Жесткий трип по Южному Уралу (очень много буков!)

Тема в разделе "Подземная Самара", создана пользователем Bugsy, 22 июн 2007.

  1. Поездка в Сумган нами планировалась уже давно, ровно год, время от времени, кто то вспоминал, что май уже совсем близко и надо бы приступить к расчету поездки, подготовки снаряжения, сбору информации по местности… Но, как обычно это бывает, все махали руками и уверяли, что время еще есть и нечего кипишить раньше времени. Это чрезмерное спокойствие в дальнейшем и привело к некоторым нескладушкам по срокам по причине того, что отдельным товарищам из нашей команды, не хватило года для решения вопросов с отпусками и выходными… В результате чего, состав группы и сроки выезда изменились кардинально, например, из запланированных ранее 8 дней на поездку, осталось всего 4, ну и все в таком вот духе.
    Итак, предшествующие «времени Х» несколько дней, прошли в неописуемой подготовительной суете. Нужно было закупить огромное количество продуктов, раздобыть и подогнать недостающее личное и групповое снаряжение, а главное, заявиться в МКК, на вторую категорию. На фоне всего этого каждый по очереди пытается воздействовать на одного из членов нашей команды, который, как обычно, перед подобными выездами, начал придумывать всяческие предлоги и причины, что бы не ехать. Но вот, казалось бы, все готово, дело осталось за малым – собрать рюкзаки и подписать маршрутную книжку у зам. председателя МКК. И тут начались проблемы. Причем эти проблемы, в дальнейшем, расценивались участниками экспедиции как знаки, которые несли предупредительный характер, говоря спелеонеудачникам: «ребятки, зря вы едите, передумайте пока не поздно».
    Осталась последняя ночь в Самаре. Холодным майский вечером, Багси и Химик сидели в машине зам. председателя МКК. Последний, недовольно морщась, листал маршрутную книжку.
    - Не ребятки… Я вам Сумган запрещаю… Нечего вам там делать в мае
    - Что значит запрещаю? Че за хрень вообще!?
    - В это время года там пробки ледяные в колодце, которые сойдут и раздавят вас. Кто у вас руководитель группы то?
    - Танкист…
    - Я с ним лично переговорю, а потом решим, поедите вы или нет.
    С одной стороны, понять его можно, брать на себя ответственность за жизнь и здоровье восьмерых потенциальных трупов не захочет никто, тем более, лицо официальное. К тому же, совместной деятельности у нас никогда не было, да и не будет, соответственно, в деле он нас не видел, посему судить о нашей подземной адекватности не мог. Но, на тот момент, когда выезд отменять было уже поздно, а все участники экспедиции мысленно штурмовали входовой колодец Сумгана, вердикт зам. председателя МКК расценивался нами как невиданное оскорбление на фоне личностной неприязни. В конце концов, кто бы он не был, какие бы заслуги перед спелео общественностью не имел, такого жесткого отношения мы не заслужили. Тем более, в нашей подземной деятельности были объекты в десятки раз сложнее и опаснее Сумгана, о которых, гражданин начальник не знал, да и никогда не узнает…
    После того, как Багси с Химиком покинули автотранспорт зам. председателя и запустили чудовищную машину давления на последнего, в воспаленном мозгу Багси, сменяя одна другую в бешеном ритме, рождались мысли о сладостном и кровавом возмездии. После злополучного разговора, Танкисту по телефону была поставлена задача – либо он уговорит зам. председателя, либо… Вобщем, Танкист и поднятый вокруг этого шум, с привлечением различных людей, сделали свое дело и проблема разрешилась благополучно. В маршрутной книжке был изменен график посещения пещер, а та же, двум участникам экспедиции был запрещен спуск в Сумган, но это не имело никакого значения, так как они и сами не горели особым желанием.
    Суббота. Последние приготовления, поездки по рынкам и магазинам в поисках перчаток, полиэтилена, скотча и тому подобных мелочей не оставили времени на сбор рюкзаков. Остро встал вопрос о транспортировке вещей и людей в Тольятти, откуда был запланирован выезд. Решено было поступить следующим образом: Багси с подругой и всеми рюкзаками едут на машине, а Химик, Танкист, Галька и Света на маршрутке до Тольятти.
    Уже вечерело, а народ упорно не собирался поторапливаться. Все надеялись на Танкиста (знающие Танкиста люди, вероятно, перекрестились, услышав выражение «надеялись на Танкиста»), который божился, что маршрутки до Тольятти ходят чуть ли не до полуночи.
    Около 9 вечера, с горем пополам, все собрались и разместились в машине у Багси.
    Автовокзал.
    Водители запозднившихся автобусов с ухмылкой косятся на нас, злорадствуя, что ничего до Тольятти уже не ходит, более того, никогда раньше так поздно не ходило. Почему Танкист был так уверен, не известно, но у него хватает наглости спорить с нами и уверять, что с ж/д вокзала маршрутки ТОЧНО ходят.
    Ж/д вокзал.
    Маршруток нет и никогда они до 12 ночи здесь не стояли. Что и требовалось доказать. За что боролись на то и напоролись. Удается договориться с водителем такси, который чудом согласился скататься всего за 1000 рублей. Пол дела сделано. Осталось собрать рюкзаки Багзи и Гали, погрузить все в машину и отправляться вслед убывшим товарищам.
    Накрапывал совсем не весенний дождь, обещая перерасти в ливень. Багси ехал 60 км/ч, груженая восьмерка шла мягко и уверено. В отблесках фар, где то впереди, показались светоотражающие костюмы, вальяжно разгуливающие по дороге. По мере приближения, костюм приобрел форму человека в фуражке и жезлом в руке. Пошатываясь, фигура направила жезл на просевшую под грузом восьмерку, изобразив недвусмысленный жест и указав на обочину.
