Байки подплава

Тема в разделе "Разговорник", создана пользователем Barsik, 10 дек 2008.

  1. Подумалось мне, что кависам будет небезинтересно почитать. Ну и что что байка, а как написано, а какое внимание к деталям... Может конечно боян, но вряд ли. Исчезло где было выложено, возможно порочит честь советского офицера...

    Примечания к тексту:
    ТУЖК – теория управления живучестью корабля
    Управленец – оператор ГЭУ
    ГЭУ – главная энергетическая установка
    ЖМТ – жидкометаллический теплоноситель
    АУГ – авианосная ударная группа
    БИП – боевой информационный пост
    УРО – управляемое ракетное оружие
    БПК – большой противолодочный корабль

    ...Полковник наш рожден был хватом...
    Лермонтов, "Бородино"

    Противоборство двух систем было в самом разгаре, вовсю полыхала
    "холодная война", и отблески ее зарева были видны на всех материках, морях и
    континентах. Империализм - угроза миру! Империализм - источник войн!
    Империализм - тормоз прогресса! США - ударная сила мирового империализма. И
    наоборот: социализм - оплот мира и прогресса всего человечества, а Советский
    Союз - его авангард, надежда и опора. Отсюда совершенно понятна и очевидна
    роль Вооруженных Сил, а следовательно, и Военно-Морского флота. Все, что
    создано народом, должно быть надежно защищено. Так это или немножечко иначе
    - думать было некогда. Во-первых, работал "железный занавес". Во-вторых,
    надо было противостоять злобным проискам этого самого империализма, а их
    было не счесть. Сил и средств у империалистов хватало с избытком, хотя
    социализм вел развернутое наступление... Но до открытой схватки не доходило,
    наверное, потому, что у обеих сторон не было уверенности в том, останутся ли
    на планете победители, не говоря уж о побежденных. Китай с его миллиардным
    населением - не в счет.
    В общем, вот на таком историческом фоне и служил Советскому Союзу
    командир многоцелевой атомной подводной лодки, один из многих ничем
    особенным от других не отличавшийся. Хотя - слыл на флоте чудаком из-за
    своих двух сумасбродных идей.
    Первая - сделать на подводной лодке "мертвую петлю". Вторая -
    торпедировать авианосец "Энтерпрайз". Ни больше, ни меньше. Причем, обе
    мечты были вынесены еще из стен училища, и до сих пор командир не
    образумился. Нет-нет, да и ляпнет где-нибудь, чаще, конечно, по пьяни.
    Идея с "мертвой петлей" родилась на вступительной лекции по ТУЖК, когда
    преподаватель из бывших механиков авторитетно заявил, что аэродинамика и
    гидродинамика - близнецы и братья, вернее сестры, и что законы управления
    подводной лодкой сродни законам управления самолетом. Правда, со временем
    мечта несколько поблекла, выветрилась и стала какой-то нереальной.
    Механики-сослуживцы снисходительно привели массу доводов о ее
    несостоятельности. Это и провал на запредельную глубину погружения, и что
    разность в плотности воды и воздуха - более тысячи раз! - приводит к
    разности в скоростях, а посему в верхней мертвой точке все будет падать
    вниз, так как вес незакрепленных предметов превысит величину центробежной
    силы, а в трюмах вода...
    -- Трюма по уставу должны быть сухими, и все раскреплено по-штормовому!
    - впадал в ярость будущий командир. - А вас, умников, надо тоже привязать
    ремнями, как в самолете, и всю вахту, и с замком, а ключ у вахтенного
    офицера...
    -- Эк тебя развезло, - добродушно посмеивались управленцы, - все равно
    не получится - сорвет конденсатные насосы, сработает защита и потеряем ход.
    Будет не петля, а полупетля, но, возможно, мертвая. Иди в свою штурманскую
    конуру и думай лучше, как утопить авианосец. К тому же, у лодки в подводном
    положении, в отличие от самолета, сохраняется значительный восстанавливающий
    момент, который...
    -- А ну вас всех в зад!!! Петлю я все равно сделаю, на новой,
    глубоководной, скоростной лодке третьего поколения, с реактором на ЖМТ! Так
    что, счастливо оставаться. Натирайте мозоли на заднице, покрепче, чтобы сэр
    Чарльз Дарвин в гробу перевернулся...
    Тут дело в том, что старых управленцев сравнивали с обезьянами. Мол, за
    столько лет щелкать ключами и нажимать кнопки можно научить и обезьяну -
    думать-то не надо.
    -- Слушай, - обращался правый управленец к левому, - откуда у "люкса"
    могут быть столь глубокие энциклопедические знания - сэр Чарльз, да к тому
