Девний объективчик

найдено в закромах антресолей
образец предположительно серидины-конца 1800х
кто что расскажет интересного?

Про возраст - маловероятно. На ободе написано по русски. Что-то я не припомню отечественной дореволюционной оптики. Больше смахивает на конец двадцатых - начало тридцатых.

Объектив уже устаревшей к тому времени оптической схемы анастигмат. Никаких значимых достоинств оная схема не имеет. Рядовая линза с малоинтересным рисунком. По идее должна крыть 9х12 без подвижек. Затвор - неизвестный мне клон Компура, по идее должен быть дохлым.

В общем, интересные антикварные стекла в природе есть, даже у меня кое-какие есть. Но это немножко другие. Из девятнадцатого века это преимущественно петцвали и перископы, причем далеко не от всех сборщиков.
 
Последнее редактирование:
А настоящий интересный 19-й век выглядит вот как (это 1860-1870 годы, объектив "Петцваль-портретный", 450 - 550 мм, черные вставные кольца это своеобразный "зум", ввинчивание колец увеличивает фокус, ирисовой диафрагмы нет, вместо нее лоток для вставных диафрагменных дисков, светосила около 10, кроет 30х40, построен Фойгхтландером):
 

Вложения

  • o1.jpg
    o1.jpg
    72,9 KB · Просмотры: 422
  • o2.jpg
    o2.jpg
    66,6 KB · Просмотры: 377
  • o3.jpg
    o3.jpg
    84,7 KB · Просмотры: 373
  • o4.jpg
    o4.jpg
    69,8 KB · Просмотры: 387
Про возраст - маловероятно. На ободе написано по русски. Что-то я не припомню отечественной дореволюционной оптики. Больше смахивает на конец двадцатых - начало тридцатых.

Объектив уже устаревшей к тому времени оптической схемы анастигмат. Никаких значимых достоинств оная схема не имеет. Рядовая линза с малоинтересным рисунком. По идее должна крыть 9х12 без подвижек. Затвор - неизвестный мне клон Компура, по идее должен быть дохлым.

В общем, интересные антикварные стекла в природе есть, даже у меня кое-какие есть. Но это немножко другие. Из девятнадцатого века это преимущественно петцвали и перископы, причем далеко не от всех сборщиков.
По дате верно. Анастигмат - не оптическая схема, а характеристика объектива. Характеризует то, что все известные на тот момент аберрации исправлены. В первую очередь сфера и кома. А также астигматизм - почему объектив получил своё название. Астигматизм убрать долго не получалось, (даже человеческий глаз, причём абсолютно здоровый, в той или иной мере имеет эту абберацию. Лица, имеющие зрение полностью свободное от астигматизма, встречаются 1 на тысячу, кажется) Все, ныне выпускающиеся объективы - анастигматы. Сдаётся мне, что мы здесь имеем дело с обыкновенным полускленным четырёхлинзовым симметричным анастигматом "Ортагоз", выпуска Ленинградского оптико-механического завода, только в импортном затворе. Подобные объективы, собранные в телах импортных затворов, употреблялись для комплектации первых серий фотоаппарата "Фотокор", а также его предка "Арфо". :)
 
Характеризует то, что все известные на тот момент аберрации исправлены... А также астигматизм - почему объектив получил своё название. Все, ныне выпускающиеся объективы - анастигматы.

Всё не совсем так. Оптическая схема под названием "анастигмат" - как раз была. Так же, как были конкретные оптические схемы "ахромат", "апланат" и так далее. И зарегистрированная торговая марка "анастигмат" тоже была. За Цейссом числилась. Предтеча тессара. Насколько помню, трехлинзовый он был. Как только слово "анастигмат" стало неинформативным, а астигматизм начал быть подавлен почти во всех схемах - оптику этой схемы переименовали. Если не ошибаюсь, это ровно то, что у нас позже ставилось на всяких сменах/любителях под названием "триплет". А у цейсса эту схему переименовали сначала в "протар", а потом в еще что-то, уж не помню, во что.

Кстати, аберрация глаза, именуемая астигматизмом, и астигматизм объективов - две совершенно разных аберрации. Та аберрация, которая у глаза - может быть воспроизведена в стеклянной оптике только путем офигенных извращений, бо требует ОТСУТСТВИЯ осевой симметрии, что вопиюще нетехнологично ибо запрещает токарную обработку линз))))
 
Последнее редактирование:
Всё не совсем так. Оптическая схема под названием "анастигмат" - как раз была. Так же, как были конкретные оптические схемы "ахромат", "апланат" и так далее. И зарегистрированная торговая марка "анастигмат" тоже была. За Цейссом числилась. Предтеча тессара. Насколько помню, трехлинзовый он был. Как только слово "анастигмат" стало неинформативным, а астигматизм начал быть подавлен почти во всех схемах - оптику этой схемы переименовали. Если не ошибаюсь, это ровно то, что у нас позже ставилось на всяких сменах/любителях под названием "триплет". А у цейсса эту схему переименовали сначала в "протар", а потом в еще что-то, уж не помню, во что.