    - Здравижелаю, инспектр Иванов документики…
    - Здрасти, вот возьмите
    - Как себя чувствуете? Чево везем?
    - Рюкзаки, завтра в поход, чувствую нормально себя
    - Выдох сделайте в мою сторону
    - …
    - Ну-ка ну-ка…
    - …
    - Спиртное не употреблял сегодня?
    - Да мне сейчас предстоит 1000 км проехать, какое, мля, спиртное?
    - А.. ну ладно, счастливо.
    Стоит заметить, что гаишник извергал ужаснейший перегарно-свежачковый смрад, как он мог распознать пьяного водителя от трезвого, так и осталось загадкой.
    А дождь постепенно перерастал в ливень, поливая трассу как из ведра, усугубляя и без того напряженное движение. Ещё одна остановка на посту в Зеленовке, мрачный взгляд гаишника на просевшую машину и Багси подъехал к подъезду Гурда и Кэт. На часах 3 ночи.
    С пятой или шестой попытки удается дозвониться до Танкиста и сообщить о своем приезде, надеясь на помощь в разгрузке авто со стороны мирно дрыхнувшей команды. Танкист, промямлив что-то невнятное, сбросил вызов, а через пять минут, к машине подошел Гурд и сообщил веселую новость – лифт не работает, следовательно, домой шмотки заносить не имеет смысла, распихаем как есть по машинам, а уже на месте, загрузим в рюкзаки. Так и сделали. Восьмерка заняла место 14-ой Гурда на стоянке, а все шмотки перекочевали в 14-ю и, подогнанную из гаража, 12-шку Кэт. Еще через 10 минут весь личный состав группы грузиться в укомплектованные авто и колонна из двух машин начала движение.
    Так и не переставший дождь выбивает группу из графика, устанавливая минимальный скоростной режим. Вот уже два часа в пути, а за пределы Самарской области не выехали. Очень плохо. Начинало светлеть, но дождь не прекращался, однако это позволило ехать быстрее. На въезде в Оренбургскую область возникли некоторые проблемы с маршрутом, ведущая машина свернула с ранее обозначенного пути. После остановки и жарких споров по поводу правильности маршрута, консенсус был найден и движение продолжилось. Погода улучшилась и трасса была просто отличная, можно было топить на всех парах. Вот-вот должен появиться поворот на дорогу, двигаясь по которой, можно выехать в Мелеуз, срезав не один десяток километров. Оказавшаяся дорога, обозначенная на карте как «дорога с улучшенным дорожным покрытием» была обычным грейдером, позволявшим ехать с максимальной скоростью не более 40 км/ч. Час тряски и матюков закончился и мини колонна вновь выезжает на хороший асфальт. Вот и Мелеуз, остановка на короткий перекус и дальше в путь. До конечной цели остается совсем немного, а время неумолимо летит и летит…
    Сделаю небольшое отступление от основной темы, что бы вам было понятно каким маршрутом нам предстояло двигаться. От Тольятти до плотины на р. Белой, села Сыртланово, планировалось добраться на авто, после чего, оставить машины на стоянке возле плотины, нанять катер и форсировать Белую до урочища Сакасска, ну а дальше пешком до Сумгана около 7 км. Больше всего волновал вопрос переправы, так как были случаи, когда катер отказывался везти группу, ссылаясь на позднее время, что вынуждало делать ночевку. Конечно, это не критично, но в наши планы ночевка на плотине никак не входила, в связи со слишком ограниченными сроками поездки. Хуже было бы, если катера вообще не ходили. За год многое могло измениться, а поиск информации на этот счет в сети ни к чему не привел. Все надеялись на русский авось и на Танкиста, который снова клялся и божился, что навигация уже началась. Так же есть вариант пешей заброски, в этом случае нужно было преодолеть расстояние в 30 км через горы, включая хребет Ямонтау. Кстати, если вдруг кого-то передернуло после этого названия, которое с башкирского переводится не иначе как «плохая гора», расслабьтесь, к ТОЙ Ямонтау, этот хребет не имеет никакого отношения. С нашим грузом и физ. подготовкой отдельных участников, пеший вариант был отброшен изначально, поэтому, от навигации на Белой зависела вся наша поездка.
    Добравшись до развилки Сыртланово-Юмагузино, приняли решение разделиться, одна машина вместе с Танкистом, должна была ехать на плотину, что бы как можно быстрее договориться о переправе, а вторая, в Юмагузино, за пропуском на плотину.
    Сыртланово. Село пользуется дурной славой среди спеликов и обуславливается это отношение сельчан ко всем не местным. Как потом выяснилось, слово сыртлан, с башкирского, переводиться как гиена. Вот и думайте сами.
    Село расположено на равнине, с одной стороны ограниченной южно-уральским горным хребтом, а с другой холмистым рельефом.
    Что бы попасть на дорогу, ведущую на плотину, группе предстояло взобраться на один из высоких холмов, с вершины которого начинался спуск к селу Верхнебикузино и, соответственно, к плотине. Уклон был достаточно серьезным, а постоянные дожди превратили одну единственную дорогу в грязное месиво, преодолеть которое на нашем автотранспорте было не реально. И пока Гурд колесили где-то в Юмагузинских далях в поисках пропусков, наша команда приступила к подъему. Штурмовать гору в лоб не имело смысла, к тому же, чуть левее, просматривалась не накатанная дорожка, наполняющая души оптимизмом. А пока Багси преодолел подъем в пешем порядке, дабы осмотреть местность с высоты, Кэт, под чутким руководством Танкиста, аккуратно съехала в небольшой, но глубокий котлован. Конечно же, Танскист хотел как лучше, но, получилось, как обычно у него все получается – через ж**у.