    же еще и Дарвин. Если он еще скажет "эволюция" или еще что-то в этом роде, я
    выпаду в осадок...
    На этом пикировка обычно заканчивалась.
    Мысль о потоплении "Энтерпрайза" родилась одновременно со вступлением
    того в строй, в училище, на занятиях по тактике, когда подробно разбиралось
    потопление американской лодкой "Арчер-фиш" в конце ноября 1944 года
    крупнейшего японского авианосца "Синано".
    -- Это был самый мощный авианосец в мире до нынешнего времени!
    Семьдесят две тысячи тонн водоизмещения! И был потоплен лодкой, в тридцать
    раз меньше, чем он сам. Только недавно вступивший в строй американский
    атомный ударный авианосец "Энтерпрайз" смог превзойти "Синано" по своей
    мощи...
    -- Вот бы его утопить! - вырвалось у вихрастого четверокурсника, в
    котором без труда можно узнать нашего мечтателя.
    -- Ну-ну. Мысль сама по себе неплоха, но американцы учли печальный опыт
    "Синано". Его охраняли всего два эсминца. А у "Энтерпрайза" сопровождение -
    будь здоров. Лодки, авиация, в том числе и противолодочная, и спутники...
    Это дальнее, а в ближнем фрегатов пять рыщет. И у самого, помимо авиации,
    вооружение - ого-го! Так что, мой юный друг, о торпедной атаке "Энтерпрайза"
    можно только мечтать. К тому же ход у него под тридцать узлов, даже
    противолодочным зигзагом - угнаться практически невозможно. Даже если ваша
    железка сможет дать такой ход, вы все равно ничего слышать не будете за
    ревом собственных шумов. Это все равно, что на мотоцикле с завязанными
    глазами преследовать гоночный автомобиль по взлетной полосе. Причем, у
    водителя автомобиля глаза не завязаны... За ним надо охотиться, выслеживать,
    прокрадываться в ордер - одним словом, как следует надо тактику изучать. И
    не только в училище, а всю службу. Вот тогда что-то может получиться.
    Причем, только в военное время - надо объяснять, почему? А еще попробуй,
    окажись с ним в одном районе...
    И наш юный друг начал мечтать и изучать тактику использования
    авианосцев. Сперва в одиночку, а по мере служебного продвижения начал
    привлекать и подчиненных. За что и прослыл на флоте чудаком. Все старались
    помочь, точнее, подколоть. Например, сослуживцы-механики, пока командиром не
    стал, советовали прикормить рыбью стаю и в ней маскироваться. Или приручить
    пару кашалотов, записать на пленку и издавать звуки брачующихся дельфинов, а
    лучше обучить этому акустиков - и тому подобное. Командиры и начальство
    шутили иначе, мол, сегодня по нашим данным "Энтерпрайз" направляется туда-то
    и туда-то, ты как, готов? Так же издевались с "мертвой петлей": "Слышал, что
    в отдел кадров пришла разнарядка на командира новейшей, скоростной,
    глубоководной лодки. Ты как, а?"
    И тем не менее, командир упрямо нес свои несбыточные мечты через года.
    И вот наступило время принятия решения - расти дальше по службе или
    подыскивать место на берегу? Расти дальше не особо хотелось, а на просьбу
    или даже намек о переводе командир дивизии с начпо заявляли: "Ну, еще одна
    автономка - и будет тебе перевод". Но прошла одна, вторая, и назревала
    третья. Командир был грамотным подводником, имел сколоченный экипаж и, как
    говорится, пользовался авторитетом. Но всему есть предел, и когда командир
    твердо заявил протест и затребовал справедливости у командования, ему "по
    секрету" сообщили, что эта боевая служба будет проходить в районе
    предполагаемого действия АУГ с "Энтерпрайзом", и что более опытного и
    грамотного командира в этом плане просто нет и быть не может... Короче,
    такого иезуитского коварства в штабной дипломатии командир не ожидал. Мечта
    юности... непойманная Жар-Птица...
    В общем, боевая служба состоялась, и районы совпали!
    Трубадуры чуждой нам буржуазной идеологии говорят, что мысль может быть
    материальна и ссылаются при этом на Библию - вначале было Слово. Но
    последующее поколение еврейских философов во главе с Марксом и Энгельсом
    зачем-то начали утверждать, что материя первична.
    Что там первично, что вторично - думать командиру было недосуг, надо
    было действовать и дальше материализовывать мечту, а точнее - теперь уже
    боевую задачу. И началась игра в жмурки, гонка с завязанными глазами. На
    космическую разведку надежды было мало - никакого просвета, облачность
