместе с ней и транспортёры. Затем в в этой штольне положили пластиковую трубу, закупорив оставшееся между ней и стенками пространство, тем самым спасли от затопления другие, возможные ответвления. Чтобы поставить точку оставалось лишь пройти по трубе, найдя место слива, что мы и сделали.

    Труба оказалась полутораметрового диаметра и 2002 года изготовления - через сотню метров закончилась выходом в штольню, но вскоре появилась заново. Пара поворотов, сотня метров и новый выход. Под ногами лужа в которой видны остатки рельсов, а в штольне появилась обделка.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Ещё немного и финал - портал. Я, конечно, ожидал, что штольня закончится выходом на поверхность, но то, что увидел впечатлило очень сильно. К сожалению, было три часа ночи, а фотографировать мешали кусты так что просто послушайте.

    Под ногами лежала пропасть. Крутой, практически отвесный склон зарос мелким кустарником, а где-то далеко внизу журчала речка. Рельсы обрывались - их гнутые и ржавые останки свисали вниз словно корни неведомого дерева, спрутом затаившегося во мраке туннеля. Противоположный склон ущелья терялся в ночном мраке, но свет фонаря позволял увидеть такие же мученически изломанные рельсы и тёмное пятно противоположного портала. Когда то, видимо, десятилетия назад, здесь был мост соединявший склоны горы. Уже дома, просматривая карты и схемы я обнаружил это место - берега реки усыпаны брошенным железом - рельсы и гнилые шпалы, вагонетки и локомотивы - все они нашли здесь свой последний приют. Фоты с поверхности - автор http://www.panoramio.com/user/2423866

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    От штольни шло тупиковое ответвление, но уходящие в камень трубы говорили, что это не просто задел, а специально обрушенный свод. Поигравшись со схабареным светодиодником отправляемся в обратний путь по трубе. Снова грязная лесенка, снова дробилка и мы у ленты. Первая часть плана выполнена, осталась вторая, а именно выяснить куда ведут соединительные штреки из откаточной штольни с вагонетками. Одно мы исследовали в прошлый раз - по нему спустились в эту штольню, из другого льётся водопад, но что с другими? Проторенной дорожкой ржавой лестницы мы спустись к вагонеткам. Да, воды прибавилось - струи льются прямо из железных ковшов рудосбросов - идём до тупика и поднимемся по самой дальней лесенке, обозначенной как 29S. Состояние лесенки не в пример первой, очень хорошее и приводит она нас в знакомую большую штольню - здесь мы были, когда шли вниз.

    И вновь, в голове оживает трёхмерная картина - мы ходим по полукругу. Верхняя (автомобильная) штольня повторяет путь штольни с узколейкой, и на её протяжении следуют соединительные штреки. Самый дальний из них 29S, пропускаем два, спускаемся по 26ому, попадая вновь к узколейке. Все просто. Проходим вдоль железки до 24го - тут есть полузасыпанное ответвление в сторону, отгороженное бортиком запруды. За ней следует примерно полсотни метров затопленного по колено туннеля в обделке и каменная пробка. Ой, чую я что это раньше приводило к забутованому ответвлению у портала с мостом. По 24-му там же снова поднимаемся наверх.

    Вторая часть плана выполнена. В том месте остаётся лишь только идти вдоль транспортёра вверх, либо соединительные штреки соседствующие с водопадом так как его источник до сих пор не найден, но уже седьмой час утра и надо возвращаться. И тут я вспоминаю, что по пути к выходу есть ещё один соединительный штрек, в котором я был с японцами, но так и оставшийся неисследованным. Я говорю про лесенку с водопадом из первой части - идём туда!

    [​IMG]

    Дойдя до места оставляю фотоаппарат в стороне и мы подходим к водопаду. _Виталий начинает его фотографировать, а я, наплевав на все брызги, стремглав взбираюсь вверх, прохожу чуть дальше и ступором застываю с раскрытым от удивления ртом. Соединительный штрек выходит в огромный туннель с тремя железнодорожными нитками и десятками вагонеток на рельсах!

    [​IMG]
     
  2. Из за шума водопада коллега не слышит, что я ему говорю, но жестами показываю надеть на мой фотик пакет и подниматься следом. Вода течёт по бетонному жёлобу вдоль большого туннеля из-за чего в последнем сухо. Свет не горит, но индикаторы на распределительных щитках светятся зелёными светодиодами, а трансформаторы почти семикиловольтных подстанций издают тихий гул. В туннеле проложены три узколейки - две транспортные, одна сервисная. На транспортных стоят вагонетки приводимые в движение тросовой тягой. На одной нитке пустые, на второй с породой, а на каждой вагонетке написан номер. Судя по значению, число вагонеток не менее чем полторы сотни. Сервисная ветка электрофицирована - все те же, знакомые по шильдикам на электровозе, 500 вольт.