    [​IMG]

    [​IMG]

    Самостоятельные попытки выбраться из ямы закончились для Танкиста и Багси принятием грязевых ванн, а для машины еще большим утоплением в глиняных массах. Пришлось звонить Гурду и сообщать очередные приятные новости. Гурд, в свою очередь, обрадовал нас, рассказав, что пропуска они так и не выписали.
    Минут через 20, Гурд молча осматривал место приземления Кэтовской 12-шки. Ещё через мгновение, цепляли трос и подкапывали грунт под колесами. С горем пополам, 12-шка выпрыгивает из злополучного котлована и колона взбирается на вершину холма.

    [​IMG]

    К всеобщему удивлению, немножко левее, была замечена нормальная, хорошо накатанная дорога.
    Перед группой открывается неописуемый вид – вновь обнаруженный грейдер серпантином спускался с холма, уходя к подножью хребта и, вдоль него, выводил на КПП плотины. В противоположную сторону от плотины, асфальт уводит в Нугуш, а на пяточке перед плотиной, на берегу р. Белой, расположенной в створе гор, простирается село Верхнебикузино, образованное, в основном, за счет строительства.

    [​IMG]

    Время идет уже на минуты, и мы, на всех парах, летим на КПП.
    Багси и Танкист, пугая своим видом местную пацанву, возвращающуюся с рыбалки, тщетно пытаются докричаться до сотрудников охраны. Спустя минут 10, из-за навала металлических конструкций, выходит человек в черной форме. Ну, наконец-то! Однако, дурные новости на сегодня не кончились: охранник, сверкая красной заспанной рожей, ехидно заявляет, что, увы, всем нашим надеждам на катер не суждено сбыться….
    /
    Мы выбрали не самое удачное время для поездки на Сумган. Во-первых, как уже говорилось выше, в самой пещере существовала серьезная опасность попасть под ледопад, вес глыб в отдельных случаях мог достигать несколько сот килограммов. Во вторых, все реки Южного Урала переживали на данный момент пик половодья, а, как известно, ни о какой навигации в этот период и речи быть не может. В довесок ко всему, строительство плотины перешло в завершающую стадию, что подразумевало ограничение передвижения по её территории в связи с режимностью объекта, тем более, туристическим группам. Как нам объяснил сотрудник охраны, для прохода на территорию плотины, наша МКК должна за несколько недель связаться с администрацией плотины и послать официальный запрос, в котором указывается состав группы и сроки. И уже после того, как главный плотинный директор одобрит (не одобрит) заявку, группа выходит (не выходит) на маршрут. Ну и, конечно же, первомайские праздники. Никого из администрации плотины на рабочем месте не было, а охрана, как уже известно, была не компетентна решать вопросы с пропусками.
    /
    Охранник послал нас на 1-й пост, объяснив, что там, возможно, помогут, вселив в нас маленькую надежду на положительный итог нашей поездки. Но на 1-ом посту нам ответили тоже самое, а потом ещё и попросили отъехать подальше от ворот, ибо стоянка здесь категорически запрещена.
    На оперативном совещании, помимо морального уничтожения Танкиста, было принято решение поговорить с водителями снующих вокруг КАМАЗов, авось кто-нибудь возьмется довести нас до места. Поиски водителя и транспорта привели нас на небольшую автобазу, на которой был замечен Урал на болотниках и с ярко оранжевым кунгом.
    Водитель Урала отсутствовал, но охрана уверяла, что он вот-вот приедет. За время ожидания удается договорится с мастером на счет выезда, а так же, на счет стоянки наших авто. В качестве платы за сторожевые услуги, презентуем мужикам две полулитровые бутылки, так ценимой в тех краях, водки Родник.
    На территорию автобазы въехала шестерка – водитель Урала. Теперь всем нам нужно, во что бы то ни стало, уговорить его выехать по маршруту плотина-сумган. Переговоры заняли около получаса. Водитель пытался всеми способами отмазаться, выдумывая различные причины. Но наш напор, в результате, оказался сильнее и он сдался, зарядив нам 3000р в качестве компенсации, если доберемся до места. Так как вариантов больше не было, мы не стали упускать последний шанс.

    [​IMG]

    [​IMG]

    Погрузка вещей закончена, все усаживаются в кунг, а Химик и Танкист, взяв карту, в кабину к водителю, показывать дорогу. Вой стартера сменился утробным рычанием дизеля, и вездеход резко дернулся с места. Позади остаются постройки Верхнебикузино, плотина… Сворачиваем с асфальта на пересеченную местность. Сбрасывая скорость, постепенно начинаем набирать высоту. Указанная на карте грунтовка начинается несколько позже, поэтому расстояние от асфальтной дороги до грунтовки преодолеваем просто по кратчайшему пути – по прямой.
    Урал легко штурмует препятствия, представленные пока только небольшими ручейками, грязью и почти не ощутимым валежником. Но с каждым метром пути лес становится все гуще, а грязи и валежника все больше. Снега сначала не было вообще, потом, кое-где, виднелись белые островки, а в глубине леса он лежал сплошным покровом, предательски скрывая под собой целые моря талой воды. Начинается штурм высоты 519. Грунтовка тянется серпантином по её западному склону. Урал месит грязь, не переставая терять скорость. Вот и первая остановка. Дорогу перегородило упавшее дерево. В перспективе прослеживается ещё несколько проблем подобного характера. Необходимо выработать новую тактику, в противном случае, валежник окажется непреодолимым препятствием. Вариантов не много: уборка, распил, объезд. Пробуем убрать, пока получается, но дальше все гораздо серьезнее. Кое-что удается объехать, что-то отпилить. Но, постепенно, все понимают, что дальше так дело не пойдет. Водитель Урала рвет изо всех сил, закапывая вездеход по мосты в черное месиво из грязи и перегноя, сшибая мелкие деревья бампером, выкорчевывая колесами пни. А мы все дружно любуемся силой и мощью чудо техники, теперь от нас уже мало что зависит…
    С каждым новым деревом, напор участников экспедиции и водителя спадал. К тому же, время давно перевалило за полдень, и солнце неумолимо двигалось в сторону горизонта. Нужно было задумываться о ночевке, а мы проехали всего 6 км из имеющихся 30.

    [​IMG]
     