    сплошная. Но командир был отнюдь не беспомощным мечтателем, а имел крепкую
    крестьянскую хватку: про авианосцы и их тактику он знал все, что можно было
    знать. Его офицеры, включая даже механиков, знали чудаковатость своего
    командира и тоже старались не пропустить ни крупицы информации про
    "Энтерпрайз" и его охранение.
    Заканчивался первый месяц автономки, и вот уже вторую неделю длилась
    слепая гонка за самым большим и мощным авианосцем. Режим "тишина" резко
    сменялся самым полным ходом, затем опять дрейф на стабилизаторе глубины без
    хода, изменение глубины и снова гонка. И все это - на готовности номер один:
    ни как следует поесть, ни умыться, ни поспать. Люди вконец измотаны, гальюны
    переполнены, пресная вода на исходе - все это последствия режима "тишина".
    И вот, наконец-то, вознаграждение за упорство, вот она, материализация
    мечты командира и всего экипажа. Лодка на стабилизаторе глубины без хода,
    все молчат, напрягшись, а акустики ловят своими чуткими электронными и
    человеческими ушами групповую цель, а посередке что-то такое, что без труда
    классифицируется как авианосец! Прикинули, посчитали - основная цель пройдет
    мимо в десяти-двенадцати кабельтовых. Вот она, мечта юности и всей
    последующей жизни! Ну почему, почему на планете в эту минуту мир?!
    -- Боевая тревога, торпедная атака! Колоколо-ревунную сигнализацию и
    "каштан" не использовать! Все команды и доклады - только по телефону!
    -- Ну, писец, началось, - вырвалось у экипажа. - Бей супостата.
    Но война-то холодная, время мирное, атаковать нельзя, даже имитировать
    атаку... Конечно, дождетесь! Главное, чтобы зам с особистом не очухались, а
    то налетят: не положено! есть директива! а помимо директивы есть у них и
    стукачи свои, то бишь эти... информаторы. Кто они? По идее, должны быть и
    среди офицеров. О боевой тревоге оповещены только телефонизированные боевые
    посты и командные пункты, хождение между отсеками запрещено... а цель шпарит
    себе на сближение двадцатиузловым ходом, курс не меняя. Вот-вот мимо
    пронесется... Надо что-то делать, как-то обозначить торпедную атаку, пусть
    знают, что русский Иван не лыком шит, и не думают о безнаказанности...
    -- Боцман, всплывать на перископную глубину на стабилизаторе.
    Команд - минимум, все с полуслова, все работают, выкладываясь на сто
    процентов.
    -- Поднять перископ.
    В центральный прибыли взлохмаченные зам с особистом. Ишь, как
    торопились, даже лоск не успели навести. Начинают потихоньку въезжать в
    обстановку. Командир - к перископу, чтобы ненужных вопросов избежать. Минут
    через пять авианосец будет на траверзе. Вон он, весь в огнях, самолеты
    принимает, значит, курс менять не будет. БИП вырабатывает данные для
    стрельбы - все на автомате. Командир от перископа - к телефону:
    -- Минер! Сколько нужно времени, чтобы освободить четвертый и пятый
    аппараты от торпед?.. Сколько?! Ну ты даешь... Пять минут! И приготовить эти
    аппараты к прострелке воздухом! Понятно?!
    Пытавшиеся вот-вот вмешаться в обстановку зам с особистом оцепенели,
    как адмиралтейские якоря на набережной Невы. Есть директива Главного Штаба с
    рекомендацией избегать имитации боевых атак, требующая обеспечения
    собственной безопасности, предотвращения столкновения и навалов и еще что-то
    там про международную обстановку...
    Минера тоже заклинило, и четкого ответа "есть" не последовало. Вот те,
    нате. Готовились, готовились, а все ушло в болтовню на партсобраниях. Да, в
    военное время проще: ввел данные стрельбы - а они идеальные! - и "Пли!" А
    тут все аппараты заряжены боевыми торпедами. Есть, правда, возможность
    освободить два аппарата от торпед на случай аварийного выхода из затонувшей
    лодки. Надо освобождать, время уходит...
    Авианосец вот-вот поравняется с лодкой, а минерское "есть" все никак не
    прозвучит, да и зам с особистом скоро очухаются.
    И тут механик - нашел выход! - самый большой оппозиционер и тайный
    насмешник над командирскими утопиями. Он уже давно запрашивал "добро" продуть гальюны (не заполненным "под завязку" остался только докторский в
    изоляторе), но командир неизменно запрещал - продувание демаскирует лодку.
    Механик матерился и утверждал, что нас скоро по запаху учуют даже в
    Пентагоне.
    -- ...минер!...