Кстати, аберрация глаза, именуемая астигматизмом, и астигматизм объективов - две совершенно разных аберрации. Та аберрация, которая у глаза - может быть воспроизведена в стеклянной оптике только путем офигенных извращений, бо требует ОТСУТСТВИЯ осевой симметрии, что вопиюще нетехнологично ибо запрещает токарную обработку линз))))
Объектива с торговой маркой "Анастигмат" в производственной программе фирмы "Цейсс" не нашёл сейчас, хотя искал полчаса. :) Первый триплет имел название "Триплет Кука", рассчитан в 1893 году в Англии Тейлором, для фирмы "Кук".
"Астигматизм" глаза и "Астигматизм" оптических инструментов - абсолютно идентичное явление. Природа его в том, что 1. У объективов разное преломляющее действие центральных и краевых участков линз. 2. Разное преломляющее действие сред глаза. Результат же абсолютно одинаков. Если рассматривать точку фокуса в трёхмерном пространстве, то точка идеальной фокусировки представляет собой как бы микроскопический шарик, чем меньше его размеры, тем более точен и корригирован объектив. При астигматизме происходит "растягивание" фокуса вглубь, то есть, точка фокуса уже не "шарик", а "веретено" или "игла".
Наглядная картинка:

astigmatizm.jpg


То же самое происходит и в человеческом глазе. Медики говорят, что "астигматизм представляет собой сочетание в одной точке трёх видов рефракции: "аметропии" (нормального зрения), "миопии" (близорукости) и "гиперметропии" (дальнозоркости)". При этом происходит такое же "вытягивание" точки фокуса "в глубину". Для того, чтобы человеческий глаз был абсолютно свободен от астигматизма, нужно чтобы преломляющая способность всех сред глаза (А их три - роговица, хрусталик, стекловидное тело) была строго скоординирована. Или же можно исправить аберрации возникающие на границах сред, с помощью коррекции формы роговицы. (что сейчас, в общем-то, и технологически освоено - ФотоРефракционная Кератомия - ФРК и методика Лайсик используют именно этот способ.)
Ссылки по теме: Астигматизм оптических инструментов: http://fotoslov.ru/astigmatizm.html
Астигматизм в офтальмологии: http://blog.medseries.ru
 
Астигматизм глаза - это не разница центр/край, а отступление оптических сред глаза от сферичности, наложение цилиндра. И корректируется он очками, в которых часть диоптрий приходится на сферу, а часть на цилиндр. Причем там еще и направление оси цилиндра может быть любым и также подлежит подгонке. У меня, к примеру, как раз довольно сильный астигматизм. И очки имеют 2.5 диоптрии на сферу и 1.5 на цилиндр, на правом глазу повернутый на 30 градусов вправо от горизонтали, а на левом - на 20. Разница между астигматизмом глаза и астигматизмом объектива - в том, что у глаза "веретено" имеет одинаковое направление в любой точке картинки и коррегируется цилиндрической линзой, а у объектива оно радиально и коррегируется линзой совсем другой геометрии.

Искать в производственной программе фирмы "цейсс" почти бессмысленно, так как половина документации похерилась при образовании в 1914-1919-м фирмы "цейсс икон" методом слияния пяти фирм. К примеру, конкретно моя модель 6.5х9 зеркалки ernemann 15-го года постройки, на которой написано "zeiss ikon", в документах цейсса также отсутствует напрочь, хотя в литературе вполне описана. Более того, в документах цейсса присутствует два указания о том, что ее не может быть в природе (например, что объектив ernon на нее прекратили ставить ДО появления шильдика "цейсс икон"). Есть масса трудов по истории объективостроения, в том числе цейссовского, гораздо более информативных, чем архивы самого цейсса.

Если про камеру не веришь - вот картинки, попробуй найти ее у цейсса:
 

Вложения

  • c1.jpg
    c1.jpg
    122,4 KB · Просмотры: 386
  • c2.jpg
    c2.jpg
    119,3 KB · Просмотры: 348
А вот про Цейссовский "анастигмат", он же "протар":

The Zeiss Anastigmat consisted of an old-achromat (cemented doublet made with a high-index fling glass and a low-index crown glass) front with a new-achromat (cemented doublet made with a high-index crown glass and a low index flint glass, making a flat field lens free from astigmatism) in the rear. This was the first lens designed specifically for photographic applications at Carl Zeiss.
There were 5 series with slightly different formulations, and two sub-variations.
The Double or Quadruple Anastigmat Series VII was a design with a cemented quadruplet lens .It could be designed to have a "convertible" focal lengths (the rear component could be use d alone or in combination with a similar front component of the same or different focal length).
Zeiss licensed several companies to manufacture these lenses:
Bausch and Lomb, Rochester, New York
Krauss, Paris, France
Ross, London, England
Fritsch, Vienna, Austria
Koristka, Milan, Italy
Suter, Basle, Switzerland

As other companies manufactured lenses called Anastigmat, Zeiss lost the trademark to the name, so in 1900, Zeiss re-named their lens Protar. The performance was not as good as they wanted, and shortly other superior lens designs came onto the field.

Источник: например, http://www.panix.com/~zone/photo/czlens.htm
 
А на человеческом языке ты можешь то же самое выложить? Если не на русском, то хотя-бы на немецком...
 
В гробу я видал этот энглишь! Достаточно с меня того, что по-немецки читаю и говорю.
 
Сверху