  2. Устраиваем совещание, результатом которого было решение поворачивать обратно.
    Путь на авто базу занял не больше 20 минут. Перегрузив вещи обратно в машины и отдав водителю Урала 500р, мы выехали с территории авто базы, держа путь в окрестности Сыртланово. Проезжая мимо пустынной остановки, замечаем группу людей с легкими рюкзаками, останавливаемся, расспрашиваем. Ребята оказались салаватскими спеликами и двигались в район Сумгана на разведку новых пещер. В процессе общения, им практически удается убедить нас отправится в пешую заброску вместе с ними. С их слов, переход до урочища Ташельган (висячий камень – с башкирского), что у подножья хребта Ямонтау займет всего восемь часов. Плюс, брать палатки не обязательно, так как там имеется дом, в котором можно вполне нормально переночевать. А оттуда до Сумгана рукой подать. Мнения нашей группы делятся, часть народы за пешую прогулку, часть против. Точку в наших дебатах ставит подъехавшая машина с двумя людьми в камуфляже, которые сразу же поинтересовались, не на Сумган ли мы собрались. В качестве справки: ур. Кутук-Сумган находится на территории заповедника, находится в котором без разрешения, как известно, запрещено. Не говоря уже об организации лагеря и разжигании костра. Люди в камуфляже оказались инспекторами по туризму заповедника. Рассказали, что нам нужно для того, что бы без проблем находится на охраняемой территории и, главное, оставили все свои координаты. Кстати говоря, почему-то, предшествующие группы, коих было огромное количество, не сообразили взять номера телефонов той же плотины, дабы, перед выездом из Самары, прозвонить инстанции на предмет информации по катерам, уровню воды в реках и тому подобных жизненно важных факторов. Благо дело, ошибка предшественников была нами исправлена.
    Инспектора, убедившись, что на Сумган мы все-таки не идем, уехали по своим делам, а мы, поблагодарив салаватских спеликов за информацию, отправились искать место под лагерь, попутно за ними наблюдая. Для нас, их вариант заброски был, мягко сказать, диким. Весь путь от асфальта до гор, они преодолевали бегом! Дань конспирации – как можно быстрее пройти открытый участок пути и скрыться в лесной местности, от зорких глаз охраны заповедника.
    Мы сворачиваем с дороги, скрываясь в небольшом придорожном леске. Вот и отличное место для стоянки. Несмотря на минимум листвы, ни машины, ни палатки с трассы не просматриваются, и для костра место есть подходящее. Исключением является палатка кого бы вы думали? Правильно, Танкиста. Она имеет ярко оранжевый цвет со светоотражающими полосами, что, согласитесь, не совсем сочетается с цветовой гаммой весеннего леса. Для успокоения души, Багси совершил контрольный обход леса, присматривался со стороны трассы на место стоянки. Все четко – никаких намеков. Даже кислотный цвет танскистовской палатки не различим среди темных стволов деревьев.
    А в это время, в лагере, кипела жизнь. Кто-то ушел за водой в ближайший ручей, кто-то ставил палатки, кто-то готовил костер. Некстати вновь пошел моросящий дождь. Костер упорно не хотел разгораться в условиях стопроцентной влажности. Не зря была куплена полиэтиленовая пленка, которая, в совокупности с репшнуром, превратилась в отличный тент, защищающий костер и кучку мокрых людей от усиливавшегося дождя.
    Солнце уже давно закатилось за горизонт, наступила непроглядная темень. На костре, в котелке, что-то зазывно побулькивало, распространяя по округе дурманящий аромат. Наши девушки со вкусом подошли к вопросу приготовления пищи, а мужская половина резала лучок и колбаску, позвякивая маленькими стаканчиками о стеклянную тару.
    Когда пища была распределена по тарелкам, а рюмочки наполнены боевыми сто граммами, наступил торжественный момент подведения итогов уходящего первого дня похода и разработка планов на завтра.
    Итак, на Сумган нам попасть так и не удалось. На пути постоянно возникали препятствия, преодолеть которые не хватало сил, возможности или времени. Когда какую-то проблему нам удавалось решить, тут же возникала новая, куда более серьезная. Не подпустил нас Сумган к себе. Может быть не готовы пока еще, а может просто время не то выбрали. Во всяком случае, мы не расстраивались, ибо, что бы не случилось, все к лучшему. Даже не пожалели о том, что не пошли пешком, так как весь вечер и ночь шел ливень и неизвестно, дошли бы мы до Ташельгана за 8 часов, ещё и не имея с собой палаток…
    Допив спиртое и плотно поужинав, постоянная сырость уже не так напрягала, по телу разливалось приятное тепло, а желудки ощущали удовлетворенную полноту. На этой оптимистической ноте мы решили обдумать дальнейший план действий. Кто-то предложил поехать в пещеру Победа, а заодно, спуститься в пещеру Октябрьская, которая представляет собой 90 метровый колодец. Все, кроме Химика, согласились. Химик же завел свою старую пластинку про то, что нужно ехать домой, что зря мы вообще поехали… В итоге он предложил прокатиться до ТОЙ САМОЙ Ямонтау, интерес к которой подогрели некоторые сведения, полученные от спеликов из Салавата. Идея была стоящая, никто против не был. Гурд достал карту и все начали прикидывать маршрут. Сошлись на том, что, сначала, мы все таки, съездим в Победу, а, на обратном пути, заскочим в Белорецк. На этом все разбрелись по палаткам.
    Утро началось с плохих новостей. Вылезший из палатки Багси узрел, что переднее левое колесо на машине Гурда полностью спущено. Пока девчонки суетились с утренним перекусом, Багси и Гурд занялись заменой колеса. Осмотр машины Кэт выявил большое количество серьезных вмятин на дисках. Из всего вышеуказанного следовало, что нам нужно будет обязательно посетить шиномонтаж и поправить диски.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG] Магазин «Чебурашка»

    Спустя полтора часа мы выехали на маршрут. Путь до Мелеуза не прошел без потерь. Кэт, по каким-то, только ей известным причинам, не может вовремя заметить на своем пути ямы и кочки. Не спасло даже то, что Гурд специально ехал первым и притормаживал на неровных участках дороги чуть ли не до полной остановки. Забегая вперед, стоит отметить, что под конец нашего автопробега, Кэт все-таки начала ехать более адекватно, но на тот момент, все кочки и канавы были наши. Все приходит с опытом.

    [​IMG]

    [​IMG]

    Небольшая остановка, связанная заменой колеса, украла у группы ещё 30 минут драгоценного времени. Напомню, что заброска к Победе проходит в пешем порядке. Расстояние около 10 км.
    В Мелеузе на шиномонтажке, было потеряно ещё около 3-х часов. Но, зато, мы имели 10 технически исправных, отбалансированных, готовых к новым ямам, колес, что не могло не радовать.
    Так как Химик, из принципа, отказался от своих обязанностей – работы с картой, на его место сел Багси, который, вертя карту и пытаясь отличить верх от низа, ткнул куда-то пальцем и скомандовал: «Поехали!». На самом деле перед группой стоял выбор, либо ехать по трассе через Стерлитамак до Красноусольска, либо по неизведанным дорожкам, которые обозначались на карте, как «дороги с усовершенствованным дорожным покрытием», что на деле могло быть всем чем угодно. Вариант с трассой был более надежный и более длинный. А вариант с сельскими дорожками привлекал своей прямотой и краткостью. В итоге, решаем ехать через села и деревни. Все было хорошо, пока не настал Ишимбай.
    Я долго думал, как же так написать про Ишимбай, что бы максимально передать наши эмоции, касательно тамошних дорог. В итоге я понял, что описать это словами просто невозможно, там нужно побывать. Теперь я с удовольствием езжу по Самаре, по всем её улочкам и проездам, не обращая внимания на мелкие кочечки и ямочки. И пусть все плюются и хают власти, мне плевать. Я знаю, что есть эталон убитых дорог, зона отчуждения, территория военных действий – город Ишимбай!!!
    Особого внимания заслуживает главная дорога, по которой избалованный автолюбитель въезжает в славный город Ишимбай. Представьте себе широченный проспект, шире нашего Московского шоссе, с разделителем по середине. Скорость движения на этом участке (да впрочем, как и во всем городе) не больше 10 км/ч. Слева простираются просторы ишимбайского завода, производящего военные вездеходы, у проходной которого, возвышается монумент с одним из вездеходов, как бы предупреждая проезжих, что данный транспорт здесь наиболее популярен и адекватен, нежели легковой.