    [​IMG]

    [​IMG]

    Слева в туннеле виден солнечный свет и мы аккуратно идём в эту сторону, каждую секунду ожидая палева. У портала промышленная видеокамера смотрит вдаль туннеля, но сегодня она не работает. Если бы дело было ночью, все просто, но стрелка на часах приближается к восьми утра - как раз начало вероятного рабочего дня, а то, что эта часть действительно рабочая сомневаться не приходится, хотя бы по виду рельсов.

    [​IMG]

    [​IMG]

    Снаружи находится комплекс зданий управления, стоят зачехлённые локомотивы. Вдруг коллега срывается с места и начинает бежать обратно в тоннель - я без слов за ним. Оказывается, он услышал звук хлопающей автомобильной дверцы. Проверять так ли это мы не стали - можно найти более удачное время - возвращаемся к водопаду. Время переваливается на восемь утра, но свет не включают - все тихо. Раз так, решаем пойти в другую сторону туннеля, который начинает медленно поворачивать вправо. На стене замечаю отметки длины 500 метров, 550 метров... На, примерно, километре в противоположной стене появляется небольшое ответвление в торце которого виден, пробивающийся через зелень свет. Напротив него висит ещё одна,смотрящая в большой туннель камера, на этот раз вполне обычная, без защитного кожуха и тоже выключена. Людской ходок ответвления с проложенным мосточком выходит к закрытой на кодовый замок решётке, но внизу щель достаточно крупна чтобы пролезть. За решёткой слышна речка, видны деревянные мостки - мы возвращаемся в туннель и идём дальше. Вдали виден электрический свет - две лампы. Пошутив, что это шахтёры сидят и пьют саке решаем идти на него.

    [​IMG]

    [​IMG]

    Со стороны сервисной ветки появляются железнодорожные ответвления, завешанные местами синими шторками. За шторками уходящие вдаль штольни, со стоящими на рельсах составами. Составы явно старые и давно не трогались с места, рельсы местами завалены мусором.


    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Свет в конце туннеля оказался очередной развилкой - электрофицированая ветка уходит вправо, ветки на тросовой тяге прямо, отметки расстояния на стене любезно сообщают о том, что до портала почти два километра. Времени уже много, так что здесь мы останавливаемся и поворачиваем назад.

    [​IMG]

    [​IMG]

    Выйдя на поверхность и немного отдохнув я начинаю искать вагонеточный портал - благо сверху горы вид как на ладони. Портал обнаруживается, более того ниже его замечаю ещё один небольшой, а чуть выше странную круглую башенку. Неужели это башенка копра? Рядом видны автомобили, экскаваторы и очередная лента транспортёра.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    В итоге, посла анализа карта и фотографий вышло следующее.

    1. Породу добывают и подвозят на вагонетках к дробилкам расположенным в шахтах.
    2. Дробилки дробят, ссыпают на ленту, а та поднимает породу выше к большому туннелю.
    3. Там она пересыпается в вагонетки на тросовой тяге, и следует на поверхность, где линия продолжается и следует аж до самой Окутамы, точнее до цементного завода, пересекая дороги и реки по построенным мостам. Номера вагонеток в шахте и на мостах однообразны. Так-же породу можно высыпать (это видно на снимках) сразу на землю, где фронтальные погрузчики ковшами загребают породу и везут к ленте, засыпающей её в грузовики.

    Поход дал ответы на многие вопросы, но и поставил множество новых. Какая шахтная техника используется для подвоза породы к тросовым вагонеткам, какая для вырубки породы, что за башенка на снимке, что находится в горе по ту сторону реки? Окутама по-прежнему ждёт новых своих исследователей!
     
  3. Респект очередной:)
    С огромным интересом изучил представленный материал, фото, как всегда, хороши, а комменты, опять же на мой взгляд, в этот раз удались на славу, читал, как приключенческую книгу:)
    Пожелание автору-старайся не употреблять слово последняя (см. заголовок темы), старайся употреблять крайняя, как авиаторы:)
    Ну и, к тому же, что-то мне подсказывает, что вы туда еще вернетесь, ну хотя бы для того, чтоб узнать предназначение круглой башенки:), да и тема возвращения в Окутаму сквозит прям в комментах...
    Так что, лично я, буду ожидать vol.5:)
     
  4. Спасибо. В этот раз попытался написать менее сухо, впечатлившись отчётом коллеги с прошлой полазки туда (линк на него есть в соотв. теме)
     
  5. Если часто лазить, то можно, можно встретиться с постоянными обитателями тех подземелий! Ух какие слова они услышат!;-):-D И наверное даже поймут. (шутка:p )
     
  6. Красотища )))
    А какую именно породу добывают на этих шахтах?
     
  7. Атчот замечательный, живут же люди. Никто чермет не вырезает, и даже трансформаторы гудят, цветняк тоже никому не нужен... Очень спокойное добывающее предприятие. Пешы исчо.
     
  8. сырьё для цемента и марганец
     

Поделиться этой страницей