Бебиховский гидротоннель

Тема в разделе "Спелестология", создана пользователем Yarik, 7 май 2011.

  1. Признавайтесь, чьё творчество? )

    http://wikimapia.org/#lat=54.908198...&show=/18218733/Бебиховский-гидротоннель-18-в

    Бебиховский гидротоннель 18 в.

    Первый проект короткого соединения Осетра с Окой был составлен еще при Петре I. Однако реализовать его удалось лишь значительно позже при Павле I. Автором проекта и главным инженером строительства был прусский горный инженер Якоб Бебих, и в его же собственность были переданы прилегающие села, жители которых были мобилизованы на строительство. Проходка полуторакилометрового тоннеля в плотных палеозойских известняках не составила особых проблем и была закончена за два с половиной года. Однако поскольку высота уреза воды Осетра примерно на пять метров выше, чем Оки, нужно было соорудить также шлюзовую камеру. На этот шедевр подземного инженерного искусства ушло еще 5 лет труда (к сожалению, он был практически полностью уничтожен при реконструкции тоннеля в 1930-е годы - см. ниже).
    Запуск тоннеля в эксплуатацию исключил прохождение судов через мели и пороги нижнего течения Осетра (а также сократил длину водного пути на 15 км). Это позволило в течение всей навигации водить грузовые баржи в Зарайск, а по высокой воде даже до Венева. Предполагавшаяся вторая очередь водной системы - сединение верхнего течения Осетра с бассейном Дона - так и не вышда из стадии изысканий.
    С постройкой во второй половине 19-го века железных дорог водный путь по Осетру перестал использоваться, тоннель пришел в негодность и частично обрушился. Однако в начале 1930-х годов была проведена его расчистка и расширение в связи с планами строительства большой ГЭС. Установка в тоннеле гидротурбин в сочетании с постройкой 30-метровой дамбы у Городни позволили бы обеспечить электроэнергией весь Озерский район. Кроме того, в подземном прострастве известнякового массива между Осетром и Окой предполагалось разместить склады стратегических запасов и даже укрытия для высшего руководства страны - что несколькими годами позднее было осуществлено в большем масштабе в Жигулевских горах у г. Куйбышев.
    Работы на осетровском объекте были окончательно свернуты перед войной, а в 1950-е годы порталы тоннеля были взорваны. Однако пробитые при реконструкции два вертикальных 40-метровых технологических ствола по неизвестным причинам не были уничтожены и до сих пор являются обычным способом проникновения в это удивительное сооружение. (Хотя доводилось также слышать, что кому-то из спелеоподводников удалось пронырнуть через уцелевшую подводную часть окского портала.) Бетонная облицовка стволов находится в отличной сохранности и даже скобы почти не шатаются, тем не менее мы настоятельно не рекомендуем лазить туда без веревочной страховки.
     
  2. А это не художественное литературное творчество?..
     
  3. Здравствуйте уважаемые спелеологи, правда в том что это не вымысел! Я бывал в тех местах.
     
  4. Про тоннель не знаю, а стволы видел.
     
  5. Ну и что же там за стволы? )
     
  6. А сЪездить на местность никто не пытался? через неделю-полторы вполне могу прокатиться например
     
  7. Да не найдешь ты их, они же "замаскированы"!
    Интересно, 40 метров глубины - это оценка на глаз или коллега туда спускался? В каждый?
     
  8. надо было нам с тобой тогда от усадьбы все-таки проехаться))) я так думаю, недели чере полторы закинусь, отфотаю местность и подумаю мозгом... хотя бы чтобы ясность была, что там нихера нет
     
  9. Ну что же - я свободен (снова работаю 2 через 2). можно покататься. Кто составит компанию?
     
  10. Бываю там часто, но про это слышу впервые, даже ни про что похожее не слышал.
     
  11. с камрадом Znayu я созванивался. договаривались даже съездить. повторно на связь он не вышел
     

Поделиться этой страницей