Новая информация о Сокских штольнях под Самарой

Тема в разделе "Подземная Самара", создана пользователем Analyser, 4 янв 2003.

  1. Кому интересен сабж – я выложил интервью со старшим взрывотехником, разрабатывавшим Сокскую шахту с первого до последнего дня – уникальный, во всяком случае для Самары, материал. Недавно появился также традиционно прикольный отчёт Медведя о фестивале спелеопесни, прошедшем не так давно в Сокских, и проч. Обновления, как всегда, здесь, заходите!
     
  2. Re: Новая информация о Сокских штольнях под Самаро

    Дессительно интересно, особенно про бардель и зэков =)) Знал бы раньше, зашел...


    MaxuS
     
  3. Re: Новая информация о Сокских штольнях под Самаро

    Кста!

    >В маркшейдерском отделе есть план штолен,
    >который можно посмотреть, позвонив в
    >карьероуправление.

    А вот бы сравнить с одесской съемкой 2000 года!

    Да, и я не пон... А Сокские-3 - это все таки те же Сокские, но отрезанные карьером?


    MaxuS
     
  4. Re: Новая информация о Сокских штольнях под Самаро

    Увы, из этого интервью я, например, мало что понял по взаимному расположению всех этих "участков", соответствию нумерации штолен их фактическому расположению (ну кто сейчас из молодёжи знает, где все эти заводы №...?!). В частности, пока неясно даже в общем, где конкретно располагалась упомянутая естественная пещера.
    О тож! Кое-кто из самарских снял бы с себя последние штаны за эту возможность, но пока она, увы, только в планах на неопределённое будущее (карьероуправление далеко от города, по будням все работают или учатся, какое-то знакомство там есть только у одного человека, а хрена с бугра скорее всего пошлют после всех этих пожаров, и т. д.).
    Угу. От некогда просто огромной системы (мне всё некогда посчитать ориентировочную протяжённость выработки при названных в интервью геометрических характеристиках) ныне остались три разбросанных на полкилометра друг от друга части. Иногда можно услышать упоминания о Сокских-4 и даже -5. Видимо, столь помпезно именуются найденные кем-то маленькие кусочки штолен, отгороженные завалами от первых трёх частей.
     
  5. Tim

    Tim

    ссылка : http://www.kg.ru/culture/default.asp?file=instance.asp&iid=72Сокские штольни - уникальный памятник и природы и истории горнодобывающей промышленности I половины XX века, располо­женный в Красноглинском районе города Самары. В 1930-60е годы здесь добывали чистые разновидности известняков для химического производства. Поражает объём пустот - при сечении ходов 7x7 м выработки имеют общую протяжённость более 30 км! Поразительно и другое - после окончания разработки штольни не были демонтированы, и сейчас, через 50 лет мы можем наблюдать объект таким же, каким его видели горнорабочие. Своды, усиленные бревенчатым крепежом, линии подземных железных дорог, составы вагонеток, наполненные породой, ремонтные мастерские, кое-где в стенах оставлен буровой инструмент. Интересны и необычные водопроявления, ледяные и кальцитовые натёки, многочисленные палеонтологические окаменелости возрастом 500 млн. лет, удивительный растительный и животный спелеомир.

    Подземелья бесхозны. Власти пытаются бороться с неконтролируемыми посещениями, периодически заваливая входы. Мы предлагаем вариант благоустройства пещеры в виде туристско-экскурсионного комплекса, подобного Кунгурской пещере в Пермской области, Мраморной - в Крыму, Одесским катакомбам или Киево-Печёрской Лавре на Украине. Транспортные коммуникации и экологическое состояние способствуют этому. Кроме того, решается проблема бесконтрольных посещений и чрезвычайных ситуаций. Самар­ская область получит уникальный туристический объект, не имеющий аналогов в России.