    [​IMG]

    Более того, на обочинах стоят знаки ограничения скорости до 40 км/ч, что уже само собой вызывает нервный смех, и, внимание, осторожно, лежачий полицейский! Последней каплей, разорвавшей мой мозг, явилось движение транспорта по сему проспекту. Где-то по середине пути, весь наш поток машин (если можно так назвать несколько легковушек и газель), наглейшим образом пересекает разделитель и выезжает на встречку. Мы же продолжаем ехать по своей проезжей части. Вскоре мы наблюдаем встречный поток, движущийся по нашей полосе. Причем, степень убитости дороги везде одинаковая. Из всего вышеописанного мне остается сделать вывод, что все это ничто иное, как ишимбайский кусочек Англии. Так и не поняв весь глубокий смысл этой затеи, мы въезжаем в жилой сектор. Дорожная ситуация еще больше ухудшается. С горем пополам, слегка сбившись с пути, наша колонна покидает славную башкирскую провинцию, в надежде, что вот-вот перед ними вновь начнется долгожданная трасса. Но трассы все нет и нет. Представленная дорога напоминает полигон для испытания вездеходов. Но так как иного выхода нет, чертыхаясь и пиная Багси за столь «удачный» выбор маршрута, группа продолжает двигаться к цели.
    Мимо проносятся деревушки, какие-то постройки, поля, лесополосы… До Красноусольска остается не больше получаса езды, нужно проехать одну деревушку и выехать на финишную прямую. Пролетаем перекресток на Белорецк, сюда мы ещё вернемся. Ни кто даже и подумать не мог, что это случиться так скоро.
    Добравшись до Тугаево, возникает проблема – мы не как не можем найти выезд на трассу до Красноусольска. Допрос местных наводит ещё больше тумана на ситуацию. В итоге выясняется, что доехать до Красноусольска мы не сможем по причине отсутствия дороги. Хотя, на карте асфальтная трасса обозначена. Карта предлагает нам вариант объезда только через Стерлитамак, а это огроменный крюк, и, как следствие, потеря горючего, а главное, времени. А солнце уже касалось своим краем линии горизонта.
    Добравшись до перекрестка на Белорецк в одну сторону и Стерлитамак в другую, Кэт останавливает машину, жалуясь на слишком высокую температуру двигателя. Гурд, открыв капот, фиксирует отсутствие тосола в расширительном бачке. Вариантов не много, нужно ехать в ближайшее село за охлаждающей жидкостью. Гурд и Багси отправились в путь, предварительно заскочив на АЗС, где им удалось расспросить водителя Нивы, от которого и стало известно, где находится самый ближний авто магазин. Так же, водитель отечественного вездехода рассказал им о более коротком пути до Красноусольска. Оказалось, что нам нужно было проехать несколько километров в сторону Белорецка и в первой оказавшейся по пути деревне свернуть на грейдер, по которому удастся добраться до села Игенчеляр, а от него до Красноусольска отличная асфальтная дорога. О состоянии грейдера мужик отозвался вполне оптимистично. Такой вариант помог бы нам сэкономить несколько часов.
    Закупив 10 литров тосола, Гурд и Багси возвращаются на место поломки. Открыв капот, Гурд начинает материться и ругать себя последними словами. Как оказалось, второпях, он перепутал расширительный бачок с бачком для жидкости омывателей стекол. Это даже лучше, поэтому, стараясь не тратить время, выносим на обсуждение вариант, предложенный водителем Нивы, рассаживаемся и отправляемся в путь.
    Грейдер действительно был хорошим, поэтому, до Игенчеляр мы добрались очень быстро, а там, по асфальту, до Красноусольска. Ещё полчаса и колонна проезжает знак «Имендяшево». На часах около 11 часов вечера. Меся раскисшую глиняно-навозную дорогу, наша команда доползает до известного уже домика, здесь нам нужно договориться на счет стоянки машин. Усугубляет ситуацию ещё и то обстоятельство, что на дворе 1-е мая и жители Имендяшево и Таш-Астов, этот праздник отмечают. Каждый по своему конечно, но без активных возлияний дело вряд ли обходится. Все это не оставляет нам надежды на общение с трезвым хозяином жилища. Предположения сбылись на 100 процентов. Минут десять Багси и Гурд пытались докричаться через забор до кого-нибудь из домочадцев. Когда оба слегка охрипли, в ход пошли камни, дверь заскрипела и женский голос на ломаном русском поинтересовался, какого х*я так поздно кто-то б**ь ломиться? Получив исчерпывающий ответ, она удалилась, сказав, что сейчас кто-нибудь из мужиков выйдет и откроет ворота. «Сейчас» растянулось ещё минут на 15, после чего, из дома вывалился полупьяный хозяин. Что-то весело бормоча, распахивает ворота и жестом показывает нам, мол, заезжайте. Когда транспорт был поставлен на прикол, началась жуткая суета по сбору рюкзаков. Во всем этом беспорядочном движении хозяин двора разгуливал от машины к машине и с интересом наблюдал обилием засовываемого снаряжения. Уж больно ему понравились налобные фонари, он и так, и сяк пытался выклянчить у нас хотя бы один, ссылаясь на то, что его старая шахтерка давно сломалась, а без фонаря ну просто никакой жизни нет. Корректно отмазываясь, народ уже почти укомплектовался. Но мужик, не желая мириться с нашей жадностью в отношении фонарей, решил поинтересоваться наличием у нас стратегической жидкости с названием водка. Стратегическая жидкость у нас была, но слишком мало для того, что бы делиться. Специально приобретенный Родник был отдан ещё на плотине, а личный запас отдавать никто не хотел. Однако, ситуация не оставляла нам выбора, пришлось поделиться.
     