    -- Командир, - встрял механик, - готов произвести прострелку гальюнов!
    Эффект такой же, а пользы больше: не надо снимать давления с отсеков, тем
    более, что оно и так избыточное, и расход воздуха на это дело меньше. И
    нарушения директивы не будет. А?
    Мысль сама по себе неплохая, но... как-то это..., а выхода другого
    нет...
    -- Ну, это совсем другое дело, - обратился почти вышедший из оцепенения
    зам к начинающему тоже очухиваться особисту.
    -- Ладно, механик, убедил, - сказал командир. - Продуть гальюны по
    команде.
    И сам - к перископу.
    В редких разрывах облаков проглядывала четверть рождающейся луны.
    Лунная дорожка убегала в сторону авианосца, надвигающемуся неумолимо, как
    крах капитализма.
    -- Механик, турбину к даче хода приготовить. Что там с гальюнами?
    -- Турбина готова, гальюнные аппараты второго и третьего отсеков к
    стрельбе готовы, - отрапортовал механик, - есть предложение опустить
    перископ: кингстон продувки гальюнов на одном шпангоуте с перископом,
    недолго и оптику загадить...
    -- Понял, понял, механик... БИП! Доложить данные стрельбы двумя
    "изделиями"! - Выслушал данные, сверился по перископу и дал команду опустить
    его.
    -- Механик, то-овсь!
    -- Есть товсь!
    -- Пли!
    -- Есть пли! - отрепетовал механик. - Второй и третий, продуть гальюны,
    воздуха не жалеть!
    Через некоторое, очень маленькое, время в центральный пошел характерный
    запах, и все завращали носами.
    -- Товарищ командир, продуты баллоны гальюнов во втором и третьем
    отсеках. Замечаний нет.
    -- Есть, механик. Поднять перископ!
    Подняли. Вот это да! Командир ошалело отшатнулся от окуляров, а затем
    опять прильнул.
    На авианосце пылал пожар! И еще какой! Громадина продолжала следовать
    своим курсом.
    -- Товарищ командир! В нашу сторону направляется цель номер три,
    дистанция тридцать, - доложил командир расчета БИП.
    -- Есть, - машинально ответил командир, не отрываясь от перископа, -
    наблюдаю пожар на авианосце, записать в вахтенный журнал...
    В центральном все так и обалдели.
    -- Доигрались! - первым пришел в себя и трагически завопил зам.
    -- Разрешите? - и, не дожидаясь ответа, особист прильнул к перископу.
    Это наглость. Это борзость. Перископ - штука только для командира. Старлей
    сопливый, агент "два нуля", да к тому же из механиков... В другое время
    командир не стерпел бы и проучил юнца, но сейчас было не до того.
    -- Пожар... на полетной палубе... ни хрена себе... - подтвердил
    особист.
    Что за чертовщина?! Ну, продули гальюны. Торпедные аппараты воздухом не
    простреливали, вернее, команда была, но минер... Минер "есть" не сказал, а
    должен был, и отрепетовать команду должен был, а он молчал... Тогда что?
    Так думал командир, а все внимательно слушали, потому как думал он
    вслух.
    -- А почему он молчал? - вступил в дело особист. - Может, он
    действовал?
    И особист перевел взгляд на пульт вахтенного офицера с "каштаном".
    Тумблер торпедной палубы был включен! Все уставились на тумблер, а глаза
    зама начали наливаться справедливым гневом, как у Ивана Грозного, который
    убивает своего собственного сына.
    -- Разрешите! - и снова без разрешения особист рванулся к "каштану". -
    Первый, торпедная! Ответить центральному! - надрывался особист в выключенный
    "каштан", надеясь первым выявить злой умысел.
    -- Товарищ старший лейтенант! - не сдержался командир. - "Каштан"
    обесточен по моему приказанию с самого начала слежения за авианосцем.
    Отойдите отсюда и без разрешения...
    -- Но ведь горит, и горит фактически! - не унимался старлей, пытаясь
    сдержать марку.
    -- А чего это вас так огорчает, - съязвил командир, - авианосец-то
    американский.
    И за телефон.
    -- Связисты, запитать командирский "каштан", - и далее, уже по
    "каштану". - Минер! Ты что там, умер или ...?! Доложить количество
    боезапаса!
    -- Товарищ командир, - прозвучало в замершем центральном, - боезапас
    без изменения. - Минер докладывал невозмутимо (еще бы, откуда он знал). - В
    аппаратах столько-то, на стеллажах столько-то, выгрузку из аппаратов
    четыре-пять начать не можем, неисправно перезарядное устройство. Время на
    введение в строй выясняем...
    -- Ну, минер! Мо-ло-дец! - гневно-радостно выдавил командир. - Выгрузку
    отставить, а там разберемся...
     