    М. П. Бортников Самарская спелеологическая комиссия Региональной общественной организации "Самарский геолог" Тел: 846 2 36 16 01
     
  6. П

    Спустя 13 месяцев после создания данной темы в разделе "Спелестология" этого форума могу с чувством глубокого удовлетворения сообщить, что благодаря стараниям Петра Якубсона стал доступен (пока только его окружению) полный план Сокских штолен (до их частичного поглощения карьером). Зрелище грандиозное! И сравнение с топосъёмкой одесситов действительно интересно: как по-разному "абрисованы" одни и те же участки... Он же рассказал мне, как был найден гейт между 1-ой и 3-ей системами. По иронии судьбы он оказался за углом от излюбленного ПБЛ-а (того самого, в котором Медведь уснул стоя в спальнике ;) )...
     
  7. ori

    ori

    Re:П

    Не, Аналитик, так над людьми издеваться нельзя. В том смысле, что очень, очень любопытно посмотреть на эту самую карту. Поэтому выражаю глубокую надежду от лица московских спелестологов (никто не проив, а? :), что скоро эту самую карту мы таки сможем увидеть.
     
  8. Re:

    Да я-то не против, но карту в маркшейдерском отделе выпрашивал и копировал Петя, к нему и вопросы по распространению. К тому же я не знаю, стоит ли её выкладывать в общий доступ и лишать ту молодёжь, которая в изоблии приходит в штольни побухать, той романтики неисследованности, неизвестности, которой мы были переполнены в своё время по отношению к этой системе.

    Кстати, Петро недавно ещё раз сходил с моим диктофоном к бывшему старшему взрывотехнику и записал новую, 40-минутную беседу. Ещё бы времени где найти обработать её так же как первую и доложить на вышеназванную страничку...
     
  9. Re: Новая информация о Сокских штольнях под Самаро

     
  10. Интерес к старой карте для большенства напрасен, доступной для всех, она, надеюсь, не станет и поэтому тему предлагаю закрыть.
     
  11. Недавно был в Портпосёлке ( пригород Тольятти). Весьма интересное место для любителей лагерной тематики!
    Познакомился с местным 76-летним дедом. Он мне рассказал,
    что в советские времена был у него знакомый, бывший лагерник,
    Жоркой звали. И срок у него был 18 лет. Тянул он его ( за пьяное
    убийство пьяного же командира во время "освобождения" Румынии) на строительстве ГЭС.
    "Работали они на ГЭСе. А после неё их всех перебросили на строительство тоннеля на Соке,где сейчас холодильник. В него заезжали тепловозы. А после тоннеля их перебросили под Архангельск, на лесоповал."
    Других подробностей вытянуть не удалось.
    Так что прошу откомментировать. А то у меня с привязкой к датам
    получаются непонятки. Так же почему "тоннель" в единственном числе? А его "тепловозоёмкость"? Продуй подземелье после прохода дизеля!
     
  12. Хм... неувязочки... Штольня "Соколья" (нынешний Холодильник) разрабатывалась в конце 30-х. ГЭС была построена в середине 50-х. Вот если бы Жорка мотал срок в обратную сторону :)
    Касаемо тепловоза. Возможно, ваш знакомый имел ввиду то, что тепловоз заезжал на территорию, огороженную забором? Кроме того, о строительстве какой ГЭС идет речь? Той, что строилась в створе Жигулевских ворот, или ГЭС им. Ленина?
     
  13. Дед имел в виду ГЭС 56-го года.
    По тепловозу: цитирую дедка "...строили они тоннель. Туда ещё тепловозы ездили." Больше толком он ничего не сказал.
    А работает он дворником при гостинице "Парк-отель" (бывшая турбаза "Жигули")
     
  14. Если информация из вторых рук (дедку друг рассказывал), то не следует воспринимать ее буквально.
    Обычно в тоннель заезжает специальный шахтный электровоз (контактный или акумуляторный).
    А при распространинии из уст в уста такой агрегат вполне может в превратиться тепловоз или даже в паровоз.
     
  15. saiLor

    saiLor Moderator Команда форума

    Ну а почему бы Жорке не работать на тоннеле. Ведь на строительстве ГЭС тоже использовали спецконтингент. А рыли на холодильнике долго. Последине штольни долбили в конце 80-х.
     

Поделиться этой страницей