  3. Вот вроде и все готовы, нужно идти. Попрощавшись с хозяином дома и его семьёй, группа из 8 человек начала движение. По пути от Имендяшево до моста через р. Зилим, со стороны поля, видимо в наш адрес, донеслись несколько несвязных пьяных фраз на башкирском, потом раздался какой-то хлопок, похожий на взрыв петарды. Мы решили не провоцировать местных отдыхающих и выключили налобники. В таком режиме группа дошла до моста. На остановке наблюдалась активность какого-то народа, предположительно, туристов-водников, ожидающих своих после сплава.
    Позади остается мост, Таш-Асты, выходим на берег Зилима и делаем небольшой привал. В темноте было сложно оценить уровень воды в реке, но, по издаваемому ей шуму, было очевидно – в том году все было куда спокойнее.
    Перекурив, группа продолжила движение. Судя по тропе, тянувшейся по береговому откосу, воды в Зилиме не мало. Затрудняет переход и неописуемое месиво, созданное башкирскими коровами. Спустя какое-то время, группа выходит к первому прижиму. Путь к нему преградила активировавшаяся в результате паводка и постоянных дождей горная река, шириной около 4 метров. На скорую руку удобное место для переправы найти не удалось, к тому же, в этом месте берег образовывал небольшую поляну, очень удобную для организации ночлега. Так как время уже перевалило за полночь, испытывать судьбу мы не решили, к тому же неизвестно как предстоит преодолеть прижим. Сошлись на том, что заночуем здесь, а с утра посмотрим что к чему. Подойдя ближе к берегу, в отсветах фонаря мелькает большой деревянный крест. В итоге этот крест оказался столиком и лавочками, увенчанными двухскатной крышей. Все быстро занялись делом, посему, ужин был готов очень скоро, палатки установлены и протоплены. Покушав и приняв положенную каждому дозу алкоголя, народ разбрелся на ночлег. Начался ливень. Он шел всю ночь, весь следующий день, следующую ночь. Не усиливаясь и не переставая, подвергая наши палатки и другое снаряжение жесткому тестдрайву на влагоустойчивость.

    [​IMG]

    На утро, пока основная часть людей была занята подготовкой к дальнейшему движению, разведгруппа вышла на маршрут с целью определить перспективность дальнейшей заброски всей группы. Прижимы были затоплены полностью, потому остается использовать верхний путь. Постоянно идущий дождь начинает напрягать все сильнее.
    Вернувшись на базу, разведгруппа довела информацию о тропе всем остальным. Посовещавшись, решаем оставлять лагерь здесь, а к дыркам выдвинуться в две группы.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    На охранении лагеря остаются Галя и Света, а так же, что бы им не было страшно, спелеопес. Остальной народ, взяв все необходимое, отправился вверх по течению Зилима на встречу с 90 метровым колодцем Октябрьской.
    Первый прижим был пройден по верхней тропе без выхода на скальную полку. Затем, спустившись вниз, предстояло преодолеть еще около одного километра и выйти на второй прижим.
    Еще с вершины горы, образующий первый прижим, нами был замечен дым от костра на правом берегу Зилима, соответственно, предполагаемый лагерь должен обязательно попасться нам по пути к пещере.

    [​IMG]
    Вид с тропы в вверх по течению Зилима

    [​IMG]
    Вид на наш лагерь

    Так и произошло, на довольно удачном для лагеря месте, недалеко от воды, мы увидели палатки и костер. Как потом выяснилось, это были олд скуловые спелики из Омска. Приехали в Победу. Их разведгруппа уже давно ушла в пещеру и должны вернуться с новостями. Забрасывались они, вероятно, почти что в одно время с нами, только на пару часиков пораньше, сами хотели встать на том месте где сейчас разбит наш лагерь, но потом все таки решили пройти первый прижим.
    Попрощавшись с ребятами, мы отправились дальше. Ошибкой было то, что вместо того, что бы идти по тропе через лес на повороте Зилима, мы пошли берегом и попали в самый эпицентр ручьев и малых речек, образовавшихся в результате половодья. Потому, затратив часа полтора на бесконечные переправы, прыганья по пенькам и валежнику, в надежде пройти водные преграды. Хотя, все это можно было обойти и выиграть кучу времени.

    [​IMG]
    Форсирование ручьев

    [​IMG]
    Тоже один из способов

    Но вот уже все позади, впереди показалась сыпуха, означающая, что второй прижим скоро предстанет перед нами во всем своем величии. Сбросив транс со снарягой, Багси с Танкистом отправляются на разведку. Информация о верхней тропе у группы была ранее, Танкист даже как-то по ней ходил, но в каком состоянии она была на данный момент, никто ничего не знал, потому и решили проверить. На деле же все оказалось куда позитивнее. Тропа представляла собой вполне широкую скальную полку без значительных уступов, почти полностью горизонтальная и к тому же, опасный участок был не больше 10 метров. Вернувшись к остальным и подобрав снаряжение, ребята отправились на прижим в полном составе. Однако, все вышеперечисленные плюсы оказались ничтожно малы перед тем фактом, что двое из команды панически боялись высоты, затаскивать их на полочку пришлось со скандалом, даже не смотря на то, что были провешены перила для страховки. Но все закончилось благополучно, и группа начинает спускаться вниз. По пути им попадается разведгруппа омских спеликов, возвращающаяся с Победы. Недолго поболтав с ними, ребята продолжают движение.

    [​IMG]

    Ливень сделал свое дело, несмотря на дождевики, почти все члены нашей команды вымокли до нитки, не прошло даром и ползанье по валежнику местами по колено в воде, в попытках пересечь ручьи. Небольшой привал перед схроном сваленных деревьев и резкий набор высоты к входовому колодцу Октябрьской.