  2. Зам отлип от перископа, в который влез, пока шел диалог с торпедистами.
    Ему хотелось ущипнуть себя и проснуться. Кошмар какой-то! Торпеды на месте,
    ну продули гальюны, а авианосец горит! Кто будет отдуваться за все? Говорил
    же начпо: "Присматривай за командиром! Если что, одерни!" Уследишь тут за
    этим великовозрастным идиотом, как же... Но, скорее говно - в буквальном
    смысле слова - подстроил механик. Этот опаснее - технократ...
    Крыша съезжала не только у зама. Но боевые посты и командные пункты
    бесстрастно делали свое дело.
    -- Товарищ командир, цель номер три опасно приближается, дистанция
    пятнадцать кабельтов... - прервал размышления и догадки доклад акустика.
    -- Срочное погружение! Турбине вперед девяносто три! Боцман, ныряй на
    сто метров!
    ...Автономка закончилась досрочно. "Энтерпрайз" ни с того, ни с сего
    ушел прочь от советского побережья восвояси, а лодке приказали скрытно
    вернуться в родную базу. В точке всплытия поджидал БПК с комиссией. Сразу же
    изъяли вахтенный журнал и штурманские карты. Поочередно опросили всех
    свидетелей и участников "атаки" и заставили письменно изложить события
    такого-то числа в ночь с и по. И вырисовалось вот что...
    О присутствии в данном районе советской субмарины командир авианосца
    наверняка знал, а значит, знало и все его охранение. Знал он также, что
    контакт с ней потерян. Это можно расценить, как отрыв АУГ от лодки, но
    дальнее охранение - тоже подводные лодки - все равно должны были продолжать
    поиск. Наверняка знала о потере контакта и вся ходовая вахта авианосца.
    Знали, и потому смотрели в оба. И тут в лунной дорожке какой-нибудь
    сигнальщик видит перископ. Докладывает, разумеется - у них за это дело
    крупная денежная премия, между прочим. Командование авианосца волнуется,
    луна прячется в облаках, и перископ скрывается (чтобы оптику в дерьме не
    запачкать). Все напряженно пялятся на воду, оповещают корабли охранения, а
    авианосец идет, не меняя курса, потому что самолеты заходят на посадку. Тут
    снова выглядывает луна, четко виден вышедший пузырь - в лунной опять же
    дорожке - и акустики кричат, что слышат торпедный залп... Рулевой и не
    выдержал, повернул, уклоняясь от "торпед" - так или иначе, история
    умалчивает, но самолет не туда сел, врезался и загорелся.
    Факт состоит в том, что по сведениям агентурной разведки и по
    дипломатическим каналам, в том месте и в то время, где наша лодка продувала
    гальюны, на авианосце произошел пожар вследствие аварийной посадки самолета,
    врезавшегося в рядом стоящие, а в довершение всего авианосец еще и слегка
    влепил носом в борт своего же крейсера УРО "Белкнап". Опять же, через
    военного атташе производился запрос о наличии в том районе советских
    подводных лодок. Разумеется, вежливо ответили, что никаких лодок нет, а ту
    быстренько вернули...
    На пирсе экипаж встречал лично Командующий Флотом. После оглушительного
    "Здравия желаем!.." ком поблагодарил экипаж за службу.
    -- Служим Советскому Союзу!!! - опять же оглушительно заорали
    подводники... И все. Ни речей. Ни митингов. Ни разносов. Ни наград, ни
    благодарностей, ни грамот, на худой конец. Зачем приехал?
    -- Старпом.
    -- Я!!!
    -- Действуйте по плану, а мы тут с командиром маленько побеседуем, - и
    в курилку на корень пирса.
    -- Ни хрена себе! - выразил общее недоумение механик, - неужто снимут?!
    Вот бы и меня!.. - он давно мечтал о переводе на берег под любым соусом,
    ровесник командирский.
    -- Всем вниз! - старпом пресек механические разглагольствования, и
    народ полез в прочный корпус.
    Монолог комфлота в курилке (достоверность - плюс-минус):
    -- Ну что ж, родной, одну свою мечту ты осуществил. "Энтерпрайз"
    минимум на полгода выведен из строя. За такое не грех и Героя дать. Но - не
    судьба. Подписывается международное соглашение о предотвращении конфликтов в
    море и воздухе путем запрещения имитации боевых атак. Табанили его только
    америкосы. Теперь, может, и они поймут его пользу, потому как ремонт
    "Энтерпрайза" им в копеечку вылетит. Но! - тебя там не было. Ты понял? И
    экипажу объясни. Ну, органы возьмут подписку о неразглашении, само собой...
    Объяснять янкам, что ты не имитировал торпедную атаку, а просто гальюны
    продувал, никто не станет. Во-первых, это их только разозлит, а во-вторых,
    смешно просто. Еще возьмут и не подпишут соглашение, реванша искать будут.
    ТАСС уже сообщил об аварии на "Энтерпрайзе" и заявил, что наших кораблей в
    этом районе не находилось. Так что, извини, вот тебе Орден Красного Знамени
    - это все, что в моих силах. Да и вообще, не пора ли ему на покой? -
    командующий повернулся к комдиву. - А то ведь, насколько я знаю, еще одна
    мечта осталась, неосуществленная. Есть мечта?
    -- Найдем, товарищ командующий. Это - последняя автономка. Готово
    представление на перевод в учебный центр, начальником тактического цикла.
    -- Давайте мне, я сразу подпишу. Ты как, согласен?
    -- Так точно, согласен, товарищ адмирал, только вот... есть еще
    просьба...
    Комдив обречено развел руками, мол, что с ним поделать.
    -- Ну, говори, - насторожился ком.
    -- Мечта осталась неосуществленная...
    "Ну точно, чокнутый, - одновременно подумали оба адмирала. - Может, его
    сперва в госпиталь, к психиатрам?"
    -- ...но мой механик утверждает, что она неосуществима. А объяснить
    толком не объясняет, времени не хватает никогда. Да и стрельбу эту с
    гальюнами - это он придумал...
    -- Ну и куда ж ты клонишь? - первым начал соображать комфлота и даже
    улыбнулся.
    -- Мой годок он, товарищ командующий, только с Дзержинки, ходатайствую
    о переводе механика в учебный центр на "механический" цикл.
    -- Все?
    -- Так точно, все.
    -- Ну что ж, иди. Комдив, готовь представление и на механика. Пусть там
    вместе разбираются со своими мертвыми петлями. Только в штопор не войдите, -
    ком весело погрозил пальцем и протянул на прощание руку.


    Жалко я таким слогом не владею :_(
     
  3. Для меня - боян, читал ещё на "первом Пентиуме" году в 2001... Но для кого-то в новинку. :) Может быть.
     
  4. Все лодки с ЖМТ несли службу не северном флоте. А Энтерпрайз редко покидал Тихий океан.
     
  5. :-D
     

Поделиться этой страницей