    [​IMG]

    Запыхавшаяся, грязная и насквозь мокрая группа молча стояла и любовалась щелевидным жерлом шахты. Небольшая полочка перед колодцем была завалена мусором, жжеными дровами и неимоверным количеством грязных использованных перчаток. Немного отдохнув, ребята начали переодеваться и готовиться к спуску.
    Багси навязал веревку к точкам крепления и скинул первый полтинник в шахту, предварительно завязав узел на конце, тем временем, Танкист уже был готов к спуску. Следом за ним шла Галка, потом Кэт, Гурд, Химик и Багси замыкающий.
    Танкист смонтировал первый карем и укатил вниз. Галка начала спуск и тут же у неё возникли проблемы. Танкист, имеющий богатейший опыт вертикальной навески, не удосужился все сделать как надо. А допустил он одну из самых распространенных ошибок: при монтаже карема, не учел степень нагруженности веревки и после того, как он освободил первый карем и уехал монтировать другой, провис полностью вытянулся, не оставляя возможности следующему спокойно выстегнуть спусковуху. Но все таки, общими советами и усилиями Галки, проблема была решена и она уехала на второй карем, освободив место Кэт. Ошибку Танкиста удалось исправить путем переделки первого карема с поверхности. Кэт перестегнулась и подала команду Гурду. А на поверхности все было не так замечательно. Вымокшие и продуваемые насквозь Химик и Багси, стоящие без движения в ожидании своей очереди около 40 минут, сильно замерзли, дело дошло до судорог мышц. Пальцы не хотели слушаться, а спина разгибаться, ломота во всем теле мешала сосредоточиться. Багси делает для себя вывод – не спускаться. Со стороны это может показаться полным идиотизмом – проделать такой путь и в самый ответственный момент отступить, но дело попахивало гипотермией, а это куда более серьезный аргумент.
    Идею возвращения в лагерь поддержал и Химик. Гурд и Кэт решают идти вместе с ними, так как состоянии обоих заставляет волноваться. В этот момент из колодца доносятся крики Танкиста, в них удается разобрать слова благодарности за навязанный на конце первого полтинника узел. Как потом выяснилось, Танкист на очередном спуске, зазевавшись, не проконтролировал конец веревки и въехал в узел рукой. Не было бы узла, полет с высоты около 60 метров, закончился для него в лучшем случаем, мгновенной кончиной. Это было первое потенциальное ЧП за нашу экспедицию, которое могло бы обернуться летальным исходом.
    Сообщив Танкисту и Гальке новость о том, что остальные возвращаются в лагерь, все четверо поскользили по мокрому склону вниз, на дно оврага. Уже на дне оврага, почти у самого низа, тропу перегородил небольшой ручеек, и ребята начали его штурм по толстенному стволу упавшего дерева. Идущий в середине колонны Химик, схватившись за ветку и переместив на неё весь свой вес, с грохотом повалился вниз. Ветка не смогла выдержать массу Химика и отправилась вслед за ним – в ручей. Однако от полного промокания Химика спас спелеокомбез, слегка пропустивший влагу. Как потом оказалось, промокнуть полностью ему в тот день было суждено.
    Путь на базу оказался куда быстрее, так как не пришлось тратить время на форсирование ручьев в районе поворота Зилима. Это место вполне спокойно обходилось через лес. Остановились в лагере у омских ребят, те напоили промокшую четверку горячем чаем и отогрели у костра. И снова в путь, осталось обойти первый прижим и мы в лагере.
    А в это время, Танкист уже был почти на дне пещеры. Где-то выше, кроя его последними словами и самым отборным матом за неудобно навязанные каремы, спускалась Галка. Но вот невезуха – до дна не хватило всего 5 или 7 метров веревки!!! Так что отважная двойка, полюбовавшись в свете карбитки залом, которым заканчивается 90 метровый входовой колодец Октябрьской, перешла на подъем и вскоре вышла на поверхность.
    Тем временем, Гурд, Кэт, Химик и Багси молча стояли перед яростно гудящим ручьем, отделяющим их от палаток, которые виднелись уже в тридцати метрах от ручья. Докричаться до лагеря было невозможно, рев ручья глушил абсолютно все звуки, обрушивая на барабанные перепонки неимоверное количество децибел. Как же здесь все меняется за кратчайшее время! С утра этот ручеек был невинным потоком воды, едва сносившим с ног, теперь же это мощный водо-грязевой водопад, волочащий в своем течении огромные валуны, словно надувные резиновые мячи. Естественно, оборудованный мостик снесло, оставив наполовину торчащее из потока палено, вероятно, заклинившее между камней.. Пройдя вверх и вниз по течению, ребята так и не смогли найти наиболее удобного места для преодоления ручья. Выход один – сооружать полиспаст и тянуть переправу. Обвязав Гурда веревкой и страхуя его через дерево, ребята начали работу. Гурд, имевший самые высоки сапоги, почти без потерь пробежал по тому самому оставшемуся полену и, несколько раз чуть не свалившись, взбирался на тот берег ручья. Спустя некоторое время, благодаря полиспасту и общим усилиям, переправа была натянута. Кэт, как самая легкая и единственная девушка из оставшихся на этом берегу людей, пошла первой. Через каких-то 7-10 секунд она уже была вместе с Гурдом. За ней следом отправился Химик, причем, с рюкзаком за спиной. На все уговоры снять рюкзак и переправить его отдельно он отвечал резким отказом, потому, спорить с ним было бесполезно и он уже взбирался на веревку. Немного отползя, и отдалившись от берега на пару метров он, толи хотел перецепиться, толи поправить хват, в итоге его действия привели к срыву, а так как переправлялись мы без обвязок, к падению в ручей. В следующий миг, с истерическим хохотом, Химик, гонимый чудовищной волной, несется в Зилим. Благодаря навалу каких-то бревен, он выигрывает несколько секунд, зацепляясь о торчащую корягу и, подхваченный Багси, выползает на берег. Потом, не долго думая, раззадоренный выплеснувшим изо всех щелей адреналином, он штурмует ручей вброд, не прекращая издавать непонятный истерический смех, что заставляет усомниться в его психическом состоянии. Но все оказалось хорошо, просто эмоции овладели Химическим мозгом в этот момент на столько сильно, что он не мог им противостоять. Это ЧП, которое могло бы закончиться плачевно номер 2.
     
  4. [​IMG]

    [​IMG]

    Следом по переправе шмыгнул Багси, более удачно, нежели его предшественник, и все четверо рысью помчались к палаткам, к еде, к сухим шмоткам и теплым спальникам, оставили переправу Танку и Галке, которые уже миновали лагерь омских ребят и подходили к первому прижиму, ругая своих товарищей, что те не додумались оставить им хотя бы один сникерс для перекуса.
    Оставленные в лагере Галя и Света уже начали переживать за своих друзей, когда молния палатки распахнулась и в необъятную палатку Багси ввалились четыре промокших, грязных, дрожащих и что-то бормочущих тела. В непонятных созданиях с включенными фонарями девушки распознали Гурда, Кэт, Химика и Багси и. поняв, что ребятам требуется срочная помощь, засуетились оп хозяйству.
    Конечно, случай, когда в лагере специально остаются люди для обеспечения штурмовой группы идеален. В этом удалось убедиться всем на личном опыте. Конечно, нашу группу штурмовой назвать язык не поворачивается, но все же, грамотно оказанная помощь и поддержка сделали свое дело и все ребята на утро проснулись бодрыми и без температуры, хотя, по всем канонам простуда должна была быть обеспечена.
    Вскоре в лагерь пришли и Галка с Танкистом. Оказывается, переправу они не заметили из-за опустившихся сумерек, потому, решили переходить ручей по тому самому бревну. Танкист, как истинный джентльмен, отправил Галку вперед и не успел моргнуть глазом, как Галка исчезла. Еще через мгновение он заметил, как её засасывало под навал бревен и старой травы, головы уже не было видно, торчали только руки, за них то он и схватил и из всех сил дернул спутницу на поверхность. Это был потенциальный труп под номером 3.
    Откашлявшись, Галка постепенно пришла в себя, кое-как перейдя ручей, они нырнули в палатку и начали отогреваться и отходить от пережитого.
    Получив необходимый набор витаминов и придя в себя, все члены нашей команды собрались в палатке у Багси, что бы обсудить сегодняшний день. В основном, на обсуждение выносились те вопросы, которые по той или иной причине являлись отрицательными, это и неправильно навязанные каремы Танкиста и отсутствие у Багси и Химика термобелья, которое бы не позволило так замерзнуть и тем самым вся группа смогла бы посетить пещеру вместо того, что бы идти обратно, и переправы через ручей. Вспоминали и много положительных моментов. В общем и целом, несмотря на все трудности и неудачи, все были довольны. На этом народ разошелся по палаткам и захрапел. Завтра дальняя дорога…
    На утро выпал снег. Вершины гор белели сквозь облезлые деревья.

    [​IMG]


    И, как обычно это бывает под конец поездки, тучи отступили, освободив место яркому уральскому весеннему солнцу, нежно пригревшего тенты палаток в нашем лагере. Постепенно, ребята выходили на свежий воздух из своих отсыревших и грязных убежищ, непроизвольно улыбаясь чудной погодке. Вокруг лагеря паслось стадо лошадей, а наш спелеопес уже во всю игрался с молодым жеребенком. Прямо таки идиллия самая настоящая!

    [​IMG]

    Но, несмотря на это, время путешествия истекло. Отложенная на последок покатушка в Белорецк представлялась нам весьма туманно в связи с истекшими силами и полностью промокшими шмотками. Да и информации об объекте было минимум.

    В общем, все решают ехать домой. А затем скоротечные сборы, пеший переход до Имендяшево, погрузка в машины и долгий путь в Самару.
    Забавная история приключилась с нами в момент погрузки вещей в машины на небольшой стоянке возле моста. Местный мужик с деловитым видом подходит и интересуется кто водитель. Все указывают на Гурда. Мужик, сделав надменное выражение лица заявляет:
    - Слышь, братиш, эта.. довези вот этого пацанчика до Имендяшево, я те денег заплачу – тридцатку рублей!
    Мы, еле сдерживая хохот, киваем Гурду и сажаем в машину еще и Химика, на всякий случай. Минут через пять Гурд и Химик вернулись, искренне радуясь меганавару.

    [​IMG]
    По дороге в Таш-Асты

    [​IMG]
    г. Кукла-Кая, у подножья как раз и располдожено с. Таш-Асты, что в переводе так и означает: Таш – камень, Асты - подошва

    Домой мы приехали где-то около 3 часов ночи. По пути умудрились ещё раз пробить колесо, были несколько раз остановлены сотрудниками ДПС, причем татарские гаишники отобрали у Гурда права. На удивление, проблем со знаменитыми башкирскими дпсниками у нас не возникло.

    [​IMG]
    Такие вот неожиданности
    [​IMG]
    А потом вот такие

    [​IMG]
    И снова море!

    [​IMG]
    Это те самые уроды, что забрали права.

    [​IMG]
    И опять колесики…


    На этом наше путешествие было окончено, осталось лишь только подвести итог всего вышеописанного, для меня лично он был таков:
    Пусть цели, поставленные в начале экспедиции так и не были достигнуты, разочарованным не остался никто. Разнообразные препятствия и проблемы преодолевались благодаря работе в команде и слаженности действий. Плюс, удалось поработать нашим коллективом в более или менее экстремальных условиях, что позволило увеличить сплоченность команды и более четкое понимание каждого участника своей роли и задач в той или иной ситуации.
    Хорошую проверку прошло и снаряжение, как личное, так и групповое.
    Ну и, пожалуй, главное, не стоит относиться ко многим очень важным вещам столь легкомысленно. Это касается работе на веревке, преодоление водных преград, передвижение по скальнику на высоких участках и так далее. В противном случае этом может стоить кому-то жизни.

    [​IMG]
    Ну а это уже дома – сушка

    [​IMG]

    Bugsy /Samara Digging 2007/
     
  5. Респект, ребята! За находчивость, жизнестойкость и наличие неиссякаемого чувства юмора! Думаю(надеюсь), следующая поездка будет совместная. А на Сумган-да, оптимальнее пешком. Кстати, зимник Ташельган является(для меня) аналогом мифического города в Жигулях. Кто-то в нём был, кто-то про него знает, а я (ноябрь 2003, ночь, снег, морозец) искал его по запаху печного дыма... Дым есть, Ташельгана нет... Так и пришлось лагерь на улице ставить...
     
  6. молодцы, отлично!
     
  7. saiLor

    saiLor Moderator Команда форума

    Искренне завидую.
     

Поделиться этой